Организационно-правовые требования к проведению референдума в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в Российской Федерации, законы регулирующие организационно – правовые требования к проведению референдума Российской Федерации, такие как порядок подготовки к проведению референдума и голосование на референдуме.

Содержание работы

Введение.
1. Референдум в Российской Федерации.
Понятие и виды референдума Российской федерации.
2. Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации
2.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации
2.2. Голосование на референдуме Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конституционное право реферат Сергиенко А.А. ЮСУ-113(2).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

  1. Превентивный (дозаконодательный);
  2. Утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референдумы:

  1. Обязательные - выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут.
  2. Факультативные - решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно.

Виды референдума в зависимости от территории:

  1. Всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
  2. Референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
  3. Местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

 

 

 

 

 

 

 

Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации. 
Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 года инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

  • не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
  • Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.7

Важно отметить, что в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части 1 статьи 8 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995года не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с

инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации

проживающих за пределами территории Российской Федерации, в состав

инициативной группы должны входить представители этих граждан.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

  1. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Российской Федерации;
  2. субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;
  3. фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.8

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум Российской Федерации законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия

регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число

собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту

Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.9

Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляется также инициативной группе.

Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы предаются уполномоченным инициативной группы

непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет

соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных  подписей не отвечает требованиям части 1 статьи 8 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., выносится постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской Федерации, копия указанного постановления

направляется инициативной группе, и данная инициативная группа не может

выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В случае если избирательная комиссия Российской Федерации обнаружит

нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются

инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В соответствии с частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации

Конституционное собрание вправе вынести на референдум Российской Федерации проект новой Конституции Российской Федерации. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании.

Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Голосование на референдуме Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года в бюллетене для голосования на референдуме Российской Федерации точно воспроизводится текст вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «За» или «Против», под которыми помещаются пустые квадраты.10

Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за».

Если гражданин голосует против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, то он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «против».

При вынесении на референдум Российской Федерации нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты закона (статьи закона), то в бюллетене, либо воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.

Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

На всех участках референдума Российской Федерации, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, голосование проводится с 8:00 до 22:00 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации оповещает граждан не позднее, чем за 20 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

На участках референдума Российской Федерации, образованных на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации может объявить голосование законченным ранее 22:00 часов по местному времени, если проголосовали все граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, включенные в список.

Если менее чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации гражданин Российской Федерации, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума Российской Федерации в помещение того участка референдума Российской Федерации, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации открепительное удостоверение на право участия в референдуме Российской Федерации. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, на любом другом участке референдума Российской Федерации.

Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения референдума Российской Федерации на судах, которые в день проведения референдума Российской Федерации будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в других труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации.

В 8:00 часов по местному времени в день проведения референдума Российской Федерации председатель участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации объявляет участок референдума Российской Федерации открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, приступить к голосованию.

Информация о работе Организационно-правовые требования к проведению референдума в Российской Федерации