Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 23:10, реферат
Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Оглавление
Введение
1. Принципы избирательного процесса в Российской Федерации
2. Выборы в регионах России: пути становления
3. Избирательный процесс в регионе: организационные модели, их оценка
4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс
5. Организация избирательного процесса в регионах: учет особенностей
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
Организация избирательного процесса в регионе
Оглавление
Введение
1. Принципы избирательного
процесса в Российской
2. Выборы в регионах России: пути становления
3. Избирательный
процесс в регионе:
4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс
5. Организация избирательного процесса в регионах: учет особенностей
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
Введение
Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Избирательный процесс образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, это один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.
выборы российский регион информатизация
1. Принципы избирательного
процесса в Российской
Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с нормативными актами, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
1) Конституция РФ,
конституции республик в
2) Федеральный закон
от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
3) указы и распоряжения
Президента РФ, акты глав администраций
и других руководителей
Некоторые вопросы
избирательного процесса регулируются
постановлениями
Избирательная система
и избирательное право
2. Выборы в регионах России: пути становления
Принятие новой
российской Конституции в 1993 году и
федеральных законов о выборах
дали колоссальный импульс для развития
демократической системы и
Начало избирательного марафона в регионах Российской Федерации совпало с завершением первой стадии масштабного процесса реформирования экономики страны, с так называемой «ваучерной приватизацией». Основной целью данного этапа реформ стало создание за короткий промежуток времени в постсоветском обществе нового класса собственников. Однако существовавшая на тот момент слабая юридическая база, недостаточная правовая защита населения, невысокий уровень экономических знаний в стране в целом, весьма низкая номинальная стоимость приватизационных чеков, - эти, а также целый ряд других факторов привели к тому, что вместо равномерного распределения собственности среди граждан Российской Федерации основные средства производства были сконцентрированы в руках узкого круга лиц из числа бывшей советской номенклатуры, чиновников «новой волны», представителей криминального мира.
В таких условиях стремление проводить выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с общемировой практикой и традициями развитых стран натолкнулось на сложившиеся в ходе приватизации экономические и политические реалии. До финансового кризиса 1998 года монетарный фактор играл значимую роль в выборном процессе. В этой сфере стали вращаться достаточно солидные денежные средства, что повлияло на развитие политической рекламы и практику ее активного размещения в СМИ, способствовало привлечению к подготовке и проведению избирательных кампаний специалистов в области паблик рилейшнз (PR), вызвало всплеск интереса к политическому консалтингу.
Однако после
кризиса, в условиях, когда расходование
значительных средств на организацию
и проведение выборов стало проблемой,
политтехнологи и консультанты стали
полагаться на более дешевые, лобовые,
но все же воздействующие на широкие
массы методы ведения агитации, используемые
либо тоталитарными режимами, либо
демократиями, находящимися на начальной
стадии своего развития. Все это
позволило характеризовать
Тем не менее, тщательное
изучение зарубежного избирательного
опыта организации
3. Избирательный
процесс в регионе:
оценка
К настоящему моменту известны три основных модели: «командная» (ее еще называют военной), «коммерческая», и «цифровая». Остановимся подробнее на данных моделях, чтобы лучше представить характер избирательного процесса и соответственно выделить некоторые типологические особенности поведения СМИ в период выборов.
Зарождение «командной» модели проведения и освещения президентской предвыборной кампании произошло в начале XIX века. «Командная» модель предвыборной кампании означала фактическую зависимость кандидата от лидеров выдвигавшей его партии. Именно партийные боссы руководили ходом избирательной кампании. Их влияние было обеспечено связями с крупными промышленниками и финансистами, чьи интересы партийные лидеры по сути и выражали. Политические боссы при подготовке к выборам больше полагались на практику подкупа голосов, чем на методы воздействия на общественное мнение с помощью прессы. Однако с расширением влияния прессы на общество и затем с появлением радио роль средств массовой информации в предвыборном процессе усилилась. В результате кандидаты получили возможность несколько дистанцировать от себя лидеров политических партий и обратиться к помощи консультантов по СМИ, специалистов в области паблик рилейшнз.
Переход от «командной» модели организации и проведения выборов к «коммерческой» начался в середине 1920-х гг., когда радио стало мощным и влиятельным СМИ, обеспечивающим кандидатам непосредственный доступ к огромной аудитории избирателей в обход партийных боссов. Полностью переход от одной модели организации избирательной кампании к другой завершился только в начале 1950-х гг. Сутью «коммерческой» модели стала идея предлагать кандидата избирателям с помощью тех же методов, какие используются для продвижения обычного товара с помощью коммерческой рекламы. Полностью переход от «командной» модели проведения предвыборной кампании к «коммерческой» завершился в эпоху телевидения. Именно в 1950-е - 1970-е гг. значительно возросла роль телевизионной политической рекламы в процессе успешного проведения предвыборной кампании кандидатов. Соответственно и кандидаты начали тщательно разрабатывать стратегию своей предвыборной кампании с учетом возможностей телевидения. Использование «коммерческой» модели привело к тому, что главную роль в организации и проведении избирательной кампании стала играть собственная команда кандидата.
Однако при этом кампания выросла в цене, стала протяженнее во времени, и, главное, акцент переместился с партийной программы на личные характеристики кандидата. В 1970-е гг. видеокультура в мире стала заметно преобладать над вербальной культурой, а телевидение в системе видеокультуры заняло главное место. Информация, полученная избирателями из телевизионной политической рекламы и информационных телепрограмм, стала определяющим фактором в процессе принятия решения в день выборов. По этой же причине роль консультантов по вопросам телевидения и политической телерекламы стала ключевой. Специалисты в этой области получили такой же социальный статус, как и известные адвокаты и продюсеры.
Технологическая революция конца 1980-х - начала 1990 гг. способствовала началу процесса формирования новой модели организации и проведения выборов, «цифровой» модели.
После повсеместного введения спутниковых технологий, распространения цифровой коммуникации, мобильных средств связи увеличилась скорость передачи информации. Журналисты стали использовать новейшие достижения коммуникационной техники: спутниковые телефоны, факс-модемы, персональные компьютеры и факсы. Возникло новое понятие рабочего кабинета журналиста - «виртуальный офис». Это означало, что журналист получил возможность работать в режиме реального времени своей аудитории вне зависимости от собственного местонахождения в данный момент. Принципы виртуального кабинета следом за журналистами стали использовать и кандидаты. Благодаря современным коммуникационным технологиям кандидаты перестали зависеть от времени и расстояния: спутниковые телефоны и персональные портативные компьютеры позволяют им работать в режиме реального времени.
Переход к «цифровой»
модели свидетельствует и об интенсификации
использования возможностей так
называемых «новых» СМИ, основное преимущество
которых интерактивность. Например,
онлайновых изданий, существующих только
в Интернете, компьютерных бюллетеней,
цифровых спутниковых телепрограмм.
Благодаря широкому использованию
«новых» (цифровых) СМИ кандидаты
сумели обеспечить себе прямой доступ
к избирателям. Освоение цифровой модели
привело также к попыткам кандидатов
с помощью цифровых спутниковых
и компьютерных технологий установить
непосредственный контакт с избирателями,
что уже некоторые
Однако, несмотря на то, что наступила новая эра коммуникационных технологий, она не изменила полностью весь электоральный процесс. Время от времени наблюдается возврат к «коммерческой» и даже «командной» моделям. Это происходит в зависимости от политической ситуации.
Российская политическая
реальность последнего десятилетия
указывает на полное или частичное
использование обозначенных моделей
в организации и проведении выборов.
Если до финансового кризиса 1998 года
как кандидаты, так и их консультанты
и помощники старались
Поскольку доминирующей моделью выборов в регионах Российской Федерации на настоящий момент (после 1998 года) является «командная», то свойственные ей черты это:
во-первых, низкий
доступ избирателей к информации
о кандидатах и их программах, контроль
региональных СМИ со стороны властных
структур или влиятельных финансово-
во-вторых, высокая
степень фальсификаций в
в-третьих, регулирование процесса волеизъявления граждан с помощью все тех же административных ресурсов.
Степень применения на практике командной модели напрямую зависит от экономического положения регионов, которые заметным образом отличаются один от другого. Можно выделить пять основных групп регионов Российской Федерации:
экономически развитые центры - города Москва, Санкт-Петербург;
регионы-доноры;
дотационные регионы;
регионы, зависящие от одного предприятия (концерна, холдинга), расположенного на их территории;
национальные автономии.
Соответственно степень использования ресурсов командной модели возрастает от первой обозначенной группы к последней.
4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс
Ситуацию с российскими региональными выборами существенным образом определяет и то положение, которое сложилось со средствами массовой информации. Если принять во внимание ситуацию с периодической печатью, то общей тенденцией следует считать снижение влияния прессы в период политической кампании. Это стало прямым следствием неразвитости рекламного рынка, что, в свою очередь, отражает экономическую ситуацию в регионах, но не позволяет газетам добиваться финансовой независимости. Вместо того, чтобы выполнять роль важного источника политической информации в период выборов, редакции местных газет, борясь за выживание, фактически становятся рупором той или иной заинтересованной структуры, вынуждены участвовать в информационных войнах.
Информация о работе Организация избирательного процесса в регионе