Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа
Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый подход и трактовку характера государственной власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей и создания в связи с этим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Конституция РФ 1993 года ознаменовала
принципиально новый подход и
трактовку характера
Актуальность выбранной
темы обосновывается тем, что сегодня
проблема системы органов
Государственные органы это те «нити», через которое государство осуществляет свою управленческую деятельность. Нет ни одного государства в мире, у которого не было бы своих органов. Это необходимые элементы государства. Вся совокупность органов государства, а также их взаимодействие между собой образует механизм государства.
В России развитие органов государственной власти происходило на протяжении всей истории. Иногда оно происходило постепенно, путем реформ, например, создание Сената, коллегий Петром I, а иногда и скачкообразно, как например, при революции 1917 года. Органы нынешней России являются некой «смесью» органов, существовавших в Российской Империи и органов, доставшихся в наследство от СССР. Поэтому необходимо разобраться, как же эти органы осуществляют свою деятельность, какую нормативно-правовую базу используют при своей деятельности, как они формируются.
Объектом исследования является
конституционная система
Предметом исследования выступают
нормы, определяющие порядок организации
и функционирования конституционной
системы органов
Основная цель – рассмотрение органов всех ветвей государственной власти, изучение пределов компетенции этих органов, а так же их устройство.
Задачи исследования – изучить понятие системы государственных органов РФ, изучить основные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
В курсовой работе поставлены цели и задачи, и она состоит из введения, трех глав, заключения, а так же из списка источников и литературы.
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.
Закрепление системы государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
Для государственного органа характерны следующие признаки:
1) порядок создания и
деятельности государственного
органа, его компетенция, внутренняя
организация закрепляются
2) государственный орган
обладает властными
3) государственный орган
осуществляет задачи и функции,
4) государственный орган
является организационно
Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.
Совокупность органов
российского государства, взаимосвязанных
и взаимодействующих между
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а так же федеральные суды.
В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).
Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). (Учебник Корчиго)
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, областные собрания, другие законодательные органы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Все эти органы избираются народом и другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
При демократическом государственном строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Помимо введения парламентаризма в России Манифестом для спокойствия страны гарантировались: неприкосновенность личности; свобода слова, совести, собраний, союзов; декларировалось создание народного представительства в Государственной думе. Одновременно Манифест подчеркивал необходимость наведения в стране порядка.
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации).
К органам исполнительной власти относятся – Правительство Российской Федерации, министерства, федеральные агентства, федеральные службы, органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, департаменты. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Органы исполнительной власти
делятся по территории деятельности
на федеральные и субъектов
Органы судебной власти – Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.
Опыт многих десятилетий
и даже столетий показывает, что
суд относится к числу таких
государственных учреждений, решения
которых находятся всегда в поле
зрения других государственных органов,
должностных лиц различного уровня
и просто граждан. Все, так или
иначе, заинтересованы в результатах
судебного разбирательства
Поэтому возникает искус оказания воздействия на суды. Избежать этого позволяет комплекс мер, среди которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.(федер.закон о защите судьи)
Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Органы прокуратуры
Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяется Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации»30 (в ред. от 24 июля 2007 г.).
В систему государственных органов Российской Федерации входят и другие конституционные органы, осуществляющие различные вспомогательные функции. В число таких органов входит, например, Совет Безопасности, обеспечивающий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственно политики в области обеспечения безопасности страны.(учебник Соколов)
Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти, К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.
Счетная палата, образованная
Советом Федерации и
Срок полномочий Председателя
Счетной палаты, заместителя Председателя
Счетной палаты и аудиторов Счетной
палаты составляет 6 лет. Деятельность
Счетной палаты не может быть приостановлена
в связи с роспуском
Счетная палата Российской Федерации
была образована в соответствии с
Конституцией Российской Федерации. Примерно
через год Федеральный закон
от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 “О Счетной палате
Российской Федерации” закрепил необходимость
создания конституционного органа –
Счетной палаты и определил ее
как постоянно действующий
Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:
- организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;