Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность её права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Содержание работы

Введение 3
1. О Стратегии национальной безопасности России 5
2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция
2.1 Совет Безопасности Российской Федерации 13
2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 15
2.3 Федеральная служба охраны Российской Федерации 19
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации 23
2.5 Национальный антитеррористический комитет 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

КР_Теория гос.управления_Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом - Copy (2).docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной охране»  государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной  охраны. В пределах своих полномочий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны также принимают  участие органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел  и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, федеральные  органы правительственной связи  и информации, Вооружённые Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

На общероссийском уровне создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), которая действует  на основании Положения, утверждённого  Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 10131. ФСО России является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим функции по выработке государственной  политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере  государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов  специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам  государственной власти, органам  государственной власти субъектов  РФ и другим государственным органам.

В современном мире бурно  развиваются информационные технологии. Поэтому объективно возрастает потребность  в государственной защите специальной  информации, прежде всего в военной  области, а также конфиденциальной и секретной информации в сфере  экономики. Решение этой сложной  как в техническом, так и в  организационном плане задачи возложено  в том числе и на ФСО России. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 с 1 июля 2003 г. упразднено Федеральное  агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), функции которого переданы ФСО России и ФСБ России.

Упразднение ФАПСИ совсем не означает, что отпала необходимость  в тех функциях, которые реализовывал этот федеральный орган исполнительной власти. Вновь образованная в составе  ФСО России Служба продолжает обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов РФ, федеральные  органы исполнительной власти, Совет  Безопасности РФ, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи  и информации. Кроме того, Служба занимается организацией деятельности предприятий и учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом, осуществляет государственный контроль за их деятельностью.

«Действительно, одним из важнейших направлений деятельности Службы специальной связи и информации ФСО России после упразднения  ФАПСИ остаётся организация и  обеспечение специальной правительственной  связи. Дело в том, что в кабинетах  многих должностных лиц федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены специальные  телефонные аппараты правительственной  связи АТС-1 и АТС-2. В первом случае это 4-значные, а во втором 4или 5-значные  номера. Они позволяют обеспечить, как правило, прямую, надёжно защищённую линию связи между руководителями органов государственной власти. Каждому абоненту выдаётся специальный  телефонный справочник правительственной  связи, на котором проставлен гриф «Для служебного пользования». В нём указаны: фамилия, имя, отчество, телефонный номер  каждого абонента. Должность абонента и место его работы, как правило, не указываются. В случае, если данные абонентов совпадают, могут быть указаны организации, где они  работают. Если взять федеральное  министерство, то аппарат АТС-1 устанавливается  только в кабинете федерального министра и его заместителей. Аппараты АТС-2 устанавливаются в кабинетах  федерального министра, его заместителей, а также в кабинетах руководителей  департаментов.

Подразделения Службы специальной  связи и информации при ФСО  России осуществляют на соответствующей  территории руководство в области  организации и обеспечения правительственной  связи, иных видов специальной связи  и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов. Кроме того, в пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности бывших органов ФАПСИ, несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации».[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Служба внешней  разведки Российской Федерации

Составной частью системы  обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и  деятельности закреплены в Федеральном  законе от 10 января 1996г. «О внешней разведке».

В систему органов внешней  разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) и  органы внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление ГРУ).

В структуру Службы внешней  разведки входят: директор СВР России, его первый заместитель и четыре заместителя (по кадрам, по науке, по операциям, по материально-техническому обеспечению); управления (анализа и информации, внешней контрразведки, экономической  разведки, научно-технических разработок, опертехники, информатики); оперативные  отделы; служба эксплуатации и обеспечения; Академия СВР России и другие подразделения.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

добывания и обработки  информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации  реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных  государств, организаций и лиц (далее: разведывательная информация);

оказания содействия в  реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления  разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент  РФ и Федеральное собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства  РФ разведывательной информацией, необходимой  им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической  и экологической областях;

обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу  страны и военно-техническому обеспечению  безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для  достижения целей, не предусмотренных  Федеральным законом.

Для осуществления своей  деятельности Служба внешней разведки РФ может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических  средств защиты), создавать, эксплуатировать  информационные системы, системы связи  и системы передачи данных, а также  средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Национальный  антитеррористический комитет

15 февраля 2006 года указом  Президента РФ "О мерах по  противодействию терроризму" №  116 был создан Национальный антитеррористический  комитет (НАК).

К его компетенции относятся  все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и  непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах  Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной  власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для  управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для  управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации  образованы оперативные штабы.

Основными задачами Комитета являются:

подготовка предложений  Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

координация деятельности по противодействию терроризму федеральных  органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация  их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и организациями;

разработка мер по противодействию  терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том  числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

участие в международном  сотрудничестве в области противодействия  терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров  Российской Федерации в этой области;

подготовка предложений  по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом  и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

решение иных задач, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Объединив представителей 17 государственных структур, министерств  и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.

Наряду с осуществлением координации предупредительно –  профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В качестве одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается задача противодействия распространению  идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение  указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины  тому – легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование  вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту  числа сайтов террористической направленности – только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования  открытых телекоммуникационных сетей  в экстремистских и террористических целях.[10]

В области борьбы с терроризмом  Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над  терроризмом. Намеченные для реализации Национальным антитеррористическим комитетом  и Федеральным оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию  государственной системы противодействия  терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на территории Российской Федерации.[11]

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное управление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельности органов обеспечения  безопасности.

Действующая Стратегия национальной безопасности России нацелена на повышение  качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению  безопасности личности, общества и  государства.

В Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения  национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса  развития страны. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов  государственной власти и институтов гражданского общества страны.

Среди задач, поставленных в  Стратегии повышение эффективности  деятельности правоохранительных органов  и спецслужб. Безусловно, рассмотренные  нами органы и спецслужбы, которые  координируют деятельность других силовых  структур и органов правопорядка и которые традиционно являются основой в обеспечении безопасности государства, достойно выполнят поставленную задачу.

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Список используемой литературы и ресурсов сети Интернет

1.  Конституция РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.

2.  Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций /С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. 432 с.

3.  Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.704 с.

4.  Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.

5.  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/ 99.html

6.  Бортников А.В. Выступление на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18.12. 2008. Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год.http://www. chekist. ru/article/2503

7.  Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. http://www.fsb.ru/

8.  Официальный сайт ФСО России. http://www.fso.gov.ru/

1.  Официальный сайт Службы внешней разведки РФ. http://svr.gov.ru/

 

[1] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК 

Информация о работе Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция