Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:04, курсовая работа
Эффективная правовая охрана Конституции – важнейший атрибут любого демократического государства. Без нее, как показывает мировой опыт и опыт Российской Федерации, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципа разделения властей. В нашей стране нередки случаи принятия актов, не соответствующих Основному закону государства, достаточно часто возникают споры по вопросам применения Конституции. В этих условиях важно введение в государственно-правовую систему комплекса механизмов, нацеленных на разрешение и предотвращение названных противоречий, а также обеспечение в стране режима конституционной законности.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы правовой охраны…………………………………...4
1.1. Понятие правовой охраны………………………………………………….4
1.2. Сущность правовой охраны………………………………………………..5
1.3. Формы и методы правовой охраны………………………………………..7
Органы государственной власти, участвующие в правовой охране
Конституции РФ………….………………………………………………….9
2.1. Президент РФ……………………………………………………………….9
2.2. Органы законодательной власти………………………………………….10
2.3. Органы исполнительной власти…………………………………………..13
2.4. Органы судебной власти…………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………
Таким образом, суды общей юрисдикции не только наделены рядом полномочий в сфере правовой охраны Конституции РФ, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода «первичным звеном обеспечения конституционности». Это обусловлено прежде всего спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции РФ. Высшие органы судебной власти, в т. ч. Конституционный Суд РФ, не способны физически охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на российских пространствах, охрана Конституции не может быть сконцентрирована в руках отдельных государственных органов.
Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации также может быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, поскольку конституционные (уставные) суды также обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм. Придя к выводу о нарушении федеральным законом, примененным или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.
Подводя итог, можно сказать, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.
Конституционный Суд - важный элемент политической
системы. Он служит обеспечению политической
стабильности, развитию политических
процессов в установленных Конституцией
рамках. При этом, однако, политическая
функция Суда может и должна осуществляться
только в форме судебного разбирательства.
Именно в этом случае позиция Суда в качестве
арбитра, посредника или миротворца имеет
правовое значение и влечет юридические
последствия, обязателен для сторон конституционного
спора.
Решения Конституционного
Суда Российской Федерации – новый источник
российского права, посредством которых
Конституционный Суд осуществляет правокорректирующую
функцию относительно нормотворчества
органов публичной власти, направленную
на правовую защиту Конституции, обеспечение
ее непосредственного действия и эффективной
реализации.
Заключение
Вряд ли кто-либо оспорит, что Конституция России не идеальна. Идеальных конституций в мире вообще нет, тем более конституций переходного периода в развитии общества. Но с другой стороны, имеются все основания утверждать, что Конституция России представляет собой весьма прочный правовой фундамент процесса реформирования российского общества, становления новой российской государственности.
В Конституции, как своде основных
правил жизни личности, общества и государства
следует видеть и один из определяющих
факторов стабильности конституционного
строя, системы публичной власти, общественных
отношений. И стабильность самой Конституции
Ответственность за соблюдение и охрану Конституции лежит, прежде всего, на всех органах публичной власти и должностных лицах. В то же время имеются органы, наделенные специальной функцией судебного конституционного контроля. И в этих условиях, хочется верить, что органы государственной власти, участвующие в правовой охране конституции, в должной мере, обеспечат достойное существование всем гражданам России.
Список литературы
1. Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.
2. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984.
3. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1996.
4. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 130.
5. Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. докт. юрид. наук. – Л., 1979. – С. 30.
6. Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. № 9. – С. 41.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с.66-70.
8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //, - М.: «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
9. Основы права / Под ред. проф. В.В. Лазарева: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1996. – С. 227.
10. Орзих М.Ф., Черкес М.Е., Васильев А.С. Правовая охрана конституции в социалистическом государстве // Советское государство и право. – 1988. – № 6. – С. 5.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами конституции российской федерации при осуществлении правосудия", Государственная власть и местное самоуправление, 2005, № 5.
12. Федеральный конституционный закон от 26.02.97 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" М.: "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
13. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) – М.: "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
14. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) – М.: "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
15. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) – М.: "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
16. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995. – С. 15.
17. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.
18. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 165.
1 Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.
2 Основы права / Под ред. проф. В.В. Лазарева: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1996. – С. 227
3 Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. докт. юрид. наук. – Л., 1979. – С. 30.
4 Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 165
5 Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984.
6 Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. – 1969. № 9. – С. 41.
7 Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995. – С. 15.
Информация о работе Органы государственной власти, участвующие в правовой охране Конституции РФ