Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ общего правового регулирования.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правового регулирования;
- рассмотреть методы правового регулирования;
- проанализировать методы правового регулирования имущественных отношений;
- охарактеризовать методы правового регулирования неимущественных отношений.
Введение
Глава 1. Общие положения о правовом регулировании
1.1. Понятие правового регулирования
1.2. Методы правового регулирования
Глава 2. Особенности правового регулирования отдельных видов отношений
2.1. Методы правового регулирования имущественных отношений
2.2. Методы правового регулирования неимущественных отношений
Заключение
Список литературы
Вместе с
тем публично-правовое регулирование
в известных пределах необходимо
в целях ограничения
Однако следует отметить, что в настоящее время содержащиеся в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства публично-правовые нормы регулируют не частные отношения, составляющие предмет гражданского права, а отношения публичного характера. Так, публично-правовые нормы, предусматривающие взыскание всего полученного по сделке в доход государства (ст. 169 ГК РФ), регулируют отношения публично-правовой ответственности правонарушителя перед государством, которые не входят в предмет гражданского права. К числу таких публично-правовых норм относятся и положения ГК РФ о регистрации актов гражданского состояния (ст. 47), юридических лиц (ст. 51), прав на недвижимое имущество (ст. 131)26. Они опосредуют отношения между субъектами гражданского права и соответствующими регистрирующими органами. Последние, вступая в указанные отношения, руководствуются публичным интересом, не связанным с удовлетворением их материальных или духовных потребностей, что свидетельствует о публично-правовом характере этих отношений.
Нормы ст. 426 ГК РФ, призванные защищать интересы потребителей при заключении и исполнении публичных договоров, регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако указанные нормы не наделяют одну из сторон публичного договора властными полномочиями по отношению к другой стороне, а лишь распределяют между ними взаимные права и обязанности таким образом, чтобы защитить частный интерес экономически более слабой стороны. В силу этого указанные нормы носят частноправовой характер. Публичный же характер носят нормы, содержащиеся в гл. IV Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако указанные нормы регулируют не частные отношения, складывающиеся между субъектами гражданского права, а отношения, возникающие между коммерческими организациями и контролирующими их органами. В указанных отношениях контролирующие органы, наделенные властными полномочиями по отношению к коммерческим организациям, руководствуются публичными интересами по защите прав потребителей. Поэтому данные отношения лежат за пределами предмета гражданского права.
Такое «вкрапление» норм публичного права, регулирующих публичные отношения с участием субъектов гражданского права, хотя и является объективной необходимостью, однако не дает оснований для признания гражданского права комплексной отраслью законодательства.
Внедрение норм публичного права в гражданское законодательство не должно приводить и к «отпочкованию» от гражданского права других отраслей частного права: семейного, трудового, земельного, лесного, водного и т.п. Поскольку отношения между членами семьи, между работодателем и работниками, отношения по использованию природных ресурсов, отношения найма жилых помещений носят частный характер и входят в предмет гражданского права, они должны регулироваться методом юридического равенства сторон. Поэтому нет объективных оснований для признания семейного, трудового, жилищного, земельного, лесного, водного права самостоятельными отраслями частного права.
Деление единого частного права на отдельные отрасли частного права нецелесообразно хотя бы потому, что особенности гражданско-правового регулирования частных отношений, возникающих в отдельных сферах деятельности человека, проще и правильнее выявить и учесть на фоне общих закономерностей частноправового регулирования, отраженных в ГК РФ. Поэтому основы гражданско-правового регулирования частных отношений, складывающихся в отдельных сферах деятельности человека, какой бы спецификой они ни обладали, должны быть заложены в ГК РФ как стержневом нормативном акте гражданского законодательства. Более того, чем большей спецификой характеризуются частные отношения конкретной сферы деятельности, тем крепче должно быть привязано правовое регулирование этих отношений к ГК РФ.
Это, в свою очередь,
не исключает использование
Действительно, стыковку норм частного и публичного права в таких случаях удобнее осуществлять в одном комплексном кодексе. Однако при этом нормы частного права включаются в комплексные кодексы не потому, что они утрачивают свою гражданско-правовую принадлежность, а в силу юридико-технических причин - необходимости их согласования с соответствующими публично-правовыми нормами. Вместе с тем важно обеспечить соответствие норм гражданского права, размещенных в таких комплексных кодексах, нормам, содержащимся в материнском ГК РФ. Практика же показывает, что закрепленные в таких комплексных кодексах нормы гражданского права нередко противоречат ГК РФ, а их качество оставляет желать лучшего28. В результате появляется разнобой в правовом регулировании однородных частных отношений, что вызывает не меньше нареканий, чем нестыковка норм частного и публичного права.
Выход из создавшегося положения видится в том, что в ГК РФ необходимо сосредоточить основополагающие нормы права, призванные регулировать частные имущественные отношения по использованию природных ресурсов. В дальнейшем, опираясь на этот закрепленный в ГК РФ частноправовой костяк, можно перебросить мостик частноправового регулирования отношений по использованию природных ресурсов в соответствующие комплексные кодексы (Земельный, Лесной, Водный и др.), где частноправовые нормы должны, с одной стороны, находиться в непротиворечивом единстве с однородными нормами ГК РФ, а с другой - оптимально сочетаться с публично-правовыми нормами, регулирующими отношения по охране и контролю за использованием природных ресурсов.
Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Категория «правовое регулирование» обретает свое специфическое, самостоятельное значение и в то же время «встраивается» в смысловое поле действия права лишь при условии более строгого ее понимания как разновидности социального регулирования. Термин «регулирование» обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Поэтому можно охарактеризовать правовое регулирование как специальную юридическую деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
Причем следовало бы считать правовым регулированием не любую властную деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц, а лишь ту, которая имеет непосредственной целью направить в четко определенное русло поведение участников упорядочиваемых общественных отношений при помощи нормативно-правовых или индивидуально-правовых велений. В юридической литературе вполне справедливо отмечается, что систематизация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального характера, контрольная деятельность, профилактическая работа правоохранительных органов, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта и др. составляют, скорее, иные разновидности юридической деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.
Из изложенного
выше следует, что под понятие
правового регулирования не подпадают
ни само правомерное поведение
На основании вышеизложенного целесообразно внести следующие изменения в ГК РФ:
1) абз. 1 п. 1 ст. 2 изложить в следующей редакции:
«1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие частные имущественные и частные неимущественные отношения.»;
2) п. 1 ст. 2 дополнить абз. 2 следующего содержания:
«Частные трудовые, семейные, жилищные отношения, а также частные отношения по использованию природных ресурсов регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы трудовым, семейным, жилищным, земельным, лесным, водным законодательством и законодательством о недрах.»;
3) п. 2 ст. 2 изложить в следующей редакции:
«2. Неотчуждаемые нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.»;
4) из ст. 128 «Объекты гражданских прав» исключить слова «нематериальные блага»;
5) из ст. 129 «Оборотоспособность объектов гражданских прав» исключить п. 4;
6) ст. 150 изложить в следующей редакции:
«Статья 150. личные нематериальные блага
1. Жизнь и
здоровье, достоинство личности, честь
и доброе имя, деловая
2. Личные нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, которые ими предусмотрены, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения.
3. В случаях
и в порядке, которые
1 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М., 2002. - С. 264.
2 Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. - М., 1961. - С. 26.
3 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 5.