Основные правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов и списка использованной литературы. В первой главе «Понятие правовой системы» в двух параграфах рассмотрены основные определения и структура правовой системы и системы права. Несмотря на разногласия по отдельным вопросам, большинство ученых сходятся на одной классификации, посредством которой выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германская, англо-американская правовая семья или семья «общего права», семьи социалистического права и религиозно-традиционного права. Анализу каждой из них посвящен отдельный параграф во второй главе «Основные правовые системы мира». В заключении подводятся итоги и сделан вывод о том, что знание правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически - юрисдикционные задачи.

Содержание работы

Введение.................................................................................................3
Глава 1. Понятие правовой системы......................................................6
1.1. Основные определения..........................................................6
1.2. Правовая система и система права. Их структура..............14
Глава 2. Основные правовые системы мира........................................18
2.1.Классификация правовых систем.........................................18
2.2.Романо-германская правовая семья......................................24
2.3.Англосаксонская правовая семья.........................................33
2.4.Мусульманская правовая семья............................................40
2.5.Иные правовые системы и их характеристики....................48
Заключение...........................................................................................62
Литература...........................

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы современности 1.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

В 19 веке в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов, и рядом с "общим правом" сложилось "право справедливости", дуализм судопроизводства, который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873-75 гг. Эта реформа слила «общее право» и «право справедливости» в единую систему прецедентного права.

В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедента различие права и закона носит несколько иной, и одновременно более ярко выраженный характер, чем различие права и закона на континенте. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное. Как уже упоминалось, его заменяет деление на "общее право" и "право справедливости". Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично-правовые и частно-правовые, гражданские, торговые, уголовные. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Эта доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает результат теоретическому обоснованию, т.е. носит прагматический характер. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

  1. решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех судов;
  2. апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
  3. высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
  4. окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Но не следует считать, что в англосаксонской системе  основная нагрузка падает на прецедент. С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь стали играть законы. А в США в ХХ в. по штатам произвели компиляции статутов по различным отраслям права. Эти компиляции получили название кодексов. Кроме того, были созданы общефедеральные кодексы по тем отраслям, которые традиционно должны иметь единообразное правовое регулирование на территории всей страны. Прежде всего, это коснулось уголовного законодательства и законов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Значительную роль во вторичных  источниках права в англосаксонской  системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран  подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе). Причем существует разница в интерпретации статутов даже в США и Англии: американские суды пытаются интерпретировать статуты, как бы уясняя намерения законодателя, для английских же судов подобные намерения не имеют значения.

Как видим, органами, применяющими право, в странах с англосаксонской системой, являются суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям.  Но в настоящее время в США, в федеральной системе, упразднено подобное деление судов. Отказались от этого и в судебных инстанциях штата Нью-Йорк. Там все дела рассматриваются одними и теми же судами, хотя принципы отправления правосудия согласно раздельной юрисдикции судов "общего права" и "судов справедливости" по-прежнему реализуются по-разному. Некоторые штаты, например Ньюджерси, сохранили свою приверженность к раздельному существованию "судов справедливости" и "общего права". В других штатах, например в Пенсильвании, в одной и той же судебной инстанции раздельно действуют судьи, руководствующиеся нормами общего права и принципами справедливости.

В некоторых государствах (причем не только в странах англосаксонского права) суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащими конституции, а потому утратившими свою законную силу. Например, это характерно для таких стран, как США, Германия, Австрия. Причем в США не только Верховный суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот или иной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащим конституции Америки или штата, подобные же полномочия есть и у нижестоящих федеральных судов.

Особенностью права  Великобритании является то, что здесь  нет писаной конституции. Поэтому  распространилось поверхностное суждение, будто английские суды не имеют правомочий, аналогичных американским. Но форма  правления в Англии и принципы функционирования ее правительства определены не менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе той совокупности древних обычаев и статутов (вроде "Билля о правах", "Акта о престолонаследии", трехгодичного и семигодичного актов, "Билля о парламенте" и т. п.), которые составляют "неписаную конституцию" английского государства. Хотя английские суды не могут указывать на неконституционность того или иного статута по той причине, что официально писаной конституции не существует, но, по утверждению юристов, принадлежащих к этой системе, подобный контроль английских судов над статутами не менее эффективен, чем американский.

Как мы уже упоминали, правовой обычай оказал принципиальное влияние на образование правовых семей. Так и в англосаксонской  семье обычай первоначально играл значительную роль в системе источников права. Можно сказать, что Англия после норманнского завоевания управлялась обычаем. Каждый манор, каждое графство и, возможно, даже каждая вилла имели свои обычаи. Более того, полномочия королевского правительства также зиждились на обычае. Но уже к XVII в. в Англии сложился прецедент, когда в качестве имеющего юридическую силу признавали судом лишь тот обычай, в отношении которого имелось доказательство о его действии до коронации Ричарда Львиное сердце,  т. е. до 3 сентября 1189 г.

Однако за обычаем  вплоть до XIX в. оставалась значительная сфера действия: в частности, королевские  указы почти не затронули гражданско-правовых отношений в манорах. Сборники обычаев, существовавшие в некоторых местностях Англии, принимались во внимание при рассмотрении дел в королевских судах. Одним из наиболее распространенных был обычай, известный под названием "английский бург", согласно которому земля по наследству переходила не старшему сыну, как при майорате, а младшему. Причем этот обычай оставался в силе вплоть до 1920г.

В англосаксонской системе  судебной практики, как еще одному источнику права, отводится большая роль. Ведь именно на основе отделения судебной власти от исполнительной (королевской) еще по Великой хартии Вольностей 1215г. в англосаксонской системе резко повысилось значение судов, что позволило судебной практике в конце концов подняться до уровня "общего права".

Современные английские и американские суды имеют возможность  своевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодически такие сборники публикаций выходят только с XIX века.

В Англии до правления  короля Эдуарда I (1272-1307гг.) не существовало единого центра обобщения судебных решений. Именно в царствование этого короля началась трехвековая практика издания "Ежегодников судебных решений". Первоначально их составляли неофициально юристы-практики и студенты как неформальное описание казусов. Основной целью их создателей-компиляторов было облегчение профессиональной деятельности судей ориентацией на возможное рассмотрение определенных категорий дел по аналогии. Когда накопилось достаточное количество казусов, появились сокращенные варианты подобных изданий.

В англосаксонском праве существует два вида норм права: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой правила поведения общего характера. Прецедентные — определенную часть судебного решения по конкретному делу.  Английские юристы относят к правоположениям, на которых основано решение, юридическое заключение по делу и аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Все остальное носит лишь убеждающий характер и не является обязательным.

Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случаи не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личному убеждению судьи.

Когда же в Англии издается закон, он вступает в свою силу только тогда, когда его начинают применять суды. Судья вправе при рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом порядке. Лишь немногие специалисты досконально знают норму общего.

Итак, среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

  • основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу  и распространяющиеся на аналогичные дела);
  • юридические прецеденты носят индивидуальный  (казуистический) характер;
  • ведущаю роль в формировании права (в правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
  • на  первом  месте находятся не обязанности,  а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
  • главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное,  доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствуют кодифицированные отрасли права;
  • отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
  • статутное право (законодательство) и юридические обычаи  выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
  • юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

         2.4. Мусульманская правовая система

 

К семье религиозного права относятся правовые  системы  таких  мусульманских стран,  как  Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин  Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и  др.

Эта система носит  ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания, имеющие правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада) и нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласного мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факифов и умозаключения по аналогии (Кийас).

В Коране не содержится базовой  правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения.

Большинство же положений  Корана и Сунны не обладает жесткой  нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.

Первые толкования появились  в VII в., после смерти пророка Мухаммада. Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только его слова, но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного рода "расширительное" толкование сподвижниками пророка совместно со знаменитыми правоведами зиждилось на консенсусе между ними и служило основой для вынесения кади (судьей) решения по конкретному делу.

В конце же концов развитие мусульманского права приобрело  казуальный характер, однако это был  не единственный путь его эволюции. Параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами (основателями толков - Мазхабов). Причинами разночтений этих толков являлись разные социально-экономические условия в регионах пестрого арабского мира.

Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главе государства, а авторитетным представителям крупнейших правовых толков, поскольку большинство норм мусульманского права создано и создается ими и является итогом их доктринальной разработки. В результате к настоящему времени мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально не определенных. Благодаря широкому простору для его толкования авторитетными правоведами и свободе судейского усмотрения при выборе норм мусульманское право и ныне чрезвычайно гибко, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям современной жизни, сохраняя при этом тесную связь с историческими традициями и одновременно поддерживая свой высокий сакральный авторитет.

Информация о работе Основные правовые системы современности