Определение компетенции главы государства на примере президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

морунова_2.docx

— 80.52 Кб (Скачать файл)

В повседневной жизни нормативное регулирование  некоторых сфер указами Президента является неизбежным, т. к. процесс законотворчества занимает подчас длительный промежуток времени (до нескольких лет) и не может  вовремя удовлетворить стремительно растущие потребности общества в  сфере экономического и социального  развития. С принятием Федеральных  законов границы нормотворчества  Президента постепенно сужаются, и  его указы утрачивают юридическую  силу.

При Президенте РФ существует Администрация Президента - орган, созданный специально для организационного обеспечения его деятельности и контроля за исполнением принятых им решений. Она включает множество подразделений, выполняющих контрольные, консультационные, координационные, аналитические, экспертные и другие функции

Заключение

Наличие президентской власти во многих странах мира убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами.

 Любое государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. Прерогативы Президента позволяют ему играть важную роль в общественно-политической жизни.

Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы, прежде всего, прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. В основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии во взаимоотношениях Президента с правительством, парламентом и местными органами власти.

Институт президентства  предполагает также наличие отлаженной организационно-управленческой структуры  президентского аппарата, эффективной  процедуры принятия решений, устойчивых морально-этических норм для тех, кто занимает высший официальный  пост в государстве.

Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и  эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития. Опыт института  президентства в разных странах  и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в зарубежной практике, несомненно, полезны в процессе формирования новой политической системы.

В России президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства.

Российский Президент  наделен широкими полномочиями, вытекающими, прежде всего, из его статуса как  главы государства и обеспечивающими  ему возможность выполнять закрепленные за ним функции в ст.80 Конституции.

Полномочия Президента в одних случаях носят прерогативный  характер, т.е. принадлежат исключительно  ему, в других, - реализуются в  тесном взаимодействии с другими  органами государственной власти.

Важнейшую группу полномочий Президента РФ составляют полномочия в сфере его взаимоотношений  с Парламентом РФ - Федеральным  Собранием. Существенный отпечаток  на характер взаимоотношений парламента с Президентом накладывает четкое разграничение полномочий между  государственной Думой и Советом  Федерации.

Значительной  проблемой в государственном  устройстве России является проблема взаимоотношений между Президентом  РФ и исполнительной властью (прежде всего, Правительством РФ). Анализ конституционных  положений позволяет сделать  вывод о том, что Президент  РФ обладает значительными полномочиями в отношении Правительства России и исполнительной власти в целом. Можно даже говорить о безусловном  превалировании главы государства  и о второстепенном характере  должности главы исполнительной власти - Председателя Правительства  РФ. Полномочия Президента в сфере  исполнительной власти позволяют рассматривать  его фактически как главу Правительства - органа исполнительной власти Российской Федерации.

Рациональное  устройство и функционирование института  президентства в России представляется важным условием обеспечения конституционализма в российском государстве. Это объясняется, прежде всего, тем, что он является одним  из ключевых в системе органов  государственной власти. Политическое развитие нашего государства последних  лет свидетельствует об очевидных  дефектах конституционного распределения  полномочий между органами государственной  власти федерального уровня.

На сегодняшний  день особое значение приобрела проблема создания механизма, обеспечивающего  самостоятельное функционирование всех ветвей власти, защищающего законодательный орган от возможного злоупотребления правом роспуска, представляющего законодательной власти реальные возможности контролировать власть исполнительную.

Наиболее приемлемым является способ решения данной задачи, состоящий в уменьшении (перераспределении) президентских полномочий. Необходимо постепенное совершенствование  президентской власти в России. Прежде всего, требует изменений конституционное  положение, регламентирующее взаимоотношения  Президента РФ и Государственной  Думы Федерального Собрания РФ в процессе формирования Правительства РФ, а  точнее назначения на должность его  Председателя.

При совершенствовании  конституционно-правового статуса  Президента РФ, как представляется, следует стремиться не «ослабить» российского  Президента, а усовершенствовать, повысить эффективность функционирования системы  органов государственной власти России, создать наиболее оптимальные  условия для их согласованного взаимодействия и функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ, от 30.01.2007 № 1-ФКЗ, от 02.03.2007 № 3-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 № 2-ФКЗ, от 07.03.2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  5. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2005.
  6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2006.
  7. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: НОРМА- М, 2003.
  8. Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации -. М., 2003.
  9. Бородин В.В., Корчагина С.В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2005.
  10. Бородин В.В., Корчагина С.В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2007.
  11. Венгеров А. Б. Теория государства и права.- М: Слово, 2008.
  12. Волошенко И.Л. Правовые акты Президента РФ в системе российского законодательства // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Материалы конференции / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Невинского. Барнаул, 2006.
  13. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2003.
  14. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М: Юристъ., 2002.
  15. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Юристъ, 2006.
  16. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Том 3. - М.:Слово, 1990.
  17. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. - М:Проспект., 2006.
  18. Дмитриев Ю. Президентство в России как реликт монархической власти // Право и жизнь.
  19. Указы президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1.
  20. Домрин А.Н. Институт президенства // Представительская власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. № 1 (43).
  21. Елисеев Б.П. Институт Президента РФ. - М.: Юридическая литература, 1992.
  22. Звягин Ю.Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал российского права. 1998. № 6.
  23. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента: проблема взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. № 2.
  24. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
  25. Исаев М. Администрация Президента РФ: статус и функциональные возможности // Бизнес и политика. 1995. № 7 - 8.
  26. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Хаманевой. Н.Ю. - М.: Юристъ, 2004.
  27. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: БЕК, 2005.
  28. История буржуазного конституционализма XIX в. - М., 2007.
  29. Калинина Л.А. Некоторые теоретические проблемы исполнительной власти // Административное право: теория и практика. -М.: БЕК, 2002.
  30. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10. С. 16-22.
  31. Окуньков Л. А. Президент<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 12pt; let

Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ