Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Большое значение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность её права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Содержание работы

Введение 3
1. О Стратегии национальной безопасности России 5
2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция
2.1 Совет Безопасности Российской Федерации 13
2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 15
2.3 Федеральная служба охраны Российской Федерации 19
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации 23
2.5 Национальный антитеррористический комитет 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

КР_Теория гос.управления_Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом - Copy (2).docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

В заключительной части рассматриваются  организационные, нормативные, правовые и информационные вопросы реализации Стратегии. Предусмотрен механизм оценки состояния национальной безопасности через контрольные показатели национальной безопасности. Перечень данных показателей, по замыслу Стратегии, подлежит периодическому уточнению в рамках системы мониторинга  состояния национальной безопасности. В целом, в Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения  национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса  развития государства. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов  государственной власти и институтов гражданского общества страны.

 

2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция

В Стратегии определено, что к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные  Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным  законодательством предусмотрена  военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие  участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании  законодательства Российской Федерации. Безусловно, к этим силам относятся  и МВД, и МЧС, и ГФС, и ФСКН и  др. Рассмотрим органы и спецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органов  правопорядка, традиционно являясь  основой в обеспечении безопасности государства. Важными координационными, контрольными, информационно аналитическими функциями в области национальной безопасности наделён Совет Безопасности РФ как конституционный орган. Наряду с одной из самых мощных спецслужб  мира – Федеральной службой безопасности России речь пойдёт о СВР РФ, ФСО  РФ, Национальном антитеррористическом комитете (НАКе) и их компетенции.

«Полномочия Правительства  РФ по обеспечению безопасности в  основном закреплены в Федеральном  конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В ст. 20 установлено, что  правительство осуществляет необходимые  меры по обеспечению государственной  безопасности. В структуру Аппарата Правительства РФ, утверждённую распоряжением  Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р3, входит административный департамент  Правительства РФ, в ведении которого находятся в том числе вопросы  безопасности, входящие в компетенцию  Правительства РФ. Перечень основных вопросов сфер ведения административного  департамента Правительства РФ утверждён приказом руководителя Аппарата Правительства РФ от 24 мая 2004 г. № 645. Согласно данному приказу к ведению административного департамента в том числе относятся: реализация государственной политики в области обороны, правопорядка и безопасности государства; материально-техническое обеспечение специальных служб; планирование расходов на государственную безопасность; международное сотрудничество в области государственной безопасности».[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Совет Безопасности  Российской Федерации

Президент РФ возглавляет  Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности. Этот орган призван  проводить работу по упреждающему выявлению  и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, СБ координирует деятельность сил и  органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и  субъектов РФ.

Совет Безопасности формируется  Президентом РФ в соответствии с  Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются: определение  жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление  внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных направлений  стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в  области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации  и субъектов РФ, разработка предложений  по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями  своей деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости  от возлагаемых на них задач они  могут создаваться по функциональному  или региональному признаку на постоянной или временной основе. Указом Президента РФ от 1.09.2000г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» были образованы такие комиссии.

Организационно-техническое  и информационно-аналитическое обеспечение  деятельности СБ РФ осуществляет его  Аппарат, который действует на основании  Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 28 марта 1998 г. № 294. Согласно Указу  Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 Аппарат  СБ РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления). В целях научно-методологического  обеспечения деятельности СБ РФ при  нём образован научный совет, действующий на основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 19 февраля 2005г. №182. Совет Безопасности наделён обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств  и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый  от неё Президентом России. Правовую основу деятельности органов ФСБ  России составляют Конституция РФ и  Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной  службы безопасности в Российской Федерации».

К органам федеральной  службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения  безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные  органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности и находятся  в его прямом подчинении. Федеральный  орган исполнительной власти в области  обеспечения безопасности, территориальные  органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своём составе  подразделения, непосредственно реализующие  основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Деятельность органов  федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:  контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информационной безопасности.

Одними из весьма значимых составляющих системы органов безопасности являются управления (отделы) Федеральной  службы безопасности в Вооружённых  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках), в недавнем прошлом именовавшиеся органами военной контрразведки. Они действуют  на основании Положения, утверждённого  Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Органы безопасности в войсках  входят в единую систему органов  Федеральной службы безопасности РФ. Они находятся в прямом подчинении ФСБ России. Задачами органов безопасности в войсках, в частности, являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований, и органов; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; выявление, предупреждение во взаимодействии с другими государственными органами преступности и коррупции в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в обеспечении безопасности Президента РФ и других должностных лиц и государственных органов; участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы РФ.

После издания Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 функции упразднённой Федеральной пограничной службы РФ были переданы ФСБ России. В результате проведённой реорганизации пограничные  органы вошли в структуру ФСБ  России. Они обеспечивают реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере  охраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Защиту и охрану Государственной  границы РФ, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в данной сфере осуществляют войска ФПС ФСБ РФ. Их численность составляет около 220 тысяч военнослужащих.

Должностные лица пограничных  органов наделены обширными полномочиями. В их число входят: государственный  контроль за соблюдением режима Государственной  границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную  границу; выявление, предупреждение и  пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный  режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах  пропуска через Государственную  границу; пропуск через Государственную  границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно  с другими специально уполномоченными  на то государственными органами; осуществление  государственного контроля в сфере  охраны морских биологических ресурсов.

Сотрудники Федеральной  пограничной службы ФСБ России при  исполнении своих полномочий имеют  право применять оружие, специальные  средства, физическую силу, а также  служебных собак. Постановлением Правительства  РФ от 8.01.1998г. № 202 утверждён порядок  применения оружия и боевой техники  при защите Государственной границы  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Федеральная служба охраны Российской Федерации.

«Специальным органом  обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны РФ, задачи и полномочия которой закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». К объектам государственной охраны относятся Президент РФ, члены  его семьи, Председатель Правительства  РФ, Председатели обеих палат Федерального собрания, Председатели Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего  Арбитражного суда РФ, Генеральный  прокурор РФ.

Решением Президента РФ государственная  охрана при необходимости может  быть предоставлена и иным лицам, замещающим государственные должности  Российской Федерации. Кроме того, в  соответствии с международными обязательствами  Российской Федерации, объектами государственной  охраны являются главы иностранных  государств и правительств и другие иностранные граждане.

Следует отметить, что обеспечение  безопасности Президента РФ в местах его постоянного или временного пребывания, а также охрану членов его семьи осуществляет Служба безопасности Президента РФ в соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 22.04.1996г. № 586 ».[8]

Информация о работе Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция