Основные правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов и списка использованной литературы. В первой главе «Понятие правовой системы» в двух параграфах рассмотрены основные определения и структура правовой системы и системы права. Несмотря на разногласия по отдельным вопросам, большинство ученых сходятся на одной классификации, посредством которой выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германская, англо-американская правовая семья или семья «общего права», семьи социалистического права и религиозно-традиционного права. Анализу каждой из них посвящен отдельный параграф во второй главе «Основные правовые системы мира». В заключении подводятся итоги и сделан вывод о том, что знание правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически - юрисдикционные задачи.

Содержание работы

Введение.................................................................................................3
Глава 1. Понятие правовой системы......................................................6
1.1. Основные определения..........................................................6
1.2. Правовая система и система права. Их структура..............14
Глава 2. Основные правовые системы мира........................................18
2.1.Классификация правовых систем.........................................18
2.2.Романо-германская правовая семья......................................24
2.3.Англосаксонская правовая семья.........................................33
2.4.Мусульманская правовая семья............................................40
2.5.Иные правовые системы и их характеристики....................48
Заключение...........................................................................................62
Литература...........................

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы современности 1.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Население Африки в течении многих веков жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки. Чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Каждая община имела свои собственные нравы и традиции. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. В то же время были значительные различия в других сферах жизни племен: одни народности имели монархический режим, другие демократический; в одних царил матриархат в других патриархат.

Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи  признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.

Африканская правовая семья  охватывает правовые процессы на громадном  континете. Исторические племена и народности этого континента руководствовались такими «вечными» источниками регулирования жизни, как приверженность общности людей (роду, племени, семье) и почитание предков. Нерасчлененность – социальная и психологическая – обусловила акцент на обязанностях людей, причем скорее моральных, чем юридических. Субъективные права оставались неизвестными африканскому мышлению. А отсюда неразвитость вплоть до XX века юридической науки, юридических профессий и учреждений.

Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку.

В XIX веке вся Африка подпала  под господство европейцев. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю – примыкают к системе романо-германского права.

В данном случае имело  место двойное развитие. С одной  стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава-колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

Со времени обретения  африканскими государствами независимости в середине XX века их национальными руководителями предпринимались усилия по сближению древних традиций, выраженных в обычаях, с современными принципами, необходимыми странам, находящимся на пути экономического и политического развития. Вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить. Поэтому, хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, они в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Современный этап развития африканской правовой семьи как  и прежде характеризуется «правовой многослойностью», но более отчетливо стала проявляться тенденция к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является постепенное формирование общетерриториального права.

Скандинавское право  – в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая система, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия. Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время скандинавское право нельзя отнести и к системе общего права, поскольку оно почти не имеет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.

Своеобразие географического  положения, сходство уклада жизни, теснейшие  экономические, культурные и политические связи между северными государствами  Европы способоствовали формированию общего юридического мышления и правовой культуры. Влияние университетов в скандинавских странах было общепризнанным. Исходным пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведского государства 1734 г.

Скандинавское право  представляет собой единую систему  не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую роль здесь играет то, что скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах - участниках. Законодательные акты этих стран не имеют, как правило, общих частей и посвящены конкретно-регулирующим нормам, хотя их сходство с законами стран континентальной Европы становится все более очевидным. Сказываются интенсивность межгосударственного сотрудничества и обмена правовой информацией, а также совместные теоретические разработки в области права.

В 1880 г. одновременно в  трех странах  Швеции, Данин и  Норвегии  вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующие годы основное внимание уделялось унификации торгового права (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, закон о чеках) и морского права. В конце века появились еще более смелые унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в конечном итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя правительства скандинавских государств в принципе согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов права собственности и обязательственного права. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии  в 1907 г. и в Исландии  в 1922 г.

Еще одним важным результатом  сотрудничества Скандинавских стран  явился Закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах сложилось, по существу, единое договорное право.

Скандинавские государства  активно сотрудничали также в  области семейного права, хотя здесь различия между законодательствами стран региона выражены сильнее, чем в обязательственном праве. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после второй мировой войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа вины как главного основания расторжения брака, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и др.

Разумеется, нельзя полностью  исключать и даже недооценивать  известное воздействие на систему скандинавского права систем общего и романо-германского права. Оно было неодинаковым на протяжении истории и по-разному проявлялось применительно к отдельным отраслям права, и прежде всего к гражданскому праву. В современный период такое влияние становится еще более заметным, особенно в связи с нахождением североевропейских стран под эгидой надгосударственного права Европейского союза и Совета Европы. И все же специфика североевропейской правовой семьи очевидна.

Индусское право. Оно составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшем в мире. Это право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по справедливости.

Одним  из  основных  убеждений  индуизма является  то, что  люди  разделены  с  момента  рождения  на  социальные  иерархические  категории, каждая  из  которых  имеет свою  систему  прав и  обязанностей  и  догм  морали.  При этом  каждый  человек должен  вести себя  так, как это предписано  социальной  касте,  к которой он  принадлежит.  В качестве  регулятора  поведения допускается обычай.  Позитивное  индусское право является  обычным правом,  в котором в  той  или  иной  мере  деяния  преобладает  религиозная  доктрина.  Она  определяет нормы поведения,  в  соответствии  с ней  изменяются    или  толкуются  обычаи.  Обычаи весьма  разнообразны.  Каждая  каста  или  подкаста  следует  своим  собственным  обычаям.  Собрание  касты   голосованием   разрешает  в  местном  масштабе   все  споры,  опираясь  при  этом  на  общественное  мнение.  Оно  располагает  и  эффективными  средствами  принуждения.  Наиболее  строгим  наказанием  считается  отлучение  от  той  или  иной  группы.  В  случае,   если  нет  определенной   правовой  нормы   по  конкретному  вопросу,  судьи  решают  его  по совести,  по справедливости.

После достижения  независимости (1947 году)  в Индии  был взят курс на модернизацию как индусского права,  так и национальной системы права в целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.  Законом о браке 1955 года были существенно  реформированы нормы  индусского права о браке и разводе.  Закон о наследовании 1956 года закрепил  право женщин  в сфере наследственных  отношений  и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года были созданы так называемые  «семейные суды», которые должны решать  семейно-брачные споры сторон  независимо от их  религиозной  принадлежности.

   Но модернизация  старого  права -  трудный  и длительный процесс.  Так,  до  сих  пор  еще  не  принят  предусмотренный  в   Конституции 1950 года  Гражданский  кодекс Индии,  который  должен  установить  единый  для всех  жителей  страны  гражданско - правовой статус.

Многие положения  модернизированного  индусского  права,  действующие  в  современной  Индии,  не распространяются на индусские  общины  вне  Индии,  где  продолжают  действовать  нормы  традиционного индусского  права.

В  целом к  настоящему   времени  проделана  большая  работа  по  кодификации  индусского  права.  Судьи руководствуются  в  первую  очередь  законами  и прецедентами.

Закон  и судебный  прецедент  являются  главными   источниками  права   современной Индии.  Законодательство и решения судов должны  соответствовать Конституции.   Контроль  за  конституционностью законов осуществляет  Верховный суд.

Ныне  сфера  действия старых  правовых  обычаев  резко  сократилась. Однако  и сейчас индусское  право используется при  регулировании  таких  вопросов,   как  правовое положение  детей,  опекунство,   усыновление,  брак,   раздел  и  наследование  имущества.

Система  национального  права  Индии в  значительной  мере  формировалась  и развивалась под большим воздействием  английского права,   и в настоящее время,  я считаю,    она входит  в правовую семью общего права.

Правительству разрешается  законодательствовать. Но судебные прецеденты и законодательство не считаются  источниками права.

В период английского  колониального господства  индусское  право  претерпело  существенные  изменения.  Прежде всего,  ограничилась  сфера  его  применения.  В области  права  собственности и обязательств  традиционные  нормы очень  скоро  заменили  нормы  общего  права,  в то время  как споры,  касающиеся   наследования,  брака, касты и других традиционных  институтов,   по-прежнему  решались  в  соответствии с нормами  индусского  права.  

На дальнейшее развитие индусского права  значительное влияние оказали законодательство  английской  администрации и нормы общего  права.  Так,  были  отменены  положения индусского  права,  связанные с   кастовой  дискриминацией,  нормы о недееспособности  женщин,  запрещено самосожжение  вдов.

Модификация  индусского  права осуществлялась под  влиянием  социально-экономических  перемен,  внесенных в  традиционный  хозяйственный  уклад развитием  капиталистических отношений в колонии,  посредством  таких  источников права,   как  закон и судебный  прецедент.  Английские  судьи,   применявшие  индусское  право,  восполняли  пробелы в нем  нормами  из  английского общего  права, или создавая  на  его  основе новые  прецеденты.  В результате  судебной практики место  классического  индусского  права постепенно  заняло “ английско-индусское  право”19. Тем не менее полного вытеснения индусского  права не произошло, и ряд его традиционных  норм и институтов продолжал действовать. 

Конституция 1950г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.

Китайское право. Китайцы отрицательно относятся к идее права с его строгостью и абстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов, на которых основано общество.

 Начиная с 1911 года  китайское право внешне европеизировалось  и вошло в семью правовых  систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. В течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. И после 1949 г. было принято не много законов. Применительно к Китайской Народной Республике существование традиций по-прежнему имеет  место,  но  в  формальном,  техническом смысле.

Японское право. Считается, что современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правителя"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии ХХ века. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точное знание конкретного наказания.

Информация о работе Основные правовые системы современности