Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение опыта госрегулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия и необходимость трансформационных преобразований;
- выявить формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах;
- изучить опыт проведения трансформационных преобразований на примере таких стран как Китай, Польша и Республика Беларусь.
Объектом исследования является экономика постсоветских стран во время трансформационных преобразований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Понятие и необходимость трансформационных преобразований………………………………………………………………5
Глава 2. Формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах……………………………………………10
Глава 3. Опыт проведения трансформационных преобразований……...15
Заключение………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

Как уже было сказано  в предыдущей главе, существует два  направления трансформационных  преобразований: градуализм и «шоковая терапия».

Яркий образец градуализма  – реформы в Китае. Благодаря быстрому росту экономики- до 10% в год - Китай вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы перегонит передовые страны Запада. Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагматизм».

  Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию экономики. В Китае понятие «рыночная экономика» не противопоставляют государственному регулированию как таковому; это понятие считают несовместимым с командно-распределительным механизмом, обслуживавшим отношения между экономическими агентами в социалистических странах.

   Ведущим признаком китайского градуализма в российской и зарубежной литературе считается отказ от одномоментной либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. В самом же Китае сущностью градуализма считают так называемую «двухколейность». «Двухколейный» подход означает строительство рыночной колеи параллельно плановой. Это касается всех сфер и секторов экономики: структурной реформы, снятия контроля над ценами, рыночной реформы предприятий, регионального развития, фискальных отношений между центром и местными органами самоуправления. «Освобождение» цен при этом подходе осуществляется путем:

- открытия свободного  рынка без изменения при этом  объема государственных поставок  по более низким плановым ценам;

- постепенного изменения  плановых цен с целью выхода  на уровень рыночных цен. 

На поставки, планируемые  по плановым ценам, обычно устанавливается квота, если их объем со временем снижается. Такой подход введен в конце 1978г. при быстрой и всеобщей либерализации сельскохозяйственного сектора, в то время как промышленный сектор продолжал существовать в условиях традиционного планового управления [9].

  Реформирование китайской  экономики шло по пути, который  прежде использовали Япония, Тайвань,  Южная Корея для перехода от  потрясенной войной или неразвитой  экономики к рыночной. Этот путь  предполагает:

         - создание государством основных институтов, включающих права собственности, юридическую систему, надежную валюту, коммерческие и инвестиционные банки, правила коммерческой деятельности, бухгалтерию, страхование, финансы и рекламу;

  - создание конкурирующих городских и сельских предприятий;

   - правительства, которое обладает активностью и стабильностью на вех уровнях - национальном, областном, городском, районном и сельском.

Сильное и активное правительство  должно играть главную роль в осуществлении  переходных мероприятий путем оказания помощи в создании институтов рыночной экономики. Речь идет, прежде всего, о правилах, законах, рамках экономической деятельности хозяйствующих субъектов, включая систему социальной безопасности. В качестве особых мер правительство может проводить активную экспансионистскую политику, охватывающую: погашение задолженности по заработной плате и пенсиям; инвестиции в инфраструктуру; реструктуризацию государственных и приватизированных предприятий.

    Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались чрезвычайно успешными. Так, главным мерилом экономического успеха являются темпы роста: Китай переживает бум со среднегодовыми темпами роста около 10%, начиная с 1985г. Самый большой в мире устойчивый прирост ВВП в одной из крупнейших стран - это хороший показатель. А текущие темпы роста промышленной продукции - 13%, что быстро превращает Китай в ведущую индустриальную страну мира. Другим показателем экономического успеха является уровень инфляции. В 2008 году годовые темпы инфляции в Китае находились на уровне 6%.

Третьим мерилом являются инвестиции. Темпы прироста инвестиций в Китае огромны. Инвестиции идут за счет использования, как внутренних крупномасштабных направлений, так  и массового притока капитала со всего мира. Это характерная  черта китайского градуализма и китайской модели модернизации экономики, носящей название «политики открытости». Использование Китаем многообразных форм территориальной внешнеэкономической открытости позволило привлечь в народное хозяйство страны за 1979-2000 гг. примерно 250 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Речь идет о специальных экономических зонах. Их появление и развитие позволило Китаю накопить опыт привлечения капиталов из-за рубежа и опыт собственно экономических реформ, таких как реформа системы цен и заработной платы в 80-е годы, создание фондового рынка, реформа системы социального страхования и пенсионного обеспечения в 90-е годы. В целом весьма успешное функционирование специальных экономических зон сыграло важную роль в популяризации в Китае идеи рыночных преобразований, в налаживании взаимодействия экономики Китая с мировым хозяйством.

  Четвертым показателем экономического успеха является реальная заработная плата и уровень жизни, которые возрастают в Китае, создавая не существовавший в Китае средний класс и расширяя внутренний рынок.

  Вместе с тем подавляющее число ученых-экономистов в Китае не абсолютизируют и не идеализируют принципы градуализма и тем более не считают его универсальным рецептом, применимым в любой ситуации. Открыто признается, что градуализму на практике присущи серьезные недостатки: был упущен ряд возможностей для более эффективного проведения реформ; длительное сосуществование старых и новых институциональных структур в рамках «двухколейной экономики» неизбежно усиливало инфляционное давление на экономику, подхлестывало распространение незаконных способов обогащения и общее усиление неравенства в распределении доходов; большие региональные различия; коррупцию; неэффективность государственных предприятий.  И, тем не менее, плюсы постепенности преобразований все же перекрыли ее минусы и побочные издержки.

Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Еще одним примером выбора градуалистского варианта трансформационных  преобразований является республика Беларусь. В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [4].

После первоначального  переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего  продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при  этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

В годы, непосредственно  следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году. В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен [4].

  Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года.

Экономическому росту  в Беларуси способствовали также  внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [15].

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест [4].

Выбор шокового варианта является обычно вынужденным. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от командно-административной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. Концепция «шоковой терапии» позволяет провести изменения хотя и болезненно, но быстро. Быстрое достижение той стадии реформ, когда изменения необратимы, - преимущество этой теории по сравнению с градуализмом.

Польша рассматривается  как образец применения «шоковой терапии». С приходом в эту центральноевропейскую  страну демократии, правительство воспользовалось  советами Д. Сакса и бывшего экономиста МВФ Давида Липтона, незамедлительно упразднив регуляторные меры, ценовой контроль и субсидии промышленности, находящейся в государственной собственности.

Тем не менее, даже с учётом приватизации государственного сектора, постепенные изменения давались очень тяжело. Объёмы производства возросли, но одновременно подскочила и безработица. В то время как многие стимулы оздоровления экономики были использованы сразу, приватизация государственных компаний была растянута, пока процедура разгосударствления не стала безболезненной для общества, чтобы избежать российской ситуации «дикого капитализма» [1].

Финансовые меры в  Польше сводились к следующему:

1. Жестко ограничительная  монетарная политика, выражающаяся  в резком сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок на кредиты. Одновременно были упорядочены кредитные отношения, введен гибкий текущий процент во все договоры, заключенные в прошлом, и резко ограничено применение льготных кредитов.

2. Ликвидация бюджетного дефицита, главным образом, за счет значительного ограничения дотаций на продукты питания, сырье, средства производства, энергоносители и т.д., а также отмены большинства налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.

Информация о работе Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах