Организация избирательного процесса в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Содержание работы

Оглавление
Введение
1. Принципы избирательного процесса в Российской Федерации
2. Выборы в регионах России: пути становления
3. Избирательный процесс в регионе: организационные модели, их оценка
4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс
5. Организация избирательного процесса в регионах: учет особенностей
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы

Файлы: 1 файл

Организация избирательного процесса в регионе.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Наглядным образом  такая ситуация проявилась в Свердловской области, где большая часть выходящих  газет поделены между «Белым»  и «Серым» домами (соответственно областная и городская администрации). С их страниц политические оппоненты - губернатор и мэр- ведут непрекращающуюся полемику, которая очень часто выливается в откровенный скандал. В других регионах, например, Ростовской области ежедневные газеты и вовсе отсутствуют ( на рынке доминируют еженедельники), а население текущую информацию получает с помощью электронных СМИ. В тех же регионах, где газетам все-таки удается сохранить относительную независимость в суждениях и оценках, журналисты подвергаются нападкам, а в некоторых случаях это заканчивается весьма трагически (Смоленская область). Есть и примеры, когда роль местной ежедневной газеты начинают выполнять издания, полностью финансируемые финансово-промышленной структурой и распространяемые бесплатно (Липецкая область).

В таких условиях именно телевидение могло бы стать  важным средством получения объективной  информации о кандидатах и их программах в период выборов. Но еще накануне кампании все кандидаты стараются  заручиться либо поддержкой определенной телекомпании, либо полностью подчинить  ее своим политическим нуждам. Так, в период избирательной кампании в Нижегородской области все  местные телестанции были ангажированы кандидатами, в уже упомянутой Липецкой области действующий губернатор, который собирался переизбираться на второй срок, сделал все возможное  для подчинения себе ведущей телестанции  ТВК.

Чаще всего только онлайновым СМИ удается сохранить  в период избирательной кампании независимость. Например, во время выборов  в Республике Кабардино-Балкарии только интернет-издание передавало достоверные  сведения о ходе предвыборной кампании, все остальные СМИ подвергались тщательному контролю со стороны  местной Администрации.

Сложное, а порой  и вовсе бедственное положение  СМИ в регионах, было усугублено и решениями Центральной избирательной  комиссии, а также нормативными документами, принятыми Государственной Думой. Так, согласно новой редакции «Закона  об основных гарантиях избирательных  прав граждан и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации», СМИ фактически лишаются возможности предоставлять аудитории  аналитическую информацию, так как  она может рассматриваться как  агитация в поддержку того или  иного кандидата, а значит признана незаконной. Инструкции и распоряжения из центра дополняются и местным  нормотворчеством. Так, в частности, инструкции областной избирательной  комиссии Свердловской области существенным образом ограничивают участие СМИ  в выборах.

В целом, можно отметить, что СМИ в период региональных избирательных кампаний оказались  «зажаты» между двумя крупными силами: с одной стороны, олигархами, способными в условиях низкой прибыльности медиа  бизнеса легко оказывать влияние  на газеты, радио и телестанции, с  другой стороны, органами власти, которые  с помощью административных ресурсов (налоговые и финансовые проверки, арендная плата, расценки на технические  услуги и распространение, влияние  на рекламодателей и др.) уже со своей стороны воздействуют на СМИ. Ожидать, что в таких условиях, СМИ в полной мере могут выполнять функцию независимого информационного посредника между кандидатами и аудиторией, компаса избирательной кампании, ее навигатора, не приходится.

Но необходимо отметить и тот факт, что за последние  годы выборы в регионах Российской Федерации в полной мере превратились в политический институт, освещение  деятельности которого в СМИ строго регулируется общероссийским и местным  законодательством. Так, современная  предвыборная кампания в Российской Федерации разделена на три этапа: этап подготовки к выборам (почти  три года), этап сбора подписей и  регистрации кандидатов, и этап непосредственной подготовки к дню голосования, когда в соответствии с Законом, в СМИ разрешена предвыборная агитация. В соответствии с таким делением различаются и этапы освещения кампании средствами массовой информации, для каждого из которых характерно использование соответствующих методов и приемов.

Впрочем, несмотря на то, что региональные выборные кампании стали устоявшимся институтом, следует  обратить внимание и на тенденцию  падения интереса к выборам среди  населения. Так, если в 1997 г. в местных  выборах в городе Самаре приняли  участие около 40 процентов граждан, то в 2001 году этот показатель составил уже 33 процента. Сходная ситуация и  во многих других регионах. Этот и другие факты указывают на то, что выборы в регионах Российской Федерации  в соответствии с командной моделью  постепенно приближаются к кризисной  черте, что неминуемо снова вызовет  к жизни коммерческую модель. Стабильное экономическое развитие страны позволит модернизировать имеющиеся каналы связи и более широко внедрять новейшие информационные технологии (в  частности, расширить число пользователей  интернет), что может уже в ближайшее  время привести к воплощению на практике элементов цифровой модели, хотя бы в отдельных регионах.

Кроме того, существующая в настоящее время в рамках командной модели практика, когда  кандидат и, следовательно, информация о нем в прессе появляются непосредственно  перед выборами (как правило, на двух последних этапах кампании), пресса лишена возможности публиковать  аналитические материалы о программе  кандидата и всем очевидно использование  административного ресурса являются важнейшими причинами потери интереса граждан к выборам. Неожиданная после нескольких лет исключительной активности электората ситуация вызвала к жизни идею о назначении губернаторов, мэров и т.д. Однако эта же проблема уже сегодня привела многих участников политического процесса к пониманию необходимости перестроить принципы проведения предвыборной агитации.

5. Организация избирательного  процесса в регионах: учет 

особенностей

Основная тенденция  в развитии предвыборных стратегий  на сегодняшний день заключается  во все возрастающем внимании к местным  выборам. Это и неудивительно - распад империи привел к децентрализации во многих сферах общественной жизни, включая коммуникации, управление производством, осуществление властных полномочий.

Команды «сверху» сегодня не очень действенны - практически  брошенные на произвол судьбы регионы  пытаются самостоятельно организовать свое существование, набирают силу и  начинают влиять на курс «государственного» корабля. От того, какой «цвет» приобретут на политической карте страны субъекты федераций, будут зависеть результаты выборов национального масштаба. С другой стороны - обладание властью  на местах предоставляет неограниченные возможности для самореализации политикам всех мастей и является отличной стартовой площадкой на пути к вершинам этой самой власти. Поэтому все чаще в списках  местных кандидатов появляются столичные  политические и общественные деятели.

Организация предвыборных кампаний в областных и краевых  масштабах в целом базируется на общих правилах разработки рекламных  стратегий, однако существует ряд особенностей.

Эффективность использования  маркетинговых технологий применительно  к избирательной ситуации наконец-то оценена отечественными политиками, и строится в соответствии с классическим маркетинговым принципом - принципом  сегментирования аудитории. Но правильное определение сегментов с целью  адресного воздействия на различные  электоральные группы (как, собственно, и разработка эффективных обращений) невозможно без проведения серьезных  социологических исследований, с  чем проблемы практически у всех команд претендентов на высокие посты. Дело даже не в объеме и стоимости  исследований, а в их правильном выборе и качестве исполнения, в  соответствии получаемых данных реальной картине.

Как правило, решая  участвовать в выборах, претендент уже обладает определенной информацией  из «своих» достоверных источников. Однако для того, чтобы ориентироваться  в проблемах округа, кандидат не должен пренебрегать никакой информацией. Он может нацеливаться на ту ее часть, которая представляется ему необходимой, но кандидат, притязающий на широкий  обзор проблем, должен работать с  самыми различными материалами. Сбор информации начинается задолго до выборов и  заканчивается уже после оглашения  выборных результатов. Информационные ресурсы можно разделить на несколько  групп: исследование «пространства» (округа), на котором будет разворачиваться  выборная кампания; исследования избирателей (общественного мнения); исследования по средствам массовой информации; исследования кандидатов-оппонентов; исследования команд и спонсоров  оппонентов; исследование прошлых выборов.

Российский избиратель имеет ряд особенностей.

Прежде всего он соотносит любого политического лидера с тем набором идеологических ценностей, который свойственен ему самому, выбирает из среды «себе подобных» - поэтому определение ведущих идеологий в регионе необходимо. В ряде случаев нет необходимости проводить специальное исследование, «цвет» того или иного края или области уже известен, и поскольку основные параметры электорального пространства уже определены в предыдущих кампаниях, разумнее воспользоваться этими сведениями - и попытаться либо совместить свои возможности с реальностью, либо выбрать округ «по себе».

Существует некий  набор черт, характеризующий российского  избирателя в целом. На местах эти  особенности проявляются особенно ярко в силу устойчивости традиций и достаточно трудного внедрения  в массовое сознание каких бы то ни было новаций. Российский электорат в большинстве своем обладает так называемым типом срединного мышления и характеризуется конформизмом, непротивлением насилию, архаическими обычаями верноподданичества. Вдали от центра активнее проявляется автократическая традиция русской политической культуры, устойчивее представление о российской государственности, связанной с обликом сильного государства и вождя. Это объясняется, в частности, тем, что в провинции значительнее ощущается распад ролевой структуры социальной среды, активизируется мифологическое сознание, в котором уважение к власти одновременно основывается на представлении о святости и силе этой власти, что ставит лидера-вождя как бы над любыми законами и нормами морали.

Характерные для  русского избирателя в целом стереотипы политического поведения - склонность искать причины неудач во внешнем  окружении, а не внутри себя, ориентация сознания на будущее, вера в социальное чудо - в «глубинке» особенно актуальны. Там также все еще сильны убеждение  в исключительности страны и ее исторического  пути (расцениваемых как в положительном так и в отрицательном смысле), склонность считать способность идти на компромиссы признаком слабости, стирание граней между политическим и неполитическим, общественным и личным.

Как правило, в ситуации местных выборов больше отказывающихся от голосования, поскольку еще сохраняется  неверие в возможности местной  власти и вообще какие бы то ни было перемены. Нежелание участвовать  в голосовании не исключает данную аудиторию из фокуса внимания политической рекламы.

Ее задачей становится сначала привлечение «отказников» к самому процессу голосования, формирование потребности участия в выборах, затем трансформация этой потребности  в установку голосовать определенным образом.

При оценке данных социологических исследований стоит  помнить, что восприятие самими людьми собственного материального положения  может не совпадать с выкладками социологов, особенно в регионах, где  уровень жизни существенно отличается от жизни в крупных городах, а  определяемые потребительские «корзины»  не соответствуют реальным потребностям в самом необходимом. Кроме того, важен психологический «потолок» материальных запросов избирателей - т.е. недовольными, например, экономическими преобразованиями, могут быть как люди объективно малоимущие, так и те, кто имеет достаток. В тесное взаимодействие с фактором материального положения вступают тип мышления граждан, и характер восприятия ими окружающего мира.

Религиозные и географические отличия и связанные с ними политические традиции, местное и  политическое окружение, как факторы, формирующие политический выбор, в  условиях местных выборов приобретают  особое значение. В условиях России географический фактор - это прежде всего фактор этнический. Распад социалистической «империи» усилил этнодифференцирующие тенденции в российском обществе. Самосознание этноса как отдельной, отличной, а порой и противостоящей другим общности, воплощается в стереотипах поведения, мифах, ритуалах, символах, традициях. Планируя рекламную кампанию, необходимо учитывать все эти особенности. В поведении избирателя большое значение имеет и групповое влияние позиций большинства населения в местности, где он проживает, - не случайно и в маленьких городах существует так называемое голосование кварталов.

В выборах в местные  органы власти в последнее время  сталкиваются интересы местных претендентов и кандидатов «со стороны». Существует различный подход к имиджевой  стратегии популярного политика и малоизвестного. В региональных выборах акценты несколько смещаются - местный кандидат может быть хорошо знаком избирателям, особенно если он занимает какой-либо пост, либо баллотируется  повторно, а о «чужаке» сведения весьма приблизительные, если только это  не личность, обладающая всенародной  известностью. Для неизвестного появление  в избранном крае лучше в период затишья, когда немного политических событий. Впервые появляющийся на публике  политик (в нашем случае, появляющийся перед новой публикой политик) должен совершить ряд символических  действий - в первую очередь, решительно определиться.

Идеологические  предпочтения в ряде регионов уже  стали традиционными. Скажем, Ростовская область считается «красной»  зоной. Вероятнее, здесь лучше пройдут  «носители» новой коммунистической идеи. Отстройка от конкурентов возможна по пути объявления монополии на какую-либо политическую идею или политический ярлык. Если идеологическое противостояние не слишком напряженно, можно выделиться, акцентируя нравственные качества - честность, нравственность, доступность народу. Подчеркнуть свои преимущества перед  противниками возможно, предлагая более  короткие (или реальные) сроки, более  эффективные (простые, действенные, по мнению избирателей) способы и средства решения проблем.

Информация о работе Организация избирательного процесса в регионе