Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29
2 Определение компетенции главы государства на примере
Президента РФ
2.1 Основные функции Президента РФ
Основные функции Президента как главы государства определены ст.80 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих), по борьбе с организованной преступностью и т.д.
Столь же широко
сформулирована в Конституции РФ
функция Президента по охране суверенитета
РФ, ее независимости и
Грош цена всей
конституционной законности, если Президент
не реализует своей
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ
возлагает на Президента функцию
определения основных направлений
внутренней и внешней политики государства,
оговаривая, что эта функция должна
осуществляться в соответствии с
Конституцией и федеральными законами.
Упоминание в этой связи федерального
закона указывает на то, что в
определении основных направлений
внутренней и внешней политики участвует
также и Федеральное Собрание.
И процесс определения основных
направлений политики государства
развивается в сотрудничестве Президента
и Федерального Собрания, но последнее
всегда имеет возможность
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
2.2 Полномочия главы государства в России
Полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.
Президент обладает
широкими полномочиями в области
кадровой политики. Его участие в
формировании государственных органов
может проявляться по-разному. Конституция
предусматривает несколько
Председатель
Правительства назначается с
согласия Государственной Думы. Предложение
о кандидатуре Председателя Правительства
должно быть внесено Президентом
в течение двух недель после вступления
в должность или отставки Правительства.
Согласие оформляется в виде постановления,
которое принимается
Участие Президента
в формировании Правительства выражается
также в том, что он назначает
на должность и освобождает от
должности заместителей Председателя
и федеральных министров. Таким
образом, Президент и Председатель
Правительства совместно
Решение об отставке
Правительства Президент
Совместно с этой
палатой решается вопрос о назначении
на должность и освобождении от должности
Председателя Центрального Банка РФ,
чтобы гарантировать
В формировании
состава Конституционного Суда, Верховного
Суда и Высшего Арбитражного Суда
РФ, а также в назначении Генерального
Прокурора РФ участвуют Президент
и Совет Федерации. При этом Президент
вносит предложения о соответствующих
кандидатурах, а само назначение производит
Совет Федерации. Решение об освобождении
от должности Генерального Прокурора
также принимается Советом
Глава государства сам непосредственно занимается назначением на ряд государственных должностей и освобождением от них. Это относится к судьям всех других федеральных судов (кроме перечисленных), к полномочным представителям Президента. Иногда назначаются специальные представители для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу.
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Необходимость консультаций не означает обязательности выполнения решений этих комитетов и комиссий.
Обычно при
назначении должностных лиц Президент
может воспользоваться
Во взаимодействии
с парламентом Президент
Одним из основных
средств общения главы
Темы и структура послания не являются жестко установленными и определяются Президентом в зависимости от политической ситуации в стране, наиболее актуальных проблем текущего периода и своего видения будущего. Закон предъявляет лишь некоторые требования к установкам, которые должны содержаться в первом послании Президента после вступления его в должность.
Президент принимает
активное участие в законотворческом
процессе. Прежде всего, он наделен
правом законодательной инициативы.
Законопроекты Президента, внесенные
им на рассмотрение Государственной
Думы, считаются приоритетными в
программе законотворчества. В обсуждении
этих законопроектов в палатах парламента
участвуют представители
Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом но должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Это относится и к назначению внеочередных выборов в Думу после ее роспуска (ст. 109, п. 2).
Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция предусматривает 2 случая, когда нижняя палата может быть распущена, причем основания роспуска всегда связаны с недоверием Правительству: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства (ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству в течение 3 месяцев (ст. 117). В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент может объявить об отставке Правительства.
Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения во времени. В. Конституции перечислены все случаи, когда роспуск не допускается:
Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ