Основные исторические этапы формирования романо-германской правовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей. Основными задачами данной работы являются изучение общих положений о правовых системах общества, выявление структуры и их природы. Кроме того основной задачей является подробное изучение особенностей романо-германской правовой системы, этапы становления и развития данной системы. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Глава I. Общие положения о правовой системе общества
1. Понятие и структура правовой системы_______________________________5
2. Классификация правовых систем современности_______________________12
Глава II. Романо-германская правовая система
1. Общие положения о романо-германской правовой системе______________17
2. Основные исторические этапы формирования романо-германской правовой системы___________________________________________________________25
Заключение________________________________________________________30
Список литературы__________________________________________________34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.docx

— 69.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение___________________________________________________________3

Глава I. Общие положения о правовой системе общества

1. Понятие и структура правовой системы_______________________________5

2. Классификация правовых систем современности_______________________12

Глава II. Романо-германская  правовая система

1. Общие положения о романо-германской правовой системе______________17

2. Основные исторические этапы формирования романо-германской правовой системы___________________________________________________________25

Заключение________________________________________________________30

Список литературы__________________________________________________34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости  от присущих ему характеристик, состояния  его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле, право того или иного конкретного  общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом  особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным  историческим эпохам присущи различные  государственные правовые системы  со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением  и назначением правовых норм.

В то же время, несмотря на подобное многообразие права разных стран, в  нем прослеживаются некоторые сходные  черты и определенная техническая, политическая и культурная взаимосвязь. Тщательное сравнительное исследование позволяет распределить право разных стран по нескольким большим группам  права, именуемым системами права.

Право и государство неразрывно взаимосвязаны  друг  с  другом,  но  каждая  страна  строит правовую  систему, уделяя основное  внимание своим индивидуальным особенностям исторического развития.  Поэтому правовые системы различных государств отличаются  друг от друга и имеют свои характерные черты.  Это отличие бывает очень значительным.  Но также следует заметить,  что отдельные страны  оказывают на  другие  государства непосредственное  влияние, имеющее как политический,  идеологический,   так   и   экономический характер.   В   результате   этого внутри  права одного  государства сосуществуют различные правовые системы.   В работе  сделана попытка исследовать основные правовые системы современности и подробно изучить романо-германскую правовую систему, так как право России тяготеет именно к данному виду правовой системы, где основу составляет писаное право и законы. В данное  время осуществляются  реформы права в России,  и изучение  особенностей правовых основ других стран очень актуально на данный момент,  так как это поможет проанализировать  Российское законодательство,  позволит использовать положительные   моменты   и   избежать  отрицательных последствий. Поэтому эта тема также является  актуальной.

Многие ученые  в своих  трудах  уделяют большое внимание этому вопросу,  среди них наиболее яркими представителями являются: Давид  Рене, Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С. и некоторые другие.

   Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности,  закономерности их  становления  и  развития.  В настоящее  время эта тема очень актуальна,  так как позволяет улучшить правовые системы,  обогатить каждую из них.  Так как правовые  системы отражают  социально-экономическое,  политическое  развитие  и  уровень культуры народа,  то их изучение  позволяет  восстановить  понятие  об общественных  отношениях,  понять  механизм  общества исходя из прав и обязанностей.  Основными задачами данной работы являются изучение общих положений о правовых системах общества, выявление структуры и их природы. Кроме того основной задачей является подробное изучение особенностей романо-германской правовой системы, этапы становления и развития данной системы. Методом,  используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Работа состоит: из введения; двух глав, содержащих в себе параграфы, где отражены исторические моменты, общие понятия; и заключения, в котором определяется важность темы, и   связываются выводы предыдущих вопросов. В структуре работы имеется содержание и список используемой литературы.

 

 

Глава I. Общие положения о правовой системе общества

1. Понятие и структура правовой системы.

В каждом государственно-организованном обществе существует не только экономическая, политическая, но и правовая система, которая юридически выражает и защищает конкретный социально-экономический  и политический строй, интересы и  волю правящей элиты (класса, нации, расы).

По мнению И.А. Иванникова, «правовая система отдельно взятого  государства отражает историко-правовые, этнокультурные, религиозные и иные особенности его народа»1.

Таким образом, правовая система  представляет собой сложное, собирательное  понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений данного  общества. Поэтому для Н.И. Матузова категория «правовая система» не совпадает «ни с системой права (внутренней его структурой), ни с системой законодательства (той или иной компоновкой действующих нормативных актов), ни даже с правовой надстройкой. …В широком смысле она выступает нормативной основой всего социально-экономического и политического строя общества, основой, поддерживаемой государством»2.

С точки зрения В.Н. Синюкова и Ф.А. Григорьева, под правовой системой понимается «социальная организация, включающая основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику и правовую идеологию (доктрину)»3.

Вместе с тем та или  иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному  прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует.

Соотношение правовой системы  и правовой надстройки не тождественны.

Во-первых, правовая надстройка включает в себя и негосподствующую идеологию,

______________________________________

1 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 324.

2 Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов, 1987. – С. 14.

3 Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. – Саратов, 1995. – С. 3.

в то время как правовая система  создается государством исключительно  в целях защиты своих интересов, выражения своей воли и несовместима с каким-либо «посторонним вмешательством». Во-вторых, надстройка – это категория философии, а правовая система – сугубо юридическое понятие. У них разное функциональное назначение. Говоря о структуре правовой системы, следует отметить, что она складывается из нескольких компонентов (элементов), которые различаются целями, функциями, содержанием. Сложность структуры - это лишь отражение сложности образующих ее общественных отношений. Структура правовой системы может быть рассмотрена в статическом и динамическом аспектах. Очевидно, что правовой системе и ее подсистемам присущи определенные интеграционные характеристики, которые не сводятся к совокупности образующих их подсистем, элементов.

Состав исследуемых подсистем  представляет собой содержание правовой системы общества. Причем от внутренней организации элементов зависит  социальная и управленческая природа  целого, его направленность.

На структуру правовой системы  постоянно влияют изменения, происходящие в отдельных ее элементах (реформа  законодательства, изменения в организации  работы центральных и местных  органов, прокуратуры, судов, применяющих  право, и т.д.). Однако в своей основе (политической, конституционной, экономической) она остается стабильной, сохраняя таким путем целостность управленческо-правовой реальности.

В условиях отсутствия стабильных связей, взаимодействия подсистем правовая система вряд ли смогла бы эффективно осуществлять те управленческие цели, функции и задачи, которые она  призвана осуществлять. Будучи наиболее устойчивой характеристикой любого правового образования, структура  противостоит тенденции дезорганизации, удерживает такие изменения в  необходимых границах.

Правовая система обладает всеми  чертами объективно возникающего, исторически  закономерного общественного явления, существующего независимо от воли конкретных индивидов, которые, вступая в социальную жизнь, застают уже сложившиеся  правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система - продукт творчества людей, и в этом смысле она имеет все  черты явлений, относящихся к  миру искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий.

Правовая система воплощается  в принципах, институтах и нормах: это, во-первых, общие социально-исторические закономерности, свойственные данному  обществу; во-вторых, свои внутренние закономерности как определенного социального  феномена; в-третьих, закономерные связи  первых со вторыми.

Существует системный подход, который  позволяет различать пять уровней  правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом  уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного  уровня правовой системы позволяет  сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы - права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников  государственной воли народа, возведенной  в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой  заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и  заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма  первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование  правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения  правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления  правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень  правовой системы характеризует, с  одной стороны, то, насколько человек  как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет»  в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение в формировании и функционировании политической системы и гражданского общества.

В понятие правовой системы  включают следующие элементы:

 

1) право как совокупность  создаваемых и охраняемых государством  норм;

2) законодательство как  форму выражения этих норм (нормативные  акты);

3) правовые учреждения, осуществляющие  правовую политику государства;

4) судебную и иную юридическую  практику;

5) механизм правового  регулирования;

6) правореализационный процесс  (включая акты применения и  толкования);

7) права, свободы и обязанности  граждан (право в субъективном  смысле);

8)систему складывающихся  и функционирующих в обществе  правоотношений;

9) законность и правопорядок;

10) правовое сознание;

11) субъекты права (индивидуальные  и коллективные), организующие и  приводящие весь правовой механизм в действие;

12) систематизирующие связи,  обеспечивающие единство, целостность  и стабильность системы;

13) иные правовые явления  (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус, законные интересы и т.п.).

Активную роль играют юридические  факты, которые обеспечивают ее связь  с реальными жизненными отношениями.

Исходя из этого, правовая система - это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование дозволение, обвязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение и так далее).4

Информация о работе Основные исторические этапы формирования романо-германской правовой системы