Организационно-правовые требования к проведению референдума в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в Российской Федерации, законы регулирующие организационно – правовые требования к проведению референдума Российской Федерации, такие как порядок подготовки к проведению референдума и голосование на референдуме.

Содержание работы

Введение.
1. Референдум в Российской Федерации.
Понятие и виды референдума Российской федерации.
2. Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации
2.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации
2.2. Голосование на референдуме Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конституционное право реферат Сергиенко А.А. ЮСУ-113(2).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Дисциплина  «Конституционное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - правовые требования к проведению референдума в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.

  1. Референдум в Российской Федерации.
  2. Понятие и виды референдума Российской федерации.
  3. Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации 
    2.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации 
    2.2. Голосование на референдуме Российской Федерации.

 

Заключение.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление современной российской государственности крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов. 
 
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов. 
 
Актуальность рассматриваемой темы очевидна, так как референдум это волеизъявление народа по определенным вопросом, имеющим для народа решающее значение. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. А так же референдум, о статусе Крыма проведённый 16 марта 2014 года местными властями на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Участники референдума должны были выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»

Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво (Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года) организаторами референдума не предусматривалась.

17 марта на основании Декларации о независимости и результатов референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. Республика Крым в лице своего высшего органа власти - Государственного Совета Республики Крым - обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики. В тот же день президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

В связи с вышеприведенными примерами можно сказать, что референдума для современного общества важнейший институт прямой демократии, представляющий собой непосредственное правотворчество народа. Референдум является одним из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.

Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в Российской Федерации, законы регулирующие организационно – правовые требования к проведению референдума Российской Федерации, такие как порядок подготовки к проведению референдума и голосование на референдуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Референдум в Российской Федерации.

Понятие и виды референдума Российской федерации.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1 Демократия переводится как demos  «народ» и cratos - «власть», буквально переводиться как власть народа. Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

  • референдума;
  • выборов;
  • всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных
  • вопросов государственной жизни;
  • правотворческой инициативы;
  • участия в управлении делами общества через органы местного
  • самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
  • индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

 

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.2

Референдум (плебисцит) - один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - путаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.

Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и так далее.

Под инициативой референдума понимается право уполномоченных субъектов проведения референдума требовать его назначения.

Статья 14 Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации" устанавливает круг субъектов, имеющих право инициировать референдум, порядок и формы реализации данного права. Комментируемый Федеральный закон называет граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, основным, но не единственным субъектом права инициативы референдума. Причем право инициативы иным субъектам может быть предоставлено, только на основании федерального закона. Это означает, что определение иных субъектов права инициативы референдума является прерогативой федерального законодателя, а субъекты Российской Федерации не вправе своими законами предоставлять такое право иным, кроме граждан, инициаторам.3

Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии - группа органов местного самоуправления - 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен.4

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других - президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии - 10 % избирателей данной территории).

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже - несколько вопросов), предполагающий положительный (“да”) или отрицательный (“нет”) ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через три года, а в Российской Федерации не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов). Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Таким образом, законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.5

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться и неофициальные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений.

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).6

Таким образом, референдум, как форма непосредственной демократии, явление далеко не новое. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

 

 

 

 

Виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

  1. Конституционный - выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок.
  2. Обыкновенный (или законодательном референдуме) -  решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

Информация о работе Организационно-правовые требования к проведению референдума в Российской Федерации