Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:04, курсовая работа
Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4
1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Органы государственной власти, участвующие в правовой охране
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1. Понятие правовой охраны…………………
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ………………………………………………
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти……………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Эффективная правовая охрана
Конституции – важнейший
По мнению профессора К. Хессе, охрана Конституции способствует не только обеспечению реализации конституционных норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может существовать только в рамках конституционно упорядоченного политического процесса. Конституционная законность (конституционность), с одной стороны, есть неотъемлемое условие действенного функционирования конституционализма, а с другой – представляет собой правовой режим жизнедеятельности общества и государства, гарантированный механизмом правовой охраны Конституции, при котором общественные отношения, акты и действия субъектов права должны соответствовать конституционным требованиям. Решению этих задач должна служить система специальных конституционно-правовых институтов, обеспечивающих стабильность и реальность Конституции как основного закона государства.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с охраной конституционных прав.
1.1. Понятие правовой охраны
Термин «правовая охрана
конституции» достаточно широко использовался
в советской юридической
Н. П. Иванищева под правовой охраной Конституции понимает совокупность организационно-правовых гарантий (конституционный контроль, особый порядок принятия, изменения и др.), обеспечивающих ее стабильность и неуклонную исполнимость 3.
Б. В. Щетинин характеризует правовую охрану Конституции как конституционные гарантии законности. Он указывает, что правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих выполнение всех ее норм и строгое соблюдение режима конституционной законности. Первая задача правовой охраны конституции решается в процессе государственно-правовых отношений, посредством которых осуществляется фактическая ее реализация, а вторая – путем верховного контроля за соблюдением конституции и обеспечения соответствия ей обычных законов и подзаконных актов. Обе эти задачи тесно взаимно связаны и составляют важное условие реальности верховенства Конституции как основного закона 4. Охрана Конституции рассматривалась также как одна из гарантийных функций в системе осуществления конституционных и вообще государственно-правовых норм 5. Охрана представлялась также как «пресечение тех или иных отклонений от Конституции, а также разрешение в соответствии с Конституцией спорных государственно-правовых вопросов конституционного значения» 6.
Представленные определения
имеют большую научную
В этой связи, следует согласиться с Т. Я. Хабриевой, определяющей охрану Конституции как создание необходимых условий, развитие системы организационно-правовых механизмов, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм 7.
1.2. Сущность правовой охраны
В юридической литературе
нет единого подхода к
Данную категорию следует рассматривать в широком (общесоциальном) и узком понимании. В широком смысле правовая охрана Конституции – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, образовательно-воспитательных мероприятий в деле обеспечения действия Конституции и предотвращению его нарушений. В частности, это может быть создание демократических условий для формирования и деятельности государственной власти, обеспечения политического и идеологического многообразия, создание условий для развития социально ориентированной экономики, введение юридического всеобуча. В узком смысле правовая охрана конституции рассматривается как совокупность средств, гарантий по обеспечению юридического действия конституции, при этом такие средства или гарантии по содержанию и форме являются конституционно-правовыми, поскольку другие юридические средства – это элементы охраны Конституции в широком смысле. Некоторые авторы связывают охрану конституции с созданием необходимыь условий, развитием соответствующих гарантий, совершенствованием государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.
Об определенности элементов системы правовой охраны конституции рассуждения ученых также расходятся. Единственным и неизменным является мнение о том, что элементами системы правовой охраны конституции является конституционный контроль и особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (О. О. Белкин, В. В. Лазарев, В. Ф. Мелащенко, Ж. И. Овсепян, Ю. А. Юдин). Кроме того, к элементам правовой охраны конституции засчитываются и такие, как ответственность высших должностных лиц за нарушение конституции, конституционный контроль парламента, конституционный референдум, вето главы государства, лишения основных политических прав, возможность запрета политических партий, чрезвычайное положение, право законодательной инициативы, а особенно, если оно закреплено за органами конституционного контроля.
Несомненно, все перечисленные элементы системы правовой охраны конституции имеют право на обоснование, однако следует согласиться с мнением о том, что основными, ключевыми элементами, которые нашли применение в других правовых системах, являются:
1) особый порядок принятия конституции;
2) особый порядок внесения изменений в Конституцию;
3) конституционная
4) конституционный контроль;
5) толкование конституции.
При характеристике правовой охраны Конституции как одного из уровня правоохранительной деятельности следует уделить особое внимание рассмотрению осуществляющих ее субъектов. Обязанность обеспечивать реализацию конституционных норм, предотвращать и пресекать их нарушения возлагается на все без исключения государственные органы – Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, входящие в соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти. Таким образом, системой органов охраны Конституции является система государственной власти Российской Федерации, основанная на принципе разделения властей. Вместе с тем она сориентирована в первую очередь на защиту Конституции от посягательств со стороны самих государственных органов и должностных лиц государства.
В этой связи весьма интересным представляется возможность рассмотреть вопрос о распределении полномочий в области конституционной охраны между государственными органами и подсистемами государственной власти.
1.3. Формы и методы правовой охраны
Правовая охрана Конституции представляет комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. Правовыми формами охраны Конституции являются:
1) возложение Конституцией
РФ (ч. 2 ст. 15) конституционной обязанности
на граждан, органы
2) предусмотренный Конституцией
(ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение
кем бы то ни было власти
в РФ и преследование
3) конституционный контроль, осуществляемый федеральным Конституционным Судом в целях обеспечения режима конституционности действующего в стране законодательства;
4) конституционные полномочия
Президента РФ по защите
5) деятельность иных
6) установление конституционного
режима деятельности
7) установление конституционных
основ регулирования
8) право граждан обращаться
с жалобами на нарушение
Правовая охрана Конституции обеспечивается и иными конституционными механизмами, применение которых предназначено для того, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как со стороны властных государственных структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц. К числу таких механизмов Конституция РФ, в частности, относит: присягу Президента РФ; конституционную ответственность высших должностных лиц государства; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней с момента направления ему этого закона, принятого Федеральным Собранием, и др.
2. Органы государственной власти, участвующие в
правовой охране конституции РФ
2.1. Президент РФ
Главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает на должностных лиц государства. В России – прежде всего на Президента, который, согласно Конституции, является ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации» (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Президента в понимании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие «гаранта». Но тем не менее такие обязанности на Президента возложены и им добровольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязанность самостоятельно принимать решения и действовать в соответствующих обстоятельствах.
Президент РФ согласно Конституции (ч. 2 ст. 85) обладает следующим правом: приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85). Данное право предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него.
Информация о работе Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ