Основные черты Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу.

Файлы: 1 файл

Основы Конституционного строя Рф.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

4). Демократизм Российской  Федерации означает наличие в  ней мест­ного самоуправления. «В  Российской Федерации признается  и гарантируется местное самоуправление».[17]

Местное самоуправление связано с демократией, так как  в основе демократии как формы  государства и способа правления  лежит идея политической свободы, в  соответствии с которой принцип  самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением  понимается право и способность  населения разных территориальных  единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел».[18]

Человек, его права  и свободы как высшая ценность.

Конституция РФ рассматривает  человека, его права и свободы, как высшую ценность.[19]

Установленные Конституцией положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде­рации, образующей основу не только конституционно организованно­го общества, но и правовой защиты этого общества от по­пыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования инди­видуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его  прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее влияние  не только на содержа­ние основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю дея­тельность демократического государства, на его компетенцию и потен­циальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля­ется правовым государством.[20]

Идея правового государства  имеет многовековую историю. Она  уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового  государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Сущность идеи правового государства  — его последовательный демо­кратизм, утверждение суверенитета народа как  источника власти, под­чинение государства  обществу. Правовым является такое  государство, которое признает в  качестве своих непременных особенностей и инсти­тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла­стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства пра­вом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ­ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов».[21]

Правовое государство характеризуется  прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко­торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга­ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об­щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор­мам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы»[22]

 Федеративное государство

Территория каждого  государства делится на части, которые  определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер­риториального устройства государства складываются система террито­риальных единиц, на которые делится государство, система государст­венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ­ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято назы­вать  государственным устройством. Можно  сказать, что государственное устройство — это территориальная организация  госу­дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста­тусом.

Федерация — это объединение  двух или нескольких государств в  одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ­ляет  собой сложное государство, в  состав которого входят другие госу­дарства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи­вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз­начает  ее верховенство и независимость  в решении вопросов своей внут­ренней  жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле­изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий  государственной целостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия  в Российской Федерации — это  само­стоятельное осуществление государственной  власти находящимися в ее составе  национально-государственными образованиями  в пределах компе­тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла­сти при участии соответствующей автономной единицы.

 Равноправие субъектов  Российский Федерации во взаимоотноше­ниях  с федеральными органами государственной  власти означает, что все субъекты  Федерации обладают одинаковыми  правами в своих взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства  — это свойство государства самостоятель­но  и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей  территории и за ее пределами, в международном  обще­нии.[23]

Суверенитет государства  проявляется в верховенстве государствен­ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова  supraneitas (от supra— выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп­ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ­ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной  власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную  власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само­стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации  и ее суверенитета осуществляется в  различных формах: это и в военной  — Вооруженными Сила­ми РФ, они  защищают ее государственные интересы и территори­альную целостность; дипломатической — Президентом и Правительст­вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст­венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос­сийской Федерации — законодательная и другая нормотворческая дея­тельность ее государственных органов.

Республиканская форма  правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация само­стоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено  что «Российская Федерация –  есть… правовое государство с республиканской формой правления»[24]. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие  признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок»[25].

В настоящее время  в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую»  республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых,  Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской  формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

 

2.   Экономическая  и социальная основы конституционного  строя Российской Федерации.

1.1 Экономическая основа.

 

Экономической основой  конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого  производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает  монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».[26]

В Российской  Федерации  действует Закон от 22 марта 1991  г. «О конкуренции и ограничении  монополистической  деятельности на товарных рынках».[27] Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы  Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст­венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное  место среди которых принадлежит конституционным нор­мам — основе всего правового регулирования отношений собственно­сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу­дарством.

Конституция РФ исходит  из того, что экономической системе  России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности»[28].

Так же в Конституции  установлено, что «земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[29]

В Конституции предусмотрено  что «граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще­ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».[30]

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как едино­лично, так и совместно  с другими лицами. Никто не мо­жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно­го возмещения».[31]

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти­туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области и автономных округов, издан­ными в пределах их полномочий.

 

1.2  Социальное государство.

 

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции  Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального  государства — дос­тижение такого общественного развития, которое основывается на за­крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли­дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при­звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос­тойное человека существование.

Следует отметить, что  в условиях демократии социальное государ­ство предоставляет широкий простор  любым общественным силам, ко­торые желают оказывать помощь социально  необеспеченным. Напри­мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво­рительность»[32].

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются  достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных  и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном  единстве с его экономической политикой[33].

Информация о работе Основные черты Конституции Российской Федерации