Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа
Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность её права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Введение 3
1. О Стратегии национальной безопасности России 5
2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция
2.1 Совет Безопасности Российской Федерации 13
2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 15
2.3 Федеральная служба охраны Российской Федерации 19
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации 23
2.5 Национальный антитеррористический комитет 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной охране» государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В пределах своих полномочий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны также принимают участие органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооружённые Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
На общероссийском уровне
создана Федеральная служба охраны
РФ (ФСО России), которая действует
на основании Положения, утверждённого
Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.
№ 10131. ФСО России является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
функции по выработке государственной
политики, нормативному правовому регулированию,
контролю и надзору в сфере
государственной охраны, президентской,
правительственной и иных видов
специальной связи и
В современном мире бурно
развиваются информационные технологии.
Поэтому объективно возрастает потребность
в государственной защите специальной
информации, прежде всего в военной
области, а также конфиденциальной
и секретной информации в сфере
экономики. Решение этой сложной
как в техническом, так и в
организационном плане задачи возложено
в том числе и на ФСО России.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. №
308 с 1 июля 2003 г. упразднено Федеральное
агентство правительственной
Упразднение ФАПСИ совсем
не означает, что отпала необходимость
в тех функциях, которые реализовывал
этот федеральный орган
«Действительно, одним из
важнейших направлений
Подразделения Службы специальной
связи и информации при ФСО
России осуществляют на соответствующей
территории руководство в области
организации и обеспечения
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации
Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и деятельности закреплены в Федеральном законе от 10 января 1996г. «О внешней разведке».
В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) и органы внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление ГРУ).
В структуру Службы внешней разведки входят: директор СВР России, его первый заместитель и четыре заместителя (по кадрам, по науке, по операциям, по материально-техническому обеспечению); управления (анализа и информации, внешней контрразведки, экономической разведки, научно-технических разработок, опертехники, информатики); оперативные отделы; служба эксплуатации и обеспечения; Академия СВР России и другие подразделения.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее: разведывательная информация);
оказания содействия в
реализации мер, осуществляемых государством
в интересах обеспечения
Необходимость осуществления
разведывательной деятельности определяют
в пределах своих полномочий Президент
РФ и Федеральное собрание, исходя
из невозможности или
Целями разведывательной деятельности являются:
обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
обеспечение условий, способствующих
успешной реализации политики Российской
Федерации в сфере
содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом.
Для осуществления своей
деятельности Служба внешней разведки
РФ может при собственных
2.5 Национальный антитеррористический комитет
15 февраля 2006 года указом
Президента РФ "О мерах по
противодействию терроризму" №
116 был создан Национальный
К его компетенции относятся
все сферы противодействия
Для координации деятельности
территориальных органов
Руководителями
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Основными задачами Комитета являются:
подготовка предложений
Президенту Российской Федерации по
формированию государственной политики
в области противодействия
координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.
Наряду с осуществлением
координации предупредительно –
профилактических и силовых действий
соответствующих федеральных
В качестве одной из приоритетных
задач Национальным антитеррористическим
комитетом рассматривается
В области борьбы с терроризмом
Российская Федерация избрала наиболее
верный путь. Именно консолидация усилий
различных министерств и
Заключение
Государственное управление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности.
Действующая Стратегия национальной
безопасности России нацелена на повышение
качества государственного управления
и призвана скоординировать деятельность
органов государственной
В Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества страны.
Среди задач, поставленных в
Стратегии повышение
Приложение №3
Список используемой литературы и ресурсов сети Интернет
1. Конституция РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.
2. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций /С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. 432 с.
3. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.704 с.
4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
5. Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года. Сайт
Совета Безопасности Российской Федерации
http://www.scrf.gov.ru/
6. Бортников А.В. Выступление на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18.12. 2008. Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год.http://www. chekist. ru/article/2503
7. Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. http://www.fsb.ru/
8. Официальный сайт ФСО России. http://www.fso.gov.ru/
1. Официальный сайт Службы внешней разведки РФ. http://svr.gov.ru/
[1] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК