Основные черты Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу.

Файлы: 1 файл

Основы Конституционного строя Рф.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача социального  развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и  здоровья людей. Труд — основа  жизни любого  об­щества и в  любом государстве, решающая сфера  применения человеческих сил  и способно­стей. В демократическом  обществе труд не может быть  прину­дительным. Гражданин сам  вправе  распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе  заключённого им  договора.

2. Установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда. Одной из характерных  черт социального государства  является его ответственность  за предоставление каждому гражданину достойно­го человека прожиточного минимума[34]. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи­точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста­новление  гарантированного минимального размера оплаты труда. Та­кой размер зависит от многих факторов.  Прежде всего он зависит  от экономиче­ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству­ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде­рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что  демократическое государство призвано защи­щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно­правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва­ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра­жданах.

4. Развитие системы  социального обслуживания. Согласно  Феде­ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).[35] Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со­циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон­ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако­ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу­дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация  ставит перед собой цель построения соци­ального государства. Но в настоящее время она находится только в са­мом начале пути к достижению этой цели.

 

3.   Духовные основы  конституционного строя Российской  Федерации.

1.1 Идеологическое многообразие.

 

Идеология является сложным  духовным образованием. Она включа­ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля­дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж­ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.[36]

Действующая Конституция  РФ закрепляет принцип идеологиче­ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной»[37]. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование  в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та­ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо­да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии  данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо­да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции  принципа идеологического многооб­разия  является одним из важнейших демократических  завоеваний на­родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет  каждому человеку, а так же группам  людей, их объединениям свободно развивать свои на­учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо­проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна­чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка­ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу­дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити­ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции  РФ указывается, что Российская Федерация  является светским государством.

Светским считается  такое государство, в котором  не существует официальной, государственной  религии и ни одно из вероучений не призна­ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели­гия, а так же  ее каноны и догматы, дейст­вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави­ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк­ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)».[38]

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется  тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни­какая религия «не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной».[39] Содержание это­го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40] (с измене­ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных  объединений от государства означает, что государство не вмешивается  в определение гражданином своего отно­шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве­роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине­ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет­ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра­ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

III. Основные черты  конституции.

 

На основании всего  выше сказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовой работы.

Рассматривая Конституцию  РФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системе  современного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:

1) особый субъект, который  устанавливает конституцию или  от имени которого она принимается,  так как  конституция в современном  значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается домини­рующей в конституционной теории и практике. Не случайно конститу­ции большинства демократических государств мира начинаются слова­ми: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) на­стоящую конституцию».

2) учредительный, первичный  характер конституционных установ­лений.  Особенность субъекта, принимающего  конституцию, обуслов­ливает и  вторую сущностную черту конституции  — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носи­тель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание по­следней вкладывается именно право принимать конституцию и посред­ством ее учреждать те основы общественного и государственного уст­ройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредитель­ная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Именно на признании  учредительной природы конституции  осно­вываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость  конституции для всех учрежденных  ею же властей, в том числе для  законодательной.

Учредительная сущность конституции проявляется  в том, что ее предписания выступают  в качестве первоосновы и являются первичны­ми. В результате чего для  установления положений конституции  не су­ществует никаких правовых ограничений. Не может существовать такой право­вой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по при­знаку не соответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, например,  законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны про­тиворечить Конституции и федеральным законам, постановления Пра­вительства не могут противоречить Конституции, федеральным зако­нам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка»[41].

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

Одной из важных черт, характеризующей  конституцию, является осо­бый предмет  конституционного регулирования, т. е. специфика тех общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие  отличается всеохватывающим ха­рактером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой акт. Конституция затрагивает  все сферы жизни общества —  политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сфе­рах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

4) особые юридические  свойства: верховенство, высшая юридиче­ская  сила, порядок принятия, внесения  поправок, специфические фор­мы  охраны и др.

Конституцию отличают  особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных  выше сущностных черт консти­туции и  выражаются:

1. в верховенстве конституции;

2. в ее высшей юридической  силе;

3. в ее роли как  ядра правовой системы государства  и системы права;

4. в особой охране конституции;

5. в особом порядке  принятия и пересмотра конституции,  внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конститу­ции РФ 1993 года.

1. в верховенстве конституции.

В ней впервые в  истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верхо­венства  на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление народа  к созданию пра­вового государства.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федера­тивный  характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том  числе в республиках, которые  тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик, уставов других субъектов Федерации, Консти­туции России.

2. в ее высшей юридической  силе.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что «Конституция имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории России…»[42]. Это юридическое свойство Конституции имеет иное со­держание, нежели принцип ее верховенства.

Высшая юридическая  сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Россий­ской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию.

Информация о работе Основные черты Конституции Российской Федерации