Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение опыта госрегулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия и необходимость трансформационных преобразований;
- выявить формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах;
- изучить опыт проведения трансформационных преобразований на примере таких стран как Китай, Польша и Республика Беларусь.
Объектом исследования является экономика постсоветских стран во время трансформационных преобразований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Понятие и необходимость трансформационных преобразований………………………………………………………………5
Глава 2. Формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах……………………………………………10
Глава 3. Опыт проведения трансформационных преобразований……...15
Заключение………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное  учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 


КАФЕДРА   “НАЦИОНАЛЬНАЯ И  МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине “Государственное регулирование национальной экономики”

на тему:

«Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……..2

Глава 1. Понятие и необходимость  трансформационных преобразований………………………………………………………………5

Глава 2. Формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах……………………………………………10

Глава 3. Опыт проведения трансформационных преобразований……...15

Заключение………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Распад биполярной политической системы в конце 1980-х гг., возникновение  независимых государств постсоветского пространства обусловили необходимость трансформации их экономик в качественно иное состояние, которое характеризуется кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества, содержании человеческой деятельности, роли государства в механизме хозяйствования. 

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная  экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Разумеется, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями. Об этом свидетельствует, например, практика так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства.

 Переходная экономика – это экономика, имеющая промежуточное состояние между старой и новой экономическими системами. Это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени развития к другой. Переходная экономика означает, что в стране уже разрушена одна система экономических отношений, но еще не сложилась другая.

Актуальность выбранной  темы определяется чрезвычайной сложностью проблемы осуществления социально-экономических  преобразований в постсоциалистических странах, важностью анализа первых успехов и неудач в этой области.

Целью курсовой работы является изучение опыта госрегулирования трансформационных  преобразований в постсоциалистических странах.

Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

- раскрыть сущность  понятия и необходимость трансформационных преобразований;

- выявить формы и  методы трансформационных преобразований  в постсоциалистических странах;

- изучить опыт проведения  трансформационных преобразований  на примере таких стран как  Китай, Польша и Республика  Беларусь.

Объектом исследования является экономика постсоветских стран во время трансформационных преобразований.

            Предметом исследования являются процессы трансформации централизованно планируемой экономики постсоветских стран, обусловленные изменением структуры управления экономическими процессами, роли и функций государства в переходной экономике.

В первой главе работы раскрывается сущность понятия трансформационные преобразования, а также их необходимость. Вторая глава посвящена методам трансформационных преобразований в постсоциалистических странах. В третьей главе подробно рассмотрена трансформация экономик постсоветских стран на примере Китая, Республики Беларусь и Польши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и необходимость  трансформационных преобразований

 

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [2].

Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому  сущность трансформационной экономики  представляет собой смесь, сочетание  административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной  и рыночной экономик свойственна  определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика  характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-третьих, трансформационная  экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями [2].

Содержанием переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в постсоциалистических странах является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная трудность  переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура.

Характерный признак  трансформационной экономики —  институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу [6].

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов).

Также существенной чертой переходной экономики является социально-экономический  кризис. Возникший как результат  краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства  связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм [7].

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Другая отмеченная закономерность – интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Необходимость трансформационной  экономики обусловлена ее следующими главными задачами:

1.Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

  1. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  2. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4.Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой  системы социальной защиты и  социальных гарантий, ограждающих  население от тяжелых последствий  реформирования экономики [11].

Практика показывает, что в каждой стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

Информация о работе Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах