Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4
1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Органы государственной власти, участвующие в правовой охране
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

заказ 69161.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Таким образом, суды общей  юрисдикции не только наделены рядом  полномочий в сфере правовой охраны Конституции РФ, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода «первичным звеном обеспечения конституционности». Это обусловлено прежде всего спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции РФ. Высшие органы судебной власти, в т. ч. Конституционный Суд РФ, не способны физически охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на российских пространствах, охрана Конституции не может быть сконцентрирована в руках отдельных государственных органов.

Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации также может быть включена в механизм правовой охраны федеральной  Конституции, поскольку конституционные (уставные) суды также обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм. Придя  к выводу о нарушении федеральным  законом, примененным или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.

Подводя итог, можно сказать, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.

 

          Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства.            Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязателен для сторон конституционного спора. 
        Решения Конституционного Суда Российской Федерации – новый источник российского права, посредством которых Конституционный Суд осуществляет правокорректирующую функцию относительно нормотворчества органов публичной власти, направленную на правовую защиту Конституции, обеспечение ее непосредственного действия и эффективной реализации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вряд ли кто-либо оспорит, что Конституция России не идеальна. Идеальных конституций в мире вообще нет, тем более конституций переходного периода в развитии общества. Но с другой стороны, имеются все основания утверждать, что Конституция России представляет собой весьма прочный правовой фундамент процесса реформирования российского общества, становления новой российской государственности.

В Конституции, как своде основных правил жизни личности, общества и государства следует видеть и один из определяющих факторов стабильности конституционного строя, системы публичной власти, общественных отношений. И стабильность самой Конституции ассоциируется с неизменностью ее принципов и основополагающих норм, на которых строится вся правовая система страны.

Ответственность за соблюдение и охрану Конституции лежит, прежде всего, на всех органах публичной власти и должностных лицах. В то же время имеются органы, наделенные специальной функцией судебного конституционного контроля. И в этих условиях, хочется верить, что органы государственной власти, участвующие в правовой охране конституции, в должной мере, обеспечат достойное существование всем гражданам России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.

2. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984.

3. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1996.

4. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 130.

5. Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. докт. юрид. наук. – Л., 1979. – С. 30.

6. Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. № 9. – С. 41.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с.66-70.

8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //, - М.: «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

9. Основы права / Под ред. проф. В.В. Лазарева: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1996. – С. 227.

10. Орзих М.Ф., Черкес М.Е., Васильев А.С. Правовая охрана конституции в социалистическом государстве // Советское государство и право. – 1988. – № 6. – С. 5.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами конституции российской федерации при осуществлении правосудия", Государственная власть и местное самоуправление, 2005, № 5.

 

12. Федеральный конституционный закон от 26.02.97 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" М.: "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, № 9, ст. 1011.

13. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) – М.: "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

14. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) – М.: "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

15. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) – М.: "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

16. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995. – С. 15.

17. Червонюк В.И.  Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.

18. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 165.

1 Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.

               2 Основы права / Под ред. проф. В.В. Лазарева: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1996. – С. 227

             

             

               3 Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. докт. юрид. наук. – Л., 1979. – С. 30.

4 Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 165

5 Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984.

6 Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. № 9. – С. 41.

7 Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995. – С. 15.

 


Информация о работе Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ