Органы государственной власти: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной. Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

Содержание работы

Введение……………………………….……………………………………...3
Глава I: Понятие и сущность органов государственной власти
1.1. Государственный аппарат: понятие и признаки ….………….....4
1.2. Основные характеристики органов государственной власти ....5
1.3. Принципы организации и деятельности органов государственной власти …………………………………………………………………………………..
Глава II: Виды органов государственной власти.
2.1. Виды судопроизводства как формы реализации судебной власти………………………………………………………...…...10
2.1. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина …………….......…………..…...19
2.2. Право человека и гражданина на обращение в суд …………………21
2.3. Конституционный контроль. ……………………………………….……...……24
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы …………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

123.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Принцип законности закреплен  в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции и законы».3

При осуществлении своих  полномочий в отношении государственных  органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

5. Принцип федерализма  в организации и деятельности  органов государственной власти  означает, что:

  1. все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
  2. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
  3. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
  4. субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
  5. субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).

6. Принцип равного  доступа граждан к государственной  службе. Конституция Российской  Федерации закрепляет, что граждане  Российской Федерации в соответствии  со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения и т.п.

Вакантная государственная  должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

7. Принцип гласности  в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы — необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством.

 

 

1.4. Государственная служба как публично-правовой институт.

 

В специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое определение государственной  службы.

Наиболее четкое определение  понятия «государственная служба»  дает, на мой взгляд, Г.В. Атаманчук (Заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор): «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах». 4Он считает, что в системе элементов, которые отражают взаимодействие государства и общества, власти и гражданина (государство – система государственных органов – государственный орган – государственная должность – государственный служащий – гражданин – общество), государственная служба включает прежде всего такие элементы, как государственная должность – государственный служащий – гражданин, и охватывает два вида правоотношений: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством (через государственный орган или систему государственных органов); между лицом, исполняющим государственную должность (государственным служащим), и гражданами государства.

Государственное управление – целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через  систему его органов и должностных  лиц в них) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Государственный аппарат  – в широком смысле совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства: представительные, исполнительные, судебные органы, прокуратура, армия и др.; в узком смысле – это совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством; государственный аппарат можно определить так же, как публично-правовую институциональную систему государственных органов, их подразделений, государственных должностей в них и лиц, исполняющих эти должности.5

Государственный орган  – учрежденное в структуре  аппарата государства в установленном  порядке образование, имеющее собственную  компетенцию и наделенное властными  полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Государственная должность  – первичная организационно-структурная  единица государственного аппарата, заключающая в себе часть его компетенции.

Должностные лица в системе  государственной службы – государственные  служащие, имеющие право совершать  в пределах своей компетенции  властные действия, влекущие юридические  последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.), а также служащие, которые руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (к примеру, руководители многих структурных подразделений органов управления); другими словами, это лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органе управления.

Современная государственная  служба России законодательно определена как «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» 6(п. 1 ст. 2 Закона об основах государственной службы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Виды органов государственной власти.

 

2.1. Классификация органов государственной  власти и их компетенции.

 

Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям.

По способу возникновения они  подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они  могут быть образованны двумя  способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Первичные — это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

Производные — это формируемые  другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

По объему властных полномочий или  территориальному признаку органы государства  классифицируются на высшие и местные  или на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.). Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте или характеру компетенции  выделяются органы государства общей  и специальной компетенции. Органы государственной власти общей компетенции  имеют широкий круг полномочий (Президент  Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации и др.). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы государственной власти специальной компетенции имеют  ограниченный круг полномочий в своей  деятельности, специализируясь на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).

По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций  или порядку реализации полномочий) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, к единоличным же – Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.

Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.

Помимо всех вышеперечисленных  классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей (например чрезвычайные ситуации).7

В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизм государства  и классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделение властей.

 

2.2. Органы законодательной  власти.

 

Российский парламент  — Федеральное Собрание РФ —  это авторитетный представительный орган власти, выполняющий важные государственные функции, но первое место среди них занимает законотворчество. Только это общенациональное учреждение, организованное на началах выборности и представительности, может принимать поправки к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2, 9), федеральные конституционные и федеральные законы. Потому не случайно парламент, согласно конституционным нормам, официально именуется представительным и законодательным органом.8

Конституционно-правовой статус парламента непосредственно  обусловлен формой правления. В президентских  республиках, в том числе и  в России, парламент, возглавляя законодательную власть, не имеет верховенства над властью исполнительной, так как формирование правительства и контроль за его деятельностью осуществляются в основном главой государства, что не исключает и участия парламента в этой деятельности.

Парламент в России рассматривается  как выразитель интересов народа. В качестве органа народного представительства  деятельность Федерального Собрания основана на следующих принципах:

1) конституционные положения  закрепляют, что порядок избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными закона­ми. В основных нормах выражена компетенция парламента и его палат, конкретизированная в регламентах палат;

2) депутаты Федерального  Собрания уполномочены народом осуществлять государственную власть;

3) только этому органу  принадлежит право принятия федерального  бюджета и контроля за его  исполнением;

4) Федеральное Собрание  назначает выборы Президента  РФ и может отрешить его  от должности;

5) парламент может  сдерживать деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.9

Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным  органом России. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Это обеспечивается способами формирования палат, положением в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание выступает выразителем политической воли всего многонационального народа России, всех социальных слоев и групп населения, всех политических партий и общественных объединений.

Федеральное Собрание состоит  из двух палат: Госдумы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов РФ, а Госдума выражает интересы всех российских граждан независимо от социального положения, национальности, отношения к религии, места жительства.

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды