Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый подход и трактовку характера государственной власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей и создания в связи с этим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 40.13 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый подход и  трактовку характера государственной  власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей  и создания в связи с этим самостоятельных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Актуальность выбранной  темы обосновывается тем, что сегодня  проблема системы органов государственной  власти и проблема разделения властей  стоит наиболее остро, в данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть  структуру системы государственной  власти, её функции, принципы работы. Главной  причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть всё разнообразие и сложность института органов  государственной власти.

Государственные органы это  те «нити», через которое государство  осуществляет свою управленческую деятельность. Нет ни одного государства в мире, у которого не было бы своих органов. Это необходимые элементы государства. Вся совокупность органов государства, а также их взаимодействие между  собой образует механизм государства.

В России развитие органов  государственной власти происходило  на протяжении всей истории. Иногда оно  происходило постепенно, путем реформ, например, создание Сената, коллегий Петром I, а иногда и скачкообразно, как например, при революции 1917 года. Органы нынешней России являются некой «смесью» органов, существовавших в Российской Империи и органов, доставшихся в наследство от СССР. Поэтому необходимо разобраться, как же эти органы осуществляют свою деятельность, какую нормативно-правовую базу используют при своей деятельности, как они формируются.

Объектом исследования является конституционная система органов  государственной власти РФ, а также  субъектов РФ, их единство и взаимодействие.

Предметом исследования выступают  нормы, определяющие порядок организации  и функционирования конституционной  системы органов государственной  власти, таких как законодательных, исполнительных, органов судебной власти, а также реальная практика их взаимоотношений  в политической сфере, как между  собой, так и органами государственной  власти РФ.

Основная цель – рассмотрение органов всех ветвей государственной  власти, изучение пределов компетенции этих органов, а так же их устройство.

Задачи исследования –  изучить понятие системы государственных органов РФ, изучить основные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В курсовой работе поставлены цели и  задачи, и она состоит из введения, трех глав, заключения, а так же из списка источников и литературы.

 

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

§1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

 

Деятельность любого государства  реализуется через систему его  государственных органов.

Закрепление системы государственных  органов, осуществляющих государственную  власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ  конституционного строя. Перечень таких  органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения  гл. 1 Конституции. Это особенно важно  для федеративного государства  с большим числом субъектов и  сложной системой разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

1) порядок создания и  деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством  в правовых нормах;

2) государственный орган  обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие  характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом  принятия решений, обязательных  для исполнения всеми гражданами  и юридическими лицами, на которых  распространяется компетенция данного  государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает  организацию исполнения принятых  решений, опираясь при этом  на материальную базу (средства  государственного бюджета); в-третьих,  орган государства принимает  меры по охране принятых решений  путем применения различных методов  и мер убеждения, поощрения,  государственного принуждения;

3) государственный орган  осуществляет задачи и функции,  возложенные на него государством;

4) государственный орган  является организационно обособленной  частью системы органов государственной  власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов  российского государства, взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а так же федеральные суды.

В систему государственных  органов субъектов Федерации входят законодательные органы  государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в  России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). (Учебник Корчиго)

Органы законодательной  власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, областные собрания, другие законодательные органы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Все эти органы избираются народом и другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

При демократическом  государственном строе высшим и  представительным законодательным  органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Помимо введения парламентаризма в России Манифестом для спокойствия страны гарантировались: неприкосновенность личности; свобода  слова, совести, собраний, союзов; декларировалось  создание народного представительства  в Государственной думе. Одновременно Манифест подчеркивал необходимость  наведения в стране порядка.

Парламенты могут  иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В  федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации).

К органам исполнительной власти относятся – Правительство  Российской Федерации, министерства, федеральные  агентства, федеральные службы, органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, департаменты. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями исполнительной деятельности. Органы исполнительной власти специальной компетенции подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правительство Российской Федерации и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти –  Конституционный суд, Верховный  суд, Высший арбитражный суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Опыт многих десятилетий  и даже столетий показывает, что  суд относится к числу таких  государственных учреждений, решения  которых находятся всегда в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все, так или  иначе, заинтересованы в результатах  судебного разбирательства конкретных дел.

Поэтому возникает искус  оказания воздействия на суды. Избежать этого позволяет комплекс мер, среди  которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное  закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных  судов и мировых судей из федерального бюджета.(федер.закон о защите судьи)

Особую группу государственных  органов составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказания и назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Полномочия, организация  и порядок деятельности Прокуратуры  Российской Федерации определяется Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации»30 (в ред. от 24 июля 2007 г.).

В систему государственных  органов Российской Федерации входят и другие конституционные органы, осуществляющие различные вспомогательные функции. В число таких органов входит, например, Совет Безопасности, обеспечивающий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственно политики в области обеспечения безопасности страны.(учебник Соколов)

 

§2. НЕЗАВИСИМЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Как в любом  государстве, в Российской Федерации  существуют органы государственной  власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти  органы создаются и действуют  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти, К  числу таких органов относятся  следующие федеральные органы государственной  власти.

Счетная палата, образованная Советом Федерации и Государственной  Думой для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом. (Конституция РФ Ст. 101, ч. 5)

Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной  палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной  Думы.

Счетная палата Российской Федерации  была образована в соответствии с  Конституцией Российской Федерации. Примерно через год Федеральный закон  от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 “О Счетной палате Российской Федерации” закрепил необходимость  создания конституционного органа –  Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый  орган государственного финансового  контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

Закон определил для Счетной  палаты Российской Федерации сферу  ее деятельности, к которой были отнесены:

- организация и осуществление  контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Информация о работе Органы государственной власти