Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:19, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучить основные характеристики правового государства Задачи курсовой работы: Определить теоретическую сущность и дать понятие государства. Расскрыть признаки правового государства. Изучить основные направления правового государства.
Содержание работы
Введение................................................................................................................. 3 1. Понятие и признаки правового государства................................................... 5 1.1. История развития концепции правового государства................................ 5 1.2. Предпосылки образования правового государства..................................... 6 2. Основные характеристики правового государства........................................ 11 2.1. Система разделения властей в правовом государстве................................ 11 2.2. Верховенство закона...................................................................................... 13 2.3.Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.............................................................................................................
16 3 Современная концепция правового государства............................................ 19 3.1.Перспективные направления в организации государственной власти в РК............................................................................................................................
19 3.2. Социальная и юридическая защищенность личности................................ 20 Заключение............................................................................................................. 23 Список использованной литературы.........................
Гражданство и вытекающие из
него правовые последствия неотделимы
от природы государства, от его социальной
направленности. Важным гарантом незыблемости
прав и свобод граждан является конституционное
положение, в соответствии с которым властные
структуры государства обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами
и материалами непосредственно затрагивающими
его права и свободы. В правовом государстве
признается и право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом [3, c. 6]. Все это
вместе взятое делает государство ответственным
перед гражданином. В свою очередь гражданин
несет ответственность за свои незаконные
действия перед государством в лице его
органов.
Демократическое общество —
это общество социальной справедливости.
Поэтому взаимообусловленность прав и
обязанностей представляет собой необходимый
фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
На нынешнем этапе развития общества социальная
ответственность охватывает не только
отношение личности к своим правам, к их
наиболее активному осуществлению и использованию
в интересах общества, но и отношение личности
к своим обязанностям, которое связано
с осознанием долга и необходимости выполнения
правовых требований. Социальную ответственность
нельзя сводить лишь к тем негативным
юридическим последствиям, которые наступают
в случае невыполнения обязанности.
Применительно к обязанностям
граждан в социалистическом обществе
правильнее говорить о так называемой
позитивной ответственности, которая
состоит в активной позиции личности,
ее стремлении наилучшим образом выполнить
требования правовых норм, содействуя
тем самым укреплению правопорядка и законности
в обществе.
В демократическом обществе
социальная ответственность — это не
только ответственность перед государством,
но и перед согражданами. Взаимная ответственность
сограждан друг перед другом создает социальные
связи, обеспечивающие прочный правопорядок
в обществе.
Признание позитивной направленности
ответственности ни в какой мере не снижает
значения так называемой ретроспективной
ответственности, наступающей в случае
невыполнения обязанности, возложенной
на гражданина и связанной с возможностью
применения санкций. Невыполнение обязанностей
всегда нарушает чье-либо право (государства,
его органов, общественных организаций,
других лиц). Поэтому возможность в случае
необходимости применить санкции, меры
государственного принуждения служит
одной из важных юридических гарантии
нормального функционирования системы
юридических прав и обязанностей. Правовые
запреты полностью соответствуют ст. 19
Международного пакта о гражданских и
политических правах, предусматривающей
право человека беспрепятственно придерживаться
своих мнении, выражать эти мнения письменно,
устно, в печати или иными способами по
своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что
пользование этими правами налагает особую
обязанность и особую ответственность.
«Оно может быть, следовательно, сопряжено
с некоторыми ограничениями, которые,
однако, должны быть установлены Законом
и являются необходимыми: а) для уважения
прав и репутации других лиц; б) для охраны
государственной безопасности, общественного
порядка, здоровья или нравственности
населения ». В Международном пакте о гражданских
и политических правах предусмотрена
возможность запрещения антигуманных,
аморальных действий — пропаганды войны,
всяких выступлений в пользу национальной,
расовой или религиозной ненависти, представляющих
собой подстрекательство к дискриминации,
вражде или насилию. Подобные ограничения
предусмотрены и Всеобщей декларацией
прав человека. Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах также допускает ограничения прав
постольку, поскольку это совместимо с
природой указанных прав, и исключительно
с целью способствовать общему благосостоянию
в демократическом обществе [21, c. 287]. В
основе этих ограничений лежит стремление
исключить эгоистическое, антигуманное
использование прав. Принцип взаимной
ответственности государства и личности,
выраженный в правовом статусе, наиболее
убедительно раскрывает особенность положения
личности в демократическом обществе,
реальность и гарантированность ее прав.
Заключение
Права человека не следует понимать
только как средство достижения какого-либо
блага, они сами материализуются в некую
социальную ценность, если обеспечены
условиями жизни и гарантированы. В данном
случае роль государства является не просто
важной, но, пожалуй, самой главной и самой
существенной.
Все достижения в политической,
экономической, социальной сферах за прошедшие
годы — закономерный результат конституционного
строительства. Успехи эти казахстанцы
связывают также с взвешенной политикой
Главы государства, последовательностью
и поступательностью шагов, направленных
на достижение стратегических целей.
С момента обретения независимости
Президент четко определил курс развития
страны на построение демократического
общества с учетом интересов и устремлений
народа и государства в целом. При этом
были выстроены следующие приоритеты
«сначала экономика — потом политика».
Ведь сила страны проистекает из ее экономической
мощи, что в свою очередь отражается на
благосостоянии граждан. Государство
в процессе осуществления прав и свобод
каждым индивидом не может и не должно
быть сторонним наблюдателем. В данном
случае оно является как бы равнодействующей
силой, которая примиряет эгоистические
интересы отдельных членов общества, противоречия
частного, индивидуального и общего, используя
при этом правовые средства.
Современные государства стремятся
быть не только правовыми, но и социальными
одновременно, что нередко получает свое
конституционное закрепление. Европейская
социальная хартия (1961 г.) Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.) и другие международно-правовые
документы содержат, правда, в несколько
декларативной форме, требования к государствам
в области экономической и социальной
политики .
Рыночная экономика порождает
неравенство экономическое и социальное,
а порой и юридическое, что может привести
к значительной социальной напряженности.
Изначально рынок не предполагал никаких
социальных гарантий, особенно на первых
этапах. Только потом, под воздействием
субъективных и, видимо, большей частью
объективных факторов произошло то, что
в последнее время стали называть «социализацией
капитализма». Государство должно гарантировать
каждому человеку приемлемые стандарты
жизни, предполагающие определенный уровень
жилья, работы, питания, образования, социального
страхования, медицины, культурного уровня
и т.п.
Государство обязано создавать
правовые, политические, культурные, экономические,
социально-психологические гарантии для
осуществления прав и свобод человека.
Эффективной реализации прав и свобод
личности должна служить и четкая работа
органов, образующих правоохранительную
систему.
Список использованной
литературы:
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 2006.
Конституция Республики Казахстан
(Основной закон) – А-А - «Жетi жаргы» - 2005 г. - 48 с.
Конституционное право Республики
Казахстан. Сагиндыкова А.Н. – А-А «Бiлiм» 2007.
Общая теория права и государства.
Под ред. Лазарева В.В. М., 2004.
Теория права и государства.
Под ред. Манова Г. Н. М., 2005.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2003.
Современное государство и
право. Вопросы теории и истории 2002г. Владивосток: В.П.Федоров — Современные идеи правового государства
Коваленко А.И. Правовое государство:
концепции и реальность, М. 2003г.
Основы государства и права
Казахстана. Сапаргалиев Г. А-А- «Атамура»
2008.
В.И.Дымченко О соотношении
законности и правового государства- 2007
Общая теория государства и
права. М.Н.Марченко. М. «Зерцало» 2008. Т-1.
682 с.
Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Конституционного
закона, «О Парламенте Республики Казахстан
и статусе его депутатов». 16 октября 1995г.