Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4
1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Органы государственной власти, участвующие в правовой охране
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

заказ 69161.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………3

    1. Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4

1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4

1.2. Сущность правовой  охраны………………………………………………..5

1.3. Формы и методы правовой  охраны………………………………………..7

    1. Органы государственной власти, участвующие в правовой охране

Конституции РФ………….………………………………………………….9

2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9

2.2. Органы законодательной  власти………………………………………….10

2.3. Органы исполнительной  власти…………………………………………..13

2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15

  Заключение………………………………………………………………...19

       Список литературы………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут  любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой  опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.

По мнению профессора К. Хессе, охрана Конституции способствует не только обеспечению реализации конституционных норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может существовать только в рамках конституционно упорядоченного политического процесса. Конституционная законность (конституционность), с одной стороны, есть неотъемлемое условие действенного функционирования конституционализма, а с другой – представляет собой правовой режим жизнедеятельности общества и государства, гарантированный механизмом правовой охраны Конституции, при котором общественные отношения, акты и действия субъектов права должны соответствовать конституционным требованиям. Решению этих задач должна служить система специальных конституционно-правовых институтов, обеспечивающих стабильность и реальность Конституции как основного закона государства.

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с охраной конституционных прав.

 

 

 

    1. Теоретические основы правовой охраны

1.1. Понятие правовой охраны

Термин «правовая охрана конституции» достаточно широко использовался  в советской юридической литературе, применяется он активно и в  последнее время в России. А. А. Белкин и Н. А. Михалева под правовой охраной Конституции понимают совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности 1. По мнению В. В. Лазарева, правовая охрана конституции – это комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности 2

Н. П. Иванищева под правовой охраной Конституции понимает совокупность организационно-правовых гарантий (конституционный контроль, особый порядок принятия, изменения и др.), обеспечивающих ее стабильность и неуклонную исполнимость 3.

Б. В. Щетинин характеризует правовую охрану Конституции как конституционные гарантии законности. Он указывает, что правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих выполнение всех ее норм и строгое соблюдение режима конституционной законности. Первая задача правовой охраны конституции решается в процессе государственно-правовых отношений, посредством которых осуществляется фактическая ее реализация, а вторая – путем верховного контроля за соблюдением конституции и обеспечения соответствия ей обычных законов и подзаконных актов. Обе эти задачи тесно взаимно связаны и составляют важное условие реальности верховенства Конституции как основного закона 4. Охрана Конституции рассматривалась также как одна из гарантийных функций в системе осуществления конституционных и вообще государственно-правовых норм 5. Охрана представлялась также как «пресечение тех или иных отклонений от Конституции, а также разрешение в соответствии с Конституцией спорных государственно-правовых вопросов конституционного значения» 6.

Представленные определения  имеют большую научную значимость и имеют полное право на свое существование. Стабильность Конституции является, в первую очередь, вопросом ее юридической  силы.

В этой связи, следует согласиться  с Т. Я. Хабриевой, определяющей охрану Конституции как создание необходимых условий, развитие системы организационно-правовых механизмов, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм 7.

 

1.2. Сущность правовой охраны

В юридической литературе нет единого подхода к определению  сущности и содержания понятия правовой охраны конституции.

Данную категорию следует  рассматривать в широком (общесоциальном) и узком понимании. В широком смысле правовая охрана Конституции – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, образовательно-воспитательных мероприятий в деле обеспечения действия Конституции и предотвращению его нарушений. В частности, это может быть создание демократических условий для формирования и деятельности государственной власти, обеспечения политического и идеологического многообразия, создание условий для развития социально ориентированной экономики, введение юридического всеобуча. В узком смысле правовая охрана конституции рассматривается как совокупность средств, гарантий по обеспечению юридического действия конституции, при этом такие средства или гарантии по содержанию и форме являются конституционно-правовыми, поскольку другие юридические средства – это элементы охраны Конституции в широком смысле. Некоторые авторы связывают охрану конституции с созданием необходимыь условий, развитием соответствующих гарантий, совершенствованием государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.

Об определенности элементов  системы правовой охраны конституции рассуждения ученых также расходятся. Единственным и неизменным является мнение о том, что элементами системы правовой охраны конституции является конституционный контроль и особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (О. О. Белкин, В. В. Лазарев, В. Ф. Мелащенко, Ж. И. Овсепян, Ю. А. Юдин). Кроме того, к элементам правовой охраны конституции засчитываются и такие, как ответственность высших должностных лиц за нарушение конституции, конституционный контроль парламента, конституционный референдум, вето главы государства, лишения основных политических прав, возможность запрета политических партий, чрезвычайное положение, право законодательной инициативы, а особенно, если оно закреплено за органами конституционного контроля.

Несомненно, все перечисленные  элементы системы правовой охраны конституции  имеют право на обоснование, однако следует согласиться с мнением  о том, что основными, ключевыми  элементами, которые нашли применение в других правовых системах, являются:

1) особый порядок принятия  конституции;

2) особый порядок внесения  изменений в Конституцию;

3) конституционная ответственность  высших должностных лиц;

4) конституционный контроль;

5) толкование конституции.

При характеристике правовой охраны Конституции как одного из уровня правоохранительной деятельности следует уделить особое внимание рассмотрению осуществляющих ее субъектов. Обязанность обеспечивать реализацию конституционных норм, предотвращать и пресекать их нарушения возлагается на все без исключения государственные органы – Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, входящие в соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти. Таким образом, системой органов охраны Конституции является система государственной власти Российской Федерации, основанная на принципе разделения властей. Вместе с тем она сориентирована в первую очередь на защиту Конституции от посягательств со стороны самих государственных органов и должностных лиц государства.

В этой связи весьма интересным представляется возможность рассмотреть вопрос о распределении полномочий в области конституционной охраны между государственными органами и подсистемами государственной власти.

 

1.3. Формы и методы правовой охраны

Правовая охрана Конституции  представляет комплекс специально-юридических  мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. Правовыми формами охраны Конституции являются:

1) возложение Конституцией  РФ (ч. 2 ст. 15) конституционной обязанности  на граждан, органы государственной  власти и местного самоуправления  и их должностных лиц соблюдать  Конституцию РФ и законы;

2) предусмотренный Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение  кем бы то ни было власти  в РФ и преследование федеральным  законом захвата власти или  присвоения властных полномочий;

3) конституционный контроль, осуществляемый федеральным Конституционным Судом в целях обеспечения режима конституционности действующего в стране законодательства;

4) конституционные полномочия  Президента РФ по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти; предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам;

5) деятельность иных государственных  органов, прежде всего органов  прокуратуры, Уполномоченного по правам человека по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

6) установление конституционного  режима деятельности общественных  объединений, запрещение создания  и деятельности общественных  объединений, цели и действия  которых направлены на насильственное  устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства;

7) установление конституционных  основ регулирования чрезвычайного  и военного положения;

8) право граждан обращаться  с жалобами на нарушение конституционных  прав и свобод в Конституционный  Суд РФ и др.

Правовая охрана Конституции  обеспечивается и иными конституционными механизмами, применение которых предназначено  для того, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как  со стороны властных государственных  структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц. К числу таких механизмов Конституция РФ, в частности, относит: присягу Президента РФ; конституционную ответственность высших должностных лиц государства; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней с момента направления ему этого закона, принятого Федеральным Собранием, и др.

 

 

 

                            2. Органы государственной власти, участвующие в

правовой охране конституции РФ

 2.1. Президент РФ

Главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает на должностных лиц государства. В России – прежде всего на Президента, который, согласно Конституции, является ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации» (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Президента в понимании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие «гаранта». Но тем не менее такие обязанности на Президента возложены и им добровольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязанность самостоятельно принимать решения и действовать в соответствующих обстоятельствах.

Президент РФ согласно Конституции (ч. 2 ст. 85) обладает следующим правом: приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85). Данное право предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него.

Информация о работе Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ