Органическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
Некоторые историки социологической мысли рассматривают социологию Спенсера в качестве продолжения эволюционного подхода Конта. Сам Спенсер отвергал влияние идей Конта на его собственную концепцию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ………………………………….

1.1.Основные идеи теории…………………………………………………….

1.2. Политическая география Ф. Ратцеля……………………………………

1.2.1. Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве……………………………………..

ГЛАВА 2. Суть органической теории Г. Спенсера…………………………
2.1 Социальная эволюция Г.Спенсера…………………………………………
2.2. Социальная интеграция и социальная дифференциация…………………

2.3.1. Классификация обществ…………………………………………………
2.3.2. Функционализм……………………………………………………..
2.3.3. Критика теории………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 49.70 Кб (Скачать файл)

 Другим  фактором, влияющим на образ жизни  населения, по мнению Ратцеля,  является культура, в частности  культура землевладения, садоводства.  Где выше уровень культуры  земледелия, там гуще население.  Он пишет:

 «...чем  ближе люди соприкасаются между  собою, тем ближе они принимают  участие друг в друге, тем  менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование  в проявлении силы. Умножение  и укрепление численности народа  находится в самой тесной связи с развитием культуры:.. в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы»[15].

 Этот  тезис подтверждается ссылкой  на плотность населения Китая  и Индии (кочевых народов Монголии  и Тибета, восточных тюркских  народов), где проживает менее  1/60 ч от общего числа китайцев  и индийцев.

 

 Ратцель  делает вывод о том, что редкое  население уже само в себе  заключает повод к упадку: его  небольшая численность легче  подвергается ослаблению и исчезновению. Быстрый расход жизненных сил  является признаком всех народов  более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их  хозяйство, узка и неполна:  воздержанность часто граничит  с бедностью, нужда является  частым гостем и отсутствуют  все меры предосторожности, которыми  врачебное искусство окружает  нашу жизнь. В борьбе с торжествующими  силами природы арктических стран  и степных областей Южного  полушария упадок, замечаемый на  границе эйкумены, может доходить  до полного истощения, даже  до уничтожения целого народа.

 По  мнению Ратцеля, вымирание диких  народов происходит в случае  самоуничтожения и под влиянием  высшей культуры. Обе эти причины  действуют вместе.

 Таким  образом, распространение культуры  представляется ему самоускоряющимся  разрастанием культурных народов  на земном шаре, которое ведет  к более полному осуществлению  единства человеческого рода.

 Ратцель  рассматривает различия между  народами по степени давления  на них культуры, по характеру  связи с природой. Он пишет:

 «Культура  делает нас свободными не в  смысле полного отрешения от  природы, а в смысле более  разнообразной и широкой связи  с нею. Крестьянин, собирающий  свой хлеб в житницу, столько  же зависит от почвы своего  поля, сколько индиец, собирающий  в болоте водяной рис, который  он не сеял, но для первого  эта зависимость менее тяжела, так как запас, который он  предварительно собрал, освобождает  его от забот, тогда как последнего  близко затрагивает каждая буря, сбивающая колосья в воду. Мы  не освобождаемся от влияния  природы... мы освобождаемся только  от влияния отдельных случайностей... вследствие того, что связь наша  с нею становится разнообразнее»[16].

 

Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве

 

            Ратцель как антропограф ставит своей задачей узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время. Однако предпочтение он отдавал географическому положению, климату и почве. Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него — «живой организм, укорененный в почве». В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. Но наиболее важным политико-географическим фактором в становлении государства является пространство. В «Политической географии» он утверждает, что государства — это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Понимание государства как живого, пространственного, укорененного в почве организма — главная мысль теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер.

            Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию. Иначе говоря, это жизненное непрерывное тело проживающего на нем этноса: характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важные характеристики государства — размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.

 Ратцель  утверждает:

          «Государство является организмом... потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих... Обитаемое пространство... способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него»[17].

 Пространство  в концепции Ратцеля представляет  собой природные рамки, в которых  происходит экспансия народов,  развитие государств. Упадок государства,  по его мнению, есть результат  слабеющей пространственной концепции  и слабеющего пространственного  чувства народа. Взгляд человека  на мир предопределен пространством,  в котором тот живет. В работах  «Карты североамериканских городов  и цивилизаций» (1874) и «Соединенные  Штаты Северной Америки» (1880) ученый  особо отмечает, что чувство пространства  у американцев развито чрезвычайно  высоко, они осмысленно реализовали  то, к чему Старый Свет приходит  постепенно, в большей степени  опираясь не на разум, а на  интуицию.

           У Ратцеля мы видим истоки важной (особенно в наше время) концепции «мировой державы». Он первым высказал идею, что большие страны стремятся к максимальной географической экспансии, рамки которой выходят на планетарный уровень. Отсюда, по его мнению, Германия должна стремиться к объединению континентальных пространств и стать континентальной державой. Ратцель пытается обосновать в своей «Политической географии» мысль о том, что основные экономические и политические трудности Германии вызваны несправедливыми, тесными границами, не дающими простора для ее динамического развития. По этому поводу он пишет:

 «Как  показывают этнография и история,  государство развивается на пространственной  базе, все более и более сопрягаясь  с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии. Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляемыми и оживляемыми этим пространством».

  Связь между почвой, пространством, народом взаимоукрепляется, становится чем-то единым, немыслимым одно без другого. По мнению ученого, государства имеют тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства. Тенденция эта может быть реализована, удовлетворена лишь в границах континентов. Сущность государства такова, что оно развивается, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части пространства. Государство, если оно желает быть подлинно великой державой, должно иметь в качестве своей пространственной основы площадь приблизительно в пять миллионов квадратных километров.

 В  книге «О законах пространственного  роста государств» (1901) Ратцель  сформулировал семь соответствующих  законов.

1. Пространство  государства растет вместе с  ростом его культуры.

2. Рост государства  предполагает дальнейшее развитие  идей, торговли, т.е. повышенную активность  во всех сферах жизни общества.

3. Рост государства  идет за счет поглощения (присоединения)  малых государств.

4. Граница  — это периферийный орган государства,  она является признаком его  роста, силы или слабости и  изменений в его организме.

5. Государство  стремится вобрать в себя наиболее  ценные элементы физического  окружения: береговые линии, русла  рек, районы, богатые ресурсами.

6. Первотолчок  к территориальному росту приходит  к неразвитым государствам извне,  от более развитых (высоких) цивилизаций.

7. Тенденция  к слиянию — характерная черта  государств, которая переходит от  одного к другому, постоянно  набирая силу.

 

 Рост  государств Ратцель считает «всеобщей,  универсальной тенденцией. Развитие  контактов людей, обмен, торговля  — это прелюдия к установлению  политического контроля государства  над новыми колонизируемыми территориями»[18]. Торговля и война у него — две формы, две стадии в процессе территориального государства.

 Ратцель  одним из первых высказал мысль  о возрастании значения моря  для развития цивилизации. В  книге «Море — источник могущества  народов» (1900) содержатся все основные  идеи, на которых и поныне базируется  наука геополитика. Каждая мощная  держава, справедливо полагает  ученый, должна развивать свои  военно-морские силы, так как этого  требует планетарный масштаб  полноценной экспансии.

  Исследования Ратцеля — исходная теоретическая база для многих его последователей, и в первую очередь для Р. Челлена и К. Хаусхофера[19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Суть органической теории Г. Спенсера

 

Суть  органической теории общества заключается  в том, что оно рассматривается  как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между  собой и не могут функционировать  вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма  проявляется подлинное значение любого социального института и  социальная роль каждого субъекта[20].

Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке.

По мнению Г. Спенсера, общество есть некий организм, состоящий из отдельных людей, подобно  тому, как живой организм состоит  из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что  общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и  будет существовать, пока существует человек.

Г. Спенсер  использовал аналогии и термины  из биологии и других наук о жизни  живых существ и сопоставлял  общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и  различия. Результатом такого сопоставления  стало обнаружение некоторых  закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это  усложнение он видел, в частности, в  объединении людей в такие  общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует  подобно человеческому организму.

 

 

 

Социальная  эволюция Г.Спенсера

 

Особенно  ценным для изучения общества, понимания  происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен  тем, что каждое явление изучается  в его развитии[21].

Эволюция для английского социолога - универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом[22]. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер  распространил идею эволюции на все  без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно- эволюции.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется  тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ  исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры  общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается  взаимодействие многих особей, скоординированная  коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.

В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными  усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые  в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенной сложности[23].

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера -эволюционизм. По его определению эволюция - это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из- неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое - общество - не может и не должно поглощать отдельную личность[24].Предмет социологии (по Спенсеру) - изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).

Информация о работе Органическая теория происхождения государства