2.3 Экономическая, социальная
и нравственная основы правового государства
Экономической основой правового государства
являются производственные отношения,
базирующиеся на многоукладности, на различных
формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной,
частной и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно производителям
и потребителям материальных благ; индивидуальный
производитель выступает как собственник
продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется
только при наличии самостоятельности
и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства
участников производственных отношений,
постоянный рост благосостояния общества
и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства
составляет саморегулирующееся гражданское
общество, которое объединяет свободных
граждан - носителей общественного прогресса.
В центре внимания такого государства
находится человек и его интересы. Через
систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия
для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается
плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов управления
к правовой государственности связан
с резкой переориентацией социальной
деятельности государства. Прочная социальная
основа государства предопределяет стабильность
его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства
образуют общечеловеческие принципы гуманизма
и справедливости, равенства и свободы
личности. Конкретно это выражается в
демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия,
в приоритете прав и свобод личности во
взаимоотношениях с государством, защите
прав меньшинства, терпимости к различным
религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное
государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей,
населяющих страну. Осуществляя верховенство,
всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает
свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех без
исключения граждан. Принуждение в правовом
государстве осуществляется на основе
права, ограниченно правом и исключает
произвол и беззаконие. государство применяет
силу в правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает свободе других людей.
Социальное назначение государства
показывает, что государство делает в обществе, определяет
роль государства в обществе, определяет
ступень вмешательства государства в
жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать
нормальное функционирование общества.
Существует ряд концепций, объясняющих
социальное назначение и роль государства: консервативная,
либеральная, социал-демократическая
и коммунистическая концепция социального
назначения государства. Все они различаются
в зависимости от степени вмешательства
государства в жизнь общества и расположены
в определенном порядке — сообразно мере
возрастания роли государства от минимальной
(консервативная) до максимальной (коммунистическую).
Консервативная концепция исходит
из того, что вмешательство государства
в жизнь общества должен быть минимальным.
Главная задача государства здесь — обеспечивать
сохранение устоев общества, общественных
отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов.
Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет
их.
Либеральная концепция исходит
из того, что главная задача государства — обеспечение
прав и свобод граждан. Проводится мнение
о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной
сфере (образование, здравоохранение).
Социал-демократическая концепция.
Вмешательство государства в жизнь общества
усиливается. Задача государства — обеспечить известный
уровень равенства в обществе, достойные
условия существования каждому члену
общества. Власть контролирует уровень доходов
населения (необходим государственный
аппарат).
Коммунистическая концепция
- занятие государства
в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных
преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет
к тоталитарному го-сударству. Социальная задача каждого конкретного государства
определяется множеством факторов. В современном
демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли
избирателей, социальное назначение такого
государства — обеспечить последовательность
в проведении курса в экономике, в социальной
сфере, во внешней политике. Роль государства
в обществе меняется от воли народа. Социальное
назначение государства раскрывается
в его задачах. В любом случае, независимо
через концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед
обществом. Задача государства — это глобальная
проблема, стоящая перед обществом для
данном этапе его развития. Задачи государства —
проблемы, требующие разрешения, они определяются
условиями деятельности государства и
носят объективный характер (т. к. они предопределены).
Любое государство должно по мере возможностей
разрешать стоящие накануне ним задачи.
Задачи государства
на современном этапе:
1. обеспечение
самосохранения общества и государства.
2. обеспечение
безопасности и укрепление государства.
3. государство содействует социальному,
экономическому и культурному развитию
общества
4. княжество преодолевает
противоречия, существующие в обществе
(социальные, национальные).
Экономическая функция государства
имеет антикризисную направленность
и нацелена на создание социально
ориентированной рыночной экономики,
учитывающей и согласующей интересы производителей
и потребителей.
С экономической тесно связана социальная функция
государства. Она многообразна по содержанию
и масштабна по объему государственной
деятельности. Главное ее назначение -
устранить или смягчить возможную социальную
напряженность в обществе, постараться
выровнять социальное положение людей,
развивать здравоохранение, образование,
культуру.
- Современная концепция
правового государства
3.1 Перспективные
направления в организации государственной
власти в РК
Для правоведов одной из актуальных
тем для дискуссий сейчас является Концепция
правовой политики на 2010-2020 годы.
Хотелось бы остановится на
некоторых позициях соответствующей правовой
политики. В частности, особое внимание
уделяется сфере правоотношений, регулируемых
административным правом. При этом отношения
в области оказания государственных услуг
гражданам и организациям выделены как
отдельный институт. Существующий нынче
реестр госуслуг включает 132 вида.
Однако экономическое и правовое
развитие государства диктует необходимость
дальнейшего увеличения их количества.
Как только законодатель наделяет какой-либо
госорган новой функцией, направленной
на удовлетворение потребностей физических
и юридических лиц, сразу должен быть пополнен
реестр государственных услуг и утвержден
стандарт их оказания. Каждый гражданин
вправе владеть полной информацией, в
каком органе какие виды государственных
услуг оказываются, их срок и порядок предоставления.
При этом должна быть уверенность, в том
что при надлежащем оформлении документов
он сможет беспрепятственно, без проволочек,
своевременно получить нужную ему услугу.
Это в свою очередь, стало бы серьезным
барьером для коррупционных правонарушений.
Одним из перспективных направлений
в рассматриваемом документе названа
оптимизация системы контроля - надзорных
органов. В данной сфере нужен всесторонний
анализ, ведь при внедрении новых правовых
отношений и определении уполномоченного
госоргана возникает необходимость наделения
его контрольными или надзорными функциями.
Весьма интересным направлением
реформ административного права, на котором
хотелось бы остановится, является отношения
в сфере государственной службы. В частности,
в концепции в качестве приоритета предложено
внедрение новых методик отбора на государственную
службу на основе профессиональных и личных
характеристик. Нынешняя система отбора
действует с 2000 года. В данном случае считаю
необходимым изучить вопрос внедрения
карьерного роста по ступеням, то есть
начиная с районного (городского) областного
звена.
Ожидаются новшества и в самой
приближенной к жизни каждого гражданина
отрасли права – гражданской. В особенности
актуален вопрос уточнения последствий
неисполнения сделок, совершенствования
института признания сделок недействительными,
применения двусторонней реституции.
Проблеме недействительности сделок и
ее последствий посвящены несколько статей
общей части Гражданского кодекса. В связи
с чем при разработке поправок в ГК, согласно
новой концепции, целесообразно систематизировать
их и объединить в исчерпывающий перечень,
не исключая ссылки на иные основания,
установленные другими законодательными
актами.
Кроме того, особое внимание
будет уделяться прогнозно-аналитическому
обеспечению правотворческой деятельности,
которая будет основываться на постоянном
мониторинге тенденций развития отраслей
права и правовых систем, анализе практики
применения нормативных правовых актов.
Это позволит создать современную по содержанию
и методам регулирования систему, наглядно
отражающую все этапы нормотворческой
и правоприменительной деятельности по
каждому акту, - его разработку, принятие,
применение, внесение изменений и дополнений,
признание утратившим силу либо разработку
нового акта.
Посредством таких процедур
и механизмов оптимизируется и будет системной
нормотворческая деятельность государственных
органов. При этом широкое применение
социологических методов при правовом
мониторинге позволит максимально учесть
общественное мнение в ходе осуществления
правовой политики.
Необходимо широко и на постоянной
основе привлекать к нормотворческой
деятельности представителей общественности,
неправительственные организации и объединения,
представляющие интересы частного предпринимательства.
Следует постоянно совершенствовать и
повышать уровень юридической техники,
которая определяет качество нормативных
правовых актов и в целом уровень культуры
работы с документами в государственном
аппарате.
3.2. Социальная и юридическая
защищенность личности
В своём послании к народу Н.А.
Назарбаев сказал - “Сейчас завершается
важный этап преобразования Казахстана
в демократическое государство. На основе
Конституции формируется демократическая
система власти”. Реальные демократические
преобразования в праве начались со второй
половины 80-х годов в годы перестройки,
особенно после поражения августовского
(1991г.) путча. Получил общее признание принцип
“правового государства”, были отменены
репрессивные, иные реакционные институты
и положения, стали развиваться демократическое
законодательство, система правосудия
(созданы Конституционный Совет Республики
Казахстан, Высший Арбитражный суд Республики
Казахстан). Принятая Парламентом Республики
Казахстан в 1991г. Декларация прав и свобод
человека и гражданина, исходит из того,
что государство признает приоритет прав
и свобод человека, что соблюдение и защита
прав и свобод, чести и достоинства человека
- главная обязанность государственной
власти. Перечень прав и свобод человека
и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных
актах. Это прежде всего Всеобщая декларация
прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт
об экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятых на ХХI
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря
1966г. [19, c. 204]Всеобщая декларация прав и
свобод человека, принятая ООН в 1948 году
состоит из 30 статей. В ней провозглашается,
что “все люди рождаются свободными и
равными по своему достоинству и правам.
Они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе
братства” [20, c. 148]. Далее в ней указывается
на недопустимость жестокие, унижающие
человеческое достоинство, обращение
и наказания. В статье 6 Декларации признается
право каждого человека на признание его
правосубъектности, т.е. предоставления
человеку возможности приобретать права
и осуществлять обязанности, предусмотренные
законодательством. Декларация также
провозглашает, что никто не может быть
подвергнут произвольному аресту, задержанию
или изгнанию, что каждый человек имеет
право на равную защиту закона, на гласный,
справедливый и беспристрастный суд. В
Декларации также указывается на недопустимость
произвольного вмешательства в личную
и семейную жизнь граждан, посягательства
на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т.п.
Все права и свободы, перечисленные
в Декларации, должны быть реально обеспечены
в государстве. Это достигается прежде
всего принятием и проведением в жизнь
разнообразных законодательных актов,
закрепляющих их в соответствующей сфере
общественных отношений. В числе международных
документов о правах человека также следует
указать Международный пакт о гражданских
и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах, Конвенцию о правах ребенка.