Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:04, курсовая работа
Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4
1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Органы государственной власти, участвующие в правовой охране
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………
Президент РФ обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти, определяет основные направления
внешней и внутренней политики государства,
которые затем реализуются в
соответствующих законах и
Краткий анализ положений Конституции и федерального законодательства позволяет судить о том, что, выступая гарантом Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует данное конституционное полномочие как самостоятельно, так и в процессе взаимоотношений с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными институтами гражданского общества.
2.2. Органы законодательной власти
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет ( Ст.3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Гос. Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Основная их функция – осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Это утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой.
К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами федерации; б) утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения (п. "б" и "в" ч. 1 ст. 102 Конституции); в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории; г) назначение выборов Президента; д) отрешение Президента от должности; е) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда; ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; б) решение вопроса о доверии Правительству; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
Федеральные законы принимаются
Государственной Думой
Федеральный закон считается
одобренным Советом Федерации, если
за него проголосовало более половины
от общего числа членов этой палаты
либо если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. В случае отклонения федерального
закона Советом Федерации палаты
могут создать согласительную комиссию
для преодоления возникших
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля. Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания. Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
В заключении можно сделать следующий вывод: Российский парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации – и законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации принимают значительно меньшее участие в конституционной охране. Палаты Федерального Собрания могут проводить слушания, принимать постановления, обращения, заявления по вопросам конституционности, но все эти документы имеют преимущественно политическое значение. Единственным исключением из данного положения можно назвать полномочие Совета Федерации по одобрению законов, принятых Государственной Думой. Однако надо иметь в виду, что отклонение закона второй палатой может быть преодолено Государственной Думой, и к тому же указанное полномочие Совета Федерации не является специально конституционно-охранительным. Вследствие этого конституционный контроль, теоретически возможный для Совета Федерации, надо определить всего лишь как ограниченный и промежуточный.
2.3. Органы исполнительной власти
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос. Думы ( Ст.110 п.2 Конституции РФ ).
Основное назначение органов исполнительной власти – деятельность по организации исполнения Конституции, других правовых актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти.
Правительство Российской
Федерации: а) разрабатывает и
представляет Государственной
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
Президент может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Структура федеральных органов исполнительной власти:
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства (МВД, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Министерство иностранных дел, культуры, Министерство обороны, Министерство образования Российской Федерации и др.)
III. Государственные комитеты Российской Федерации (Государственный таможенный комитет Российской Федерации, комитет по статистике, по физической культуре и спорту, комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.)
Федеральные органы исполнительной
власти для осуществления своих
полномочий могут создавать свои
территориальные органы и назначать
соответствующих должностных
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Таким образом, контрольные полномочия Правительства Российской Федерации – отменять нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов – в большей степени направлены на обеспечение функционирования системы исполнительной власти, нежели на охрану конституционных норм.
2.4. Органы судебной власти
Важной составляющей системы охраны Конституции являются судебные органы. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 125-127).
Из перечисленных судебных органов особо следует выделить Конституционный Суд РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Конституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. "а" и "б" п. 2 ст. 125).
Хотя в Конституции
прямо не указывается на осуществление
контрольных функций Советом
Федерации, Государственной Думой,
практически эти
Суды общей юрисдикции
и арбитражные суды в соответствии
с п. 2 Постановления Пленума
– когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
– когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
– когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона, которая существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п. «а» и «б» ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ