Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29
Данный перечень оснований роспуска палаты не может быть расширен - таким образом предупреждается произвол Президента и исполнительной власти и их бесконтрольные действия в отсутствие законодательного органа.
Президент обладает
некоторыми полномочиям и на завершающей
стадии законотворческого процесса:
он подписывает и обнародует Федеральные
законы. Эффективным инструментом влияния
главы государства на законодательную
власть является право президентского
вето, под которым подразумевается
возвращение Президентом
Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие в заседании и выступление представителя Президента. Как правило, депутаты внимательно относятся к замечаниям, высказанным представителями Президента. Заслушивается также заключение соответствующего комитета или комиссии палаты. После этого может быть принято одно из двух решений:
Для преодоления
разногласий между
Мотивов для использования
права отлагательного вето может
быть очень много: низкое качество юридической
техники; противоречие законов Конституции
и другим Федеральным законам; отсутствие
заключения Правительства по законопроектам,
предусматривающим
Положительное значение президентского вето заключается в том, что оно стимулирует повышение качества законов и способствует устранению коллизий и дефектов в законодательстве.
В российской практике
также сложилась своеобразная процедура
возвращения Президентом
К взаимодействию
с законодательной властью
Значительную
часть полномочий главы государства
составляют полномочия в области
исполнительной власти. Хотя в Конституции
Президент не назван главой исполнительной
власти, в своей деятельности он
наиболее тесно связан именно с этой
ветвью власти. Во-первых, Президент
активно участвует в
Несмотря на то,
что по Конституции Правительством
и входящими в него министрами
руководит Председатель Правительства,
Президенту непосредственно
Так как многие полномочия Президента носят исполнительный характер, создается впечатление, что во главе единой системы исполнительной власти стоят одновременно два независимых органа. В юридической литературе это обозначается как дуализм исполнительной власти. Возникает проблема разграничения полномочий и недопущения дублирования деятельности государственных органов. Неопределенность в организации исполнительной власти ведет к ее ослаблению и снижению ее авторитета. Нужно сказать, что эта проблема не является уникальной для России. Она более или менее остро встает во всех странах, где существует пост президента и премьер-министра. Для решения этой проблемы необходима детализация полномочий и уточнение ответственности каждого из органов.
В общем, деятельность Президента как главы государства охватывает более широкую сферу. Он обеспечивает единство всей государственной власти, выполняет интегрирующую функцию, и его координирующее влияние должно равномерно распределяться на все ветви власти. Административное воздействие Президента на Правительство возможно только в некоторых случаях.
Правительство, в свою очередь, осуществляет непосредственное управление исполнительной вертикалью, обеспечивает проведение в России единой государственной политики, направления которой определяет Президент. Многие исследователи отмечают, что в действительности вся полнота исполнительной власти на федеральном уровне не принадлежит Правительству, т. к. оно находится под высшим контролем Президента. Но в Конституции не говорится о политической ответственности Правительства перед главой государства. Оба органа наделены сильными полномочиями и призваны постоянно взаимодействовать при выполнении возложенных на них обязанностей.
Так как руководство Вооруженными Силами построено на принципе единоначалия, Президент обладает многими полномочиями по управлению этой сферой. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности (ст.83, п. ж). Совет Безопасности является совещательным коллегиальным органом, в состав которого по должности входят: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы контрразведки и др. лица. Совет Безопасности занимается рассмотрением вопросов государственной безопасности, а решения Совета нередко оформляются указами Президента.
Кроме того, Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации. Военная доктрина представляет собой документ, в котором зафиксированы военные, военно-политические, военно-технические и экономические основы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту жизненно важных интересов РФ.
Организационные
и управленческие полномочия по обеспечению
обороны распределены между Президентом
и Правительством. Президент является
Верховным Главнокомандующим
Важным полномочием
Президента является введение в установленных
случаях на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях
чрезвычайного положения и
Президент осуществляет
руководство внешней политикой,
в основном, через МИД. Но и сам
он принимает активное участие в
реализации внешней политики РФ. Это
проявляется в его регулярных
встречах с лидерами иностранных
государств, телефонных обменах мнениями
с ведущими зарубежными политическими
деятелями. Президент также ведет
международные переговоры и участвует
в важнейших международных
Выражением личного участия Президента в реализации внешней политики является подписание им международных договоров РФ, которые признаются составной частью ее правовой системы. Глава государства подписывает ратификационные грамоты - документы, свидетельствующие об утверждении Федеральным законом международного договора РФ. Он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств (ст. 86 Конституции) и назначает дипломатических представителей России в зарубежных странах.
В сфере регулирования правового статуса личности Президент наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции):
Президент оформляет
свои решения, издавая правовые акты.
Акты Президента не подлежат утверждению
законодательным органом, за исключением
указов о введении военного и чрезвычайного
положения. Они представляют собой
разновидность подзаконных
Ст. 90 Конституции
предусматривает две
Можно выделить несколько разновидностей президентских указов:
На самом деле, лишь немногие указы полностью подходят под один из пунктов классификации, большинство носят комплексный характер и содержат положения разного рода.
Указы издаются с целью заполнения правовых пробелов и обеспечения непрерывности процесса правового регулирования общественных отношений в переходный период. Так как Конституция четко не определяет перечень вопросов, подлежащих регулированию только законом, это дает возможность Президенту «подменять» законодательный орган и быстро проводить в жизнь свои единоличные решения. Расширение сферы регулирования так называемого «указного права» не способствует укреплению законности, росту авторитета законодательной власти и стабилизации отношений конституционных институтов. Поэтому разногласия между Президентом и парламентом должны решаться не за счет опережающего издания указов, а путем нахождения компромисса.
Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ