Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение опыта госрегулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия и необходимость трансформационных преобразований;
- выявить формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах;
- изучить опыт проведения трансформационных преобразований на примере таких стран как Китай, Польша и Республика Беларусь.
Объектом исследования является экономика постсоветских стран во время трансформационных преобразований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Понятие и необходимость трансформационных преобразований………………………………………………………………5
Глава 2. Формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах……………………………………………10
Глава 3. Опыт проведения трансформационных преобразований……...15
Заключение………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

- либерализацию экономики,  связанную, в первую очередь,  с отпуском цен. Это первоочередной  шаг реформирования экономики.  Он позволяет выявить реальное  соотношение спроса и предложения,  определить нерентабельные виды  производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

- реструктуризацию (структурную  перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

- интеграцию национальной  экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить  либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую  защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Таким образом, трансформационная  экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы и методы трансформационных преобразований в постсоциалистических странах

 

В настоящее время  в теории и практике проведения трансформационных  преобразований сложились два противостоящих друг другу направления. Одно из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а второе - «шоковая терапия».

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и  отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [14].

Градуалистский подход предполагает смягчение экономических  и социальных последствий реформ, стремится избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Это переход не революционного, а эволюционного характера. Его основные черты:

- рыночные отношения  начинаются с насыщения потребительского  рынка товарами и услугами  путем развития частного сектора  производства и сбыта;

- только после достижения  равновесия на потребительском рынке проводится медленная либерализация цен. При этом сохраняется государственный контроль над ценами в монополизированных отраслях;

- проводится жесткая  финансовая политика с целью  недопущения высокой инфляции.

Практика показала, что эволюционный путь целесообразно применять в тех странах, где:

- имеется довольно  развитые сельское хозяйство  и кустарное производство, в которых  заняты поколения работников, сохранивших  навыки частного предпринимательства.  Это дает возможность быстро  увеличивать предложение на рынке.

- сравнительно невысокий  удельный вес тяжелой промышленности  и особенно ВПК;

- стабильна финансовая  система;

- среди политической  и хозяйственной элиты преобладают  люди, заинтересованные в проведении  реформ.

К преимуществам градуализма по сравнению с «шоковой терапией» можно отнести то, что он снижает риск возникновения тупиковой ситуации вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа не принесет успеха, можно вернуться на предыдущий этап, закрепиться и затем попробовать снова. Градуализм также снижает возможность чрезмерного обострения социально-экономической ситуации в стране как реакции общества на перемены во всех сферах жизни.

Основной недостаток градуализма по сравнению с «шоковой терапией» состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса прочности в экономике и обществе, который позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода времени перемен.

«Шоковая терапия» –  это экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [14].

Монетаризм исходит  из того, что рынок - это самая  эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой  упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию  рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно, она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства [6].

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства  в переходный период - поддержание  устойчивости финансовой системы, поскольку  без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Выбор, который большинство  стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством.. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований [6].

Обобщая опыт реформ в  странах с трансформационной  экономикой, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

- реформа внутренних  цен;

- либерализация системы распределения;

- либерализация внешней торговли;

- реформа банковской системы  и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора  — приватизация:

- малая приватизация и развитие  частного сектора;

- крупномасштабная приватизация;

- структурная перестройка, ликвидация  монополий.

3. Пересмотр роли государства:

- ограничение прямой хозяйственной  деятельности;

- усиление регулирующей функции  в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

- новая фискальная политика,

- изменение денежно-кредитной системы,

- законодательная реформа;

- институциональная реформа;

- социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку  производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается  в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий [11].

Третий пакет мер требует  переосмысления роли государства в  экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер  — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение  налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление  различных диспропорций, порожденных  «избытком» денежной массы (т. е. накопленной  суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей  программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Таким образом, в настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» - это  экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опыт проведения трансформационных  преобразований

Информация о работе Опыт государственного регулирования трансформационных преобразований в постсоциалистических странах