Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность её права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Содержание работы

Введение 3
1. О Стратегии национальной безопасности России 5
2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция
2.1 Совет Безопасности Российской Федерации 13
2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 15
2.3 Федеральная служба охраны Российской Федерации 19
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации 23
2.5 Национальный антитеррористический комитет 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

КР_Теория гос.управления_Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом - Copy (2).docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

Приложение №2

Содержание

Введение                                                                                                       3

1. О Стратегии национальной  безопасности России                               5

2. Органы государства,  обеспечивающие безопасность Российской  Федерации, и их компетенция                                                                

2.1 Совет Безопасности  Российской Федерации                                   13

2.2 Федеральная служба  безопасности Российской Федерации       15

2.3 Федеральная служба  охраны Российской Федерации                   19

2.4 Служба внешней разведки  Российской Федерации                        23

2.5 Национальный антитеррористический  комитет                              25

Заключение                                                                                                28

Список используемой литературы                                                          29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы обеспечения  национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все  времена. Они приобрели особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Начиная с 60-х годов происходило постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Значит, подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Государственное управление в области безопасности строится в России на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает  гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности. Это тем более важно, что в  относительно недавнем прошлом такие  органы нередко действовали вне  права, вследствие чего имели место  грубые и массовые нарушения с  их стороны прав и свобод человека и гражданина ».[1]

Профессор Б.Г. Путилин в  своей статье, опубликованной в конце 2002 года, отмечал, что «Понятие безопасности государства как системы мер  по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в  политическую практику Российской Федерации  лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", в теоретических  работах и публицистике России вплоть до настоящего времени это понятие определялось термином "национальная безопасность", заимствованным у США».[2]

Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность её права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  О Стратегии национальной безопасности России

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" утверждена и вступила в силу Стратегия национальной безопасности России. Рассмотрим сначала обзорно эту Стратегию, а затем более подробно, относительно темы курсовой работы.

Стратегия строится на принципах  преемственности государственной  политики в сфере безопасности и  опирается на систему национальных приоритетов России. Документ в полной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года. Президент РФ в ходе его рассмотрения на заседании Совета Безопасности 6 апреля этого года отметил, что главную  идею Стратегии можно определить как «безопасность через развитие». Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов  государственной власти, государственных  и общественных организаций по защите национальных интересов России и  обеспечению безопасности личности, общества и государства.

К национальным интересам  РФ на долгосрочную перспективу отнесены: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности  национальной экономики; незыблемость конституционного строя, территориальной  целостности и суверенитета РФ; превращение  России в мировую державу. Основными  приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная  и общественная безопасность. В число  стратегических целей национальной обороны включено предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах  обеспечения военной безопасности страны.

Как угроза военной безопасности РФ расценена политика ряда ведущих  зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в  военной сфере. В связи с этим предусмотрен переход к качественно  новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил, наращиванием количества частей постоянной готовности, совершенствованием оперативной и боевой подготовки войск. Основную угрозу государственной  и общественной безопасности представляют: терроризм; экстремизм; разведывательная деятельность иностранных спецслужб; организованная преступность. В связи  с этим необходимо повысить эффективность  деятельности правоохранительных органов  и спецслужб, создать единую систему  профилактики правонарушений, снизить  уровень коррумпированности и криминализации общества. Особое внимание должно быть уделено охране госграницы РФ.

Одной из стратегических целей  национальной безопасности является повышение  качества жизни россиян. Основные задачи в данной сфере – обеспечение  личной безопасности, доступности комфортного  жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда. Большое значение придается  экономическому росту (Россия планирует  войти в среднесрочной перспективе  в 5 стран лидеров по объему ВВП), развитию науки, технологий, здравоохранения  и образования, сохранению культурного  потенциала.

Ранее утвержденные концепции  национальной безопасности РФ признаны утратившими силу.

Обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность».[4]

Необходимо подчеркнуть, что основное внимание в Стратегии  сосредоточено на вопросах обеспечения  национальной безопасности в рамках достижения каждого из стратегических национальных приоритетов по единой методологической схеме: от анализа  угроз к мерам по их нейтрализации.

В Стратегии чётко формулируются  такие понятия, как «национальная  безопасность», «национальные интересы России», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы и средства обеспечения национальной безопасности».

Силы и средства обеспечения  национальной безопасности сосредоточивают  свои усилия и ресурсы на обеспечении  национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в  сфере науки и образования, в  международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической  сферах, а также в сфере общественной безопасности».[5]

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности определены:защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина; охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности; сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

В документе говорится  о необходимости усиления роли государства  в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и  подростков, совершенствования нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышения эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Необходимо также повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создать единую государственную систему профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, осуществлять мониторинг эффективности правоприменительной практики, разработать и использовать специальные меры, направленные на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В настоящее время руководством нашего государства предпринимаются  действенные меры. Совершенствуется структура и деятельность федеральных  органов исполнительной власти, реализуется  Национальный план противодействия  коррупции, развивается система  выявления и противодействия  глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный  экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы  предупреждения и нейтрализации  социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция  комплексного развития и совершенствования  правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая  поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные  специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения  государственной и общественной безопасности; укрепляется режим  безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического  комплексов страны и объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

В Стратегии ставится задача по надёжной защите и охране государственной  границы Российской Федерации. Угрозами в пограничной сфере определены: наличие и возможная эскалация  вооруженных конфликтов вблизи госграницы; незавершенность международно-правового  оформления государственной границы  с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на нашу территорию своих  эмиссаров, средств террора и  организации диверсий; активизация  трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через  госграницу наркотических средств, психотропных веществ, товаров и  грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов незаконной миграции. Отмечен также недостаточный  уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных  органов.

Ставится задача по созданию высокотехнологичных и многофункциональных  пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской  Республикой, повышению эффективности  охраны государственной границы, в  том числе в Арктической зоне, на Дальнем востоке и на Каспийском направлении.

«Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях  достигается путем совершенствования  и развития единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера (в том числе  территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Решение задач обеспечения  национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения  эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в  области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических  средств информирования и оповещения населения в местах их массового  пребывания, а также разработки системы  принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и  смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Российская Федерация  укрепляет национальную оборону, обеспечивает государственную и общественную безопасность в целях формирования благоприятных внутренних и внешних  условий для достижения приоритетов  в области социально-экономического развития государства».[6]

Информация о работе Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция