Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:19, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучить основные характеристики правового государства Задачи курсовой работы: Определить теоретическую сущность и дать понятие государства. Расскрыть признаки правового государства. Изучить основные направления правового государства.
Содержание работы
Введение................................................................................................................. 3 1. Понятие и признаки правового государства................................................... 5 1.1. История развития концепции правового государства................................ 5 1.2. Предпосылки образования правового государства..................................... 6 2. Основные характеристики правового государства........................................ 11 2.1. Система разделения властей в правовом государстве................................ 11 2.2. Верховенство закона...................................................................................... 13 2.3.Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.............................................................................................................
16 3 Современная концепция правового государства............................................ 19 3.1.Перспективные направления в организации государственной власти в РК............................................................................................................................
19 3.2. Социальная и юридическая защищенность личности................................ 20 Заключение............................................................................................................. 23 Список использованной литературы.........................
Классическим образцом в этом
отношении являются США. Согласно теории
разделения властей в ней законодательная,
судебная и исполнительная власти, действуют
как три силы в замкнутом круге своих полномочий.
Но при этом предусмотрены формы воздействия
органов одной власти на органы другой.
Так, президент наделен правом налагать
вето на законы, принимаемые Конгрессом.
В свою очередь оно может быть преодолено,
если при повторном рассмотрении законопроекта
в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов
каждой из палат Конгресса. Сената наделен
полномочием утверждения членов правительства,
назначаемых президентом. Он также ратифицирует
договоры и иные международные соглашения,
заключаемые президентом. В случае совершения
президентом преступлений, Сенат обращается
в суд для решения вопроса о вынесении
ему “импичмента”, т.е. об отстранении
от должности. “Возбуждает” же дело об
импичменте Палата Представителей. Но
могущество Сената ослабляется тем, что
ее председателем является вице-президент.
Но последний может принимать участие
в голосовании лишь в том случае, если
голоса разделяются поровну. Конституционный
контроль в стране осуществляет Верховный
суд США.
Необходимо обратить внимание
на то, что в современных демократических
государствах (таких, как США, Германия)
наряду с классическим делением государственной
власти на “три власти”федеративное
устройство является также способом децентрализации
и “разделения”власти, предупреждающим
ее концентрацию.
Теперь, основываясь на Конституции
Республики Казахстан рассмотрим принцип
разделения властей в Казахстане. Ст.3
п.4 Конституции Республики Казахстан
гласит: “Государственная власть в Республике
едина, осуществляется на основе Конституции
и законов в соответствии с принципом
её разделения на законодательную,исполнительную
и судебнууую ветви и взаимодействия их
между собой с использованием системы
сдержек и противовесов.”
К органам законодательной
власти в Республике Казахстан относится
Парламент состояящий из двух палат: Сената
и Мажелиса, и Конституционный Совет. Исполнительная
ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена
в руках Президента Республики Казахстан,
а так же Правительсва РК, которое возглавляет
систему исполнительных органов и осуществляет
руководство их деятельностью.
К органам судебной власти в
Республике Казахстан относятся: Верховный
Суд Республики, Арбитражный Суд и местные
суды Республики, учереждаемые законом.
Парламент Республики Казахстан является
представительным и законодательным органом
Российской Федерации. Закон считается
одобренным Парламентом, если за него
проголосовало более половины от общего
числа депутатов обеих Палат. Принятые
большинством голосов от общего числа
депутатов Сената проект становится законом
и в течение десяти дней передаются на
подпись Президенту Республики. Президент
Республики Казахстан является главой
государства, гарантом Конституции, прав
и свобод человека и гражданина; представляет
Республику Казахстан внутри страны и
в международных отношениях; представляет
Парламенту предложение о назначении
Председателя Национального Банка Республики
Казахстан, Генерпльного Прокурора и Председателя
Комитета Нац. Безопасности; ставит перед
Парламентом вопрос об отставке Правительства;
формирует правительство Республики Казахстан
путем назначения на должность по предложению
Председателя Правительства Республики
Казахстан заместителей Председателя
Правительства; является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Республики Казахстан
назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Для демократического общества
принцип разделения властей особо важен
и значим. Он выражает не только разделение
труда между государственными органами,
но и умеренность, “рассредоточенность”
государственной власти, предупреждающую
ее концентрацию, превращение ее в авторитарную
и тоталитарную власть. Этот принцип в
демократическом обществе предполагает,
что все три власти одинаковы, равновелики
по силе, служат противовесами по отношению
друг к другу и могут “сдерживать”одна
другую, не допускать доминирования одной
из них. Например, превращения управленческой
власти в авторитарную, а законодательной
—во “всевластие”, в тоталитарную власть,
подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Но даже если соблюдено тербование разделения
властей, задействована система “сдержек
и противовесов”, то государство еще не
обязательно является правовым. Поэтому
мы переходим к следующему признаку правового
государства.
2.2. Верховенство
закона
В правовом государстве ни один
государственный орган, должностное лицо,
коллектив или общественная организация,
ни один человек не вправе посягать на
закон. За его нарушение они несут строгую
юридическую ответственность. Когда мы
ведем речь о верховенстве закона как
нормативно-правового акта, обладающего
высшей юридической силой, то имеем в виду,
что все подзаконные акты должны строго
соответствовать ему, а должностные лица
не уклонятся от его исполнения и тем более
не нарушать его. Также недопустимо “обогащать”
закон подзаконными актами, вкладывать
в его содержание такой смысл, который
не был предусмотрен законодателем. Кроме
того и все рядовые граждане должны в своем
поведении руководствоваться законом.
А для этого помимо всего прочего, они
должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также
предполагает правовую устойчивость Конституции.
Недопустимо ее постоянное изменение,
дополнение и обновление. Ибо тогда она
перестает быть Основным Законом государства,
обладающим долгосрочным характером.
Вот почему бесконечные изменения, которые
вносил Парламент Республики Казахстан
в Конституцию Республики Казахстан противоречили
природе правового государства и делали
нестабильной внутриполитическую обстановку
в обществе. Если конституция выражает
государственную волю общества, то ее
изменение, обновление должно осуществляться
в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности остается
актуальнейшей задачей, ибо это —центральная
категория правового государства. Новая
Конституция Республики Казахстан в соответствии
с принципом разделения властей внесла
коррективы в иерархию нормативно-правовых
актов.
Действующим правом в Республике
Казахстан являютсяяя нормы Конституции,
соответствующих ей законов, иных нормативных
правовых актов,международных договорных
и иных обязательств Республики, а так
же нормативных постановлений Конституционного
Совета и Верховного Суда Республики.
Все правовые акты, издаваемые
в Республике Казахстан, не могут противоречить
Конституции Республики Казахстан. Конституция
имеет высшую юридическуб силу и прямое
действие на всей территории Республики.
Предусмотрено принятие конституционных
законов по вопросам: реализации прав
и свобод человека и гражданина, закрепленных
в главе 2; о системе налогов и сборов (ст.35),
унитарного устройства государства; общим
принципам организации представительных
и исполнительных органов, выборов Президента,
депутатов Правительства, формирования
Парламента и др.
Президент Республики Казахстан
издает указы и распоряжения, которые
не противоречат Конституции и обязательны
на всей территории Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан издает
постановления и распоряжения, обеспечивает
их исполнение. Они обязательны к исполнению
на всей территории Республики Казахстан
и основываются на Конституции Республики
Казахстан, законах имеющих силу конституционного
закона, нормативных указах Президента.
Конституция Республики Казахстан
— юридическая база всего законодательства,
в которой закреплены основы экономической,
социальной и политической организации
общества, устанавливается механизм государственной
власти и управления, основные права и
обязанности граждан. Отсюда и значение
Конституции как Основного Закона государства.
Необходимо максимально стремиться к
тому, чтобы Конституция занимала реальное
место в правовой системе, имела практическую
ценность.
Конституция закрепляет основные
положения всех сторон государственной
и общественной жизни, поэтому для практической
реализации ее норм, как правило, необходимы
вторичные законодательные акты, детализирующие
конституционные установления в такой
мере, в какой это необходимо для их претворения
в жизнь. Однако в важнейших вопросах и
сама Конституция должна быть в достаточной
степени конкретной, чтобы выступать в
качестве источника норм прямого действия,
обязательных для государственных органов,
должностных лиц. К числу таким норм, относятся
те, которые закрепляют основные права,
свободы и обязанности граждан, реальность
которых не должна увязываться с наличием
или отсутствием специального акта, касающегося
механизма реализации указанной группы
конституционных норм.
Тщательный подход к разработке
законодательных актов, с одной стороны,
и готовность внести в них необходимые
исправления и поправки, вызванные реальной
жизненной практикой, с другой, —представляют
собой те правила, которыми должен руководствоваться
законодатель. Законодательные акты, даже
те, которые касаются важнейших сторон
государственной и общественной жизни,
часто не отвечают требованиям нормативности
и гарантированности. При таких условиях
эти акты не становятся реальными регуляторами
общественных отношений, не приводят к
сколько-нибудь значительному социальному
эффекту, несмотря на все призывы и даже
борьбу за соблюдение и применение таких
актов. Необходимо установить высокое
качество законодательства, а также установить
механизм самореализации правовых норм,
которые будут способствовать становлению
правового государства.
Конкретно-исторический опыт
становления и развития правовой государственности
определяется социально-экономическими
и политическими условиями, уровнем общественного
правосознания, субъективными факторами,
национальными и историческими традициями.
Одним из таких условий является существование
единого правового пространства в границах
данного государства. Ученые-юристы, занимающиеся
разработкой проблем правового государства
и связывающие формирование его основ
прежде всего с реализацией принципа верховенства
закона как основной общедемократической
ценностью, уделили внимание понятию правового
закона, необходимости придания законам,
в том числе и Конституции, прямого действия,
упорядочения ведомственного и локального
нормотворчества, создания правовых механизмов,
обеспечивающих их полное соответствие
закону. Но реализация этих идей возможна
лишь при наличии единого правового пространства
как определяющего условия становления
правовой государственности. “Война законов”,
начавшаяся с принятием бывшими союзными
республиками Деклараций о государственном
суверенитете, одним из положений которых
провозглашался приоритет республиканского
законодательства перед союзным, продолжается.
В современном демократическом
государстве эффективность правового
закона сопряжена с наличием единого правового
пространства, в котором приоритетное
значение имеет принцип верховенства
законов, принимаемых от имени народа
и выражающих его суверенную волю, над
всеми действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные акты, включая ведомственные
распоряжения, приказы, инструкции, подлежат
конституционному контролю. Это означает,
что они могут быть опротестованы, обжалованы
и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после определенной судебной
процедуры подтверждены как соответствующие
конституции и иным законам.
Идея единого правового пространства
становится национальной. В странах Западной
Европы концепция правового пространства
наряду с концепцией европейского экономического
пространства, получает все большее признание,
и выражается в борьбе с терроризмом, защитой
прав человека, праве убежища, отношениями
между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют
определенные гарантии законности, которые
обеспечивают соблюдение и исполнение
закона. Это — социально-экономические,
политические, юридические и международные
гарантии. Политические гарантии законности
— это прежде всего демократизм общественного
и государственного строя Республики
Казахстан, политический и идеологический
плюрализм, активное участие граждан в
управлении делами государства.
Социально-экономические гарантии
законности — многообразие форм собственности,
создание необходимых условий для их развития,
обеспечение им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан распоряжаться
своими способностями к производительному
и творческому труду, справедливые условия
найма, увольнения, оплаты и охраны труда
и т.д.
К юридическим гарантиям относятся
следующие: нормативная урегулированность
законами или подзаконными актами всех
общественных отношений, нуждающихся
в правовом закреплении, эффективная деятельность
специальных органов, контролирующих
соблюдение законов, а также правоохранительных
органов, привлечение к юридической ответственности
должностых лиц, посягающих на права и
свободы граждан. К международным гарантиям
относятся: деятельность международных
организаций, специализированных органов
ООН по контролю за соблюдением прав человека
в различных странах, инспекционные поездки
их представителей в регионы, где нарушается
законодательство, закрепляющее права
и свободы граждан, право граждан обращаться
в международные органы за защитой своих
нарушенных прав.
Законность и правовое государство —категории
во многом тождественные, но у них несколько
разные акценты. Законность требует безусловного
соблюдения законодательства всеми субъектами
правовой сферы, в то время как правовое
государство предъявляет подобное требование
к государственным структурам, выполняющим
функции публичной власти. Поэтому реализация
режима правового государства означает
торжество закона прежде всего в деятельности
властных структур — государственных
органов власти, управления, суда и прокуратуры
и их должностных лиц. В итоге законность
и правовое государство ведут к превращению
закона в самостоятельную, объективную
силу жизнедеятельность которой не зависит
от отношения к ней.
Таким образом, рассмотрев такие
аспекты правового государства как систему
разделения властей и верховенство закона,
мы переходим к основной функции правового
государства.
Верховенство закона подразумевает
не только приоритет закона как разновидности
нормативно-правового акта в отношении
подзаконных актов, сколько широкий аспект
прав и свобод, закрепленных за членами
общества действующим законодательством.
В правовом государстве любое ущемление
прав человека недопустимо. Более того
оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать
их. В этой связи принципиальное значение
приобретает проблема правового равенства
в различных сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое
равенство.