Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 23:10, реферат
Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Оглавление
Введение
1. Принципы избирательного процесса в Российской Федерации
2. Выборы в регионах России: пути становления
3. Избирательный процесс в регионе: организационные модели, их оценка
4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс
5. Организация избирательного процесса в регионах: учет особенностей
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
Наглядным образом
такая ситуация проявилась в Свердловской
области, где большая часть выходящих
газет поделены между «Белым»
и «Серым» домами (соответственно
областная и городская
В таких условиях
именно телевидение могло бы стать
важным средством получения
Чаще всего только онлайновым СМИ удается сохранить в период избирательной кампании независимость. Например, во время выборов в Республике Кабардино-Балкарии только интернет-издание передавало достоверные сведения о ходе предвыборной кампании, все остальные СМИ подвергались тщательному контролю со стороны местной Администрации.
Сложное, а порой
и вовсе бедственное положение
СМИ в регионах, было усугублено
и решениями Центральной
В целом, можно отметить,
что СМИ в период региональных
избирательных кампаний оказались
«зажаты» между двумя крупными силами:
с одной стороны, олигархами, способными
в условиях низкой прибыльности медиа
бизнеса легко оказывать
Но необходимо отметить и тот факт, что за последние годы выборы в регионах Российской Федерации в полной мере превратились в политический институт, освещение деятельности которого в СМИ строго регулируется общероссийским и местным законодательством. Так, современная предвыборная кампания в Российской Федерации разделена на три этапа: этап подготовки к выборам (почти три года), этап сбора подписей и регистрации кандидатов, и этап непосредственной подготовки к дню голосования, когда в соответствии с Законом, в СМИ разрешена предвыборная агитация. В соответствии с таким делением различаются и этапы освещения кампании средствами массовой информации, для каждого из которых характерно использование соответствующих методов и приемов.
Впрочем, несмотря
на то, что региональные выборные кампании
стали устоявшимся институтом, следует
обратить внимание и на тенденцию
падения интереса к выборам среди
населения. Так, если в 1997 г. в местных
выборах в городе Самаре приняли
участие около 40 процентов граждан,
то в 2001 году этот показатель составил
уже 33 процента. Сходная ситуация и
во многих других регионах. Этот и другие
факты указывают на то, что выборы
в регионах Российской Федерации
в соответствии с командной моделью
постепенно приближаются к кризисной
черте, что неминуемо снова вызовет
к жизни коммерческую модель. Стабильное
экономическое развитие страны позволит
модернизировать имеющиеся
Кроме того, существующая
в настоящее время в рамках
командной модели практика, когда
кандидат и, следовательно, информация
о нем в прессе появляются непосредственно
перед выборами (как правило, на двух
последних этапах кампании), пресса
лишена возможности публиковать
аналитические материалы о
5. Организация избирательного процесса в регионах: учет
особенностей
Основная тенденция в развитии предвыборных стратегий на сегодняшний день заключается во все возрастающем внимании к местным выборам. Это и неудивительно - распад империи привел к децентрализации во многих сферах общественной жизни, включая коммуникации, управление производством, осуществление властных полномочий.
Команды «сверху»
сегодня не очень действенны - практически
брошенные на произвол судьбы регионы
пытаются самостоятельно организовать
свое существование, набирают силу и
начинают влиять на курс «государственного»
корабля. От того, какой «цвет» приобретут
на политической карте страны субъекты
федераций, будут зависеть результаты
выборов национального
Организация предвыборных кампаний в областных и краевых масштабах в целом базируется на общих правилах разработки рекламных стратегий, однако существует ряд особенностей.
Эффективность использования маркетинговых технологий применительно к избирательной ситуации наконец-то оценена отечественными политиками, и строится в соответствии с классическим маркетинговым принципом - принципом сегментирования аудитории. Но правильное определение сегментов с целью адресного воздействия на различные электоральные группы (как, собственно, и разработка эффективных обращений) невозможно без проведения серьезных социологических исследований, с чем проблемы практически у всех команд претендентов на высокие посты. Дело даже не в объеме и стоимости исследований, а в их правильном выборе и качестве исполнения, в соответствии получаемых данных реальной картине.
Как правило, решая
участвовать в выборах, претендент
уже обладает определенной информацией
из «своих» достоверных
Российский избиратель имеет ряд особенностей.
Прежде всего он соотносит любого политического лидера с тем набором идеологических ценностей, который свойственен ему самому, выбирает из среды «себе подобных» - поэтому определение ведущих идеологий в регионе необходимо. В ряде случаев нет необходимости проводить специальное исследование, «цвет» того или иного края или области уже известен, и поскольку основные параметры электорального пространства уже определены в предыдущих кампаниях, разумнее воспользоваться этими сведениями - и попытаться либо совместить свои возможности с реальностью, либо выбрать округ «по себе».
Существует некий
набор черт, характеризующий российского
избирателя в целом. На местах эти
особенности проявляются
Характерные для
русского избирателя в целом стереотипы
политического поведения - склонность
искать причины неудач во внешнем
окружении, а не внутри себя, ориентация
сознания на будущее, вера в социальное
чудо - в «глубинке» особенно актуальны.
Там также все еще сильны убеждение
в исключительности страны и ее исторического
пути (расцениваемых как в
Как правило, в ситуации местных выборов больше отказывающихся от голосования, поскольку еще сохраняется неверие в возможности местной власти и вообще какие бы то ни было перемены. Нежелание участвовать в голосовании не исключает данную аудиторию из фокуса внимания политической рекламы.
Ее задачей становится
сначала привлечение «
При оценке данных
социологических исследований стоит
помнить, что восприятие самими людьми
собственного материального положения
может не совпадать с выкладками
социологов, особенно в регионах, где
уровень жизни существенно
Религиозные и географические отличия и связанные с ними политические традиции, местное и политическое окружение, как факторы, формирующие политический выбор, в условиях местных выборов приобретают особое значение. В условиях России географический фактор - это прежде всего фактор этнический. Распад социалистической «империи» усилил этнодифференцирующие тенденции в российском обществе. Самосознание этноса как отдельной, отличной, а порой и противостоящей другим общности, воплощается в стереотипах поведения, мифах, ритуалах, символах, традициях. Планируя рекламную кампанию, необходимо учитывать все эти особенности. В поведении избирателя большое значение имеет и групповое влияние позиций большинства населения в местности, где он проживает, - не случайно и в маленьких городах существует так называемое голосование кварталов.
В выборах в местные
органы власти в последнее время
сталкиваются интересы местных претендентов
и кандидатов «со стороны». Существует
различный подход к имиджевой
стратегии популярного политика
и малоизвестного. В региональных
выборах акценты несколько
Идеологические предпочтения в ряде регионов уже стали традиционными. Скажем, Ростовская область считается «красной» зоной. Вероятнее, здесь лучше пройдут «носители» новой коммунистической идеи. Отстройка от конкурентов возможна по пути объявления монополии на какую-либо политическую идею или политический ярлык. Если идеологическое противостояние не слишком напряженно, можно выделиться, акцентируя нравственные качества - честность, нравственность, доступность народу. Подчеркнуть свои преимущества перед противниками возможно, предлагая более короткие (или реальные) сроки, более эффективные (простые, действенные, по мнению избирателей) способы и средства решения проблем.
Информация о работе Организация избирательного процесса в регионе