Основные черты Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу.

Файлы: 1 файл

Основы Конституционного строя Рф.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Государственная власть — не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государ­ственной власти.

Признание народа верховным  носителем всей власти является вы­ражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ис­ключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта — народ.

Конституция РФ закрепляет многонациональность на­рода России на всю власть, его полновластие. Это означает, что россий­ский  народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не мо­жет претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За­хват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону».[7]

Таким образом, народовластие  есть принадлежность всей власти на­роду, а также свободное осуществление народом этой власти в полном со­ответствии с его суверенной волей и интересами.

Народовластие как форма  государства и способ правления  пре­вращается, таким образом, в  организационный принцип обладания  властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представ­ление о народе как исходном и конечном пункте демократической ле­гитимации является базовым в понимании демократии.[8]

«Народ Российской Федерации  осуществляет свою власть как непо­средственно, так и через органы государственной  власти и органы мест­ного самоуправления».[9] В зависимости от формы волеизъявления народа различаются пред­ставительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают ре­шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, на­селение, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство  — важнейшее средство, обеспечиваю­щее  подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само­управления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного воле­изъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непо­средственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»[10].

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это все­народное голосование граждан России по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого  и свободного волеизъявления граждан  Российской Федерации при тай­ном  голосовании.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в рефе­рендуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме  на рав­ных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным чис­лом  голосов.

Гражданин Российской Федерации  голосует за вынесенный (выне­сенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непо­средственно.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме являет­ся  свободным и добровольным. Никто  не вправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию в рефе­рендуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подго­товке и проведении референдума, а также препятствовать его свободно­му волеизъявлению.[11]

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить  Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина, конституционные гаран­тии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий приня­того на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут  предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтер­нативные, вопросы.

Принятие федеральным  органом государственной власти, иным го­сударственным органом решения  по существу вопроса, который может  быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятст­вующим  проведению референдума по данному  вопросу.

Принятие федеральным  органом государственной власти, иным го­сударственным органом решения  по существу вопроса, который в соот­ветствии  с международным договором Российской Федерации подле­жит обязательному  вынесению на референдум, не допускается.

Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые пре­дусмотрены Конституцией РФ, международным договором Россий­ской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный  закон «О референдуме Россий­ской  Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключаю­щих назначение и проведение референдума.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута  и референдум не может назначаться  и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде­ральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референ­дума откладывается в случае введения в отдельных местностях Россий­ской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоя­тельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на тер­ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо­лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию  — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам  государственной власти — в  случаях, пре­дусмотренных международным  договором Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом.

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам  Российской Федерации, не может быть выдвинута в период избира­тельной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации  на основании решения уполномоченного  феде­рального органа, а также в случае, если проведение референдума прихо­дится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При принятии Конституционным  Собранием решения о вынесе­нии на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ, на­значение, подготовка и проведение всенародного голосования осуще­ствляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум  миллионам граждан Российской  Федерации, имеющим право на  участие в референдуме, — при  условии, что на тер­ритории  одного субъекта Федерации или  в совокупности за пределами  территории Российской Федерации  находится место жительства не бо­лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию  — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам  государственной власти — в  случаях, пре­дусмотренных международным  договором Российской Федерации  и Федеральным конституционным законом.

Помимо всероссийских  референдумов могут проводиться  респуб­ликанские (республик в составе  Федерации), региональные и местные  референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, регио­на и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или орга­нах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуще­ствлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выра­женными на выборах[12].

Главное в выборах  — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей  им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей сре­ды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует  правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное  избирательное право, предоставляется  гражданам кон­кретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избира­тельное право — это право гражданина, а не просто человека.

Выборы государственных  органов и органов местного самоуправле­ния, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

2). Одним из основополагающих  принципов демократической органи­зации  государства, важнейшей предпосылкой  верховенства права и обес­печения  свободного развития человека  является принцип разделения  вла­стей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сфор­мулирована английским философом Д. Локком (1631—1704) и фран­цузским просветителем Ш. Монтескье (1689—1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функ­ции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, незави­симыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения  свободы, согласно этой теории, недоста­точно  одного лишь распределения власти между несколькими органа­ми. Нужно, чтобы они находились во взаимном равнове­сии и ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятель­ность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обес­печивающее свободу.

Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальной трактовке тео­рия разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в ко­торой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и бри­танских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации  принцип разделения властей впервые  был провозглашен в Декларации о  государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принци­пом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из не­зыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную и судебную, органы которых само­стоятельны.[13] Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ­ленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции разделение властей  означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при ко­тором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаи­мосотрудничества.[14]

3). Демократия в Российской  Федерации осуществляется на  основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма  представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным  основаниям – возраст, профессия, место  жительства, круг интересов. Каждый человек  обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику  в рамках Конституции.[15]

Политический плюрализм  способствует повышению эффективно­сти народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппози­цию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе полити­ческого плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим эле­ментом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государ­ственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Феде­ральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изме­нениями и дополнениями).

Согласно этому Закону «политическая партия — это общест­венное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Феде­рации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления инте­ресов граждан в органах государственной власти и органах местного само­управления»[16]

Информация о работе Основные черты Конституции Российской Федерации