Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:03, реферат
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Происходит все больше и больше молодежных митингов, например как на Манежной площади 11 декабря 2010 года
Введение…………………………………………………………………………….…3
Понятие экстремизма……………………………………………………………….…4
Причины возникновения и распространения экстремизма в России………………6
Молодежный экстремизм……………………………………………………………...9
Профилактика экстремизма среди молодежи…………………………………….…23
Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности…………………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………………..…
Наблюдения показывают, что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям и прямо зависит от развитости чувства целого, от крепости духа.
У молодежи, воспитанной
в традиционной культуре, основной
конфликт разворачивается на ментальном
уровне, между осознаваемой ею реальностью
и культурными стереотипами восприятия
и осмысления мира. Поведение здесь
вторично. При необходимом и достаточном
развитии чувства целого люди этого
типа легче соотносят свое поведение
с осмысленной целостной
Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены.
На наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.
Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом.
Возможность и легкость такой
подмены объясняются не только детской
неразвитостью чувства целого у
молодежи, но и чрезвычайной сложностью
духовной ситуации. В условиях, когда
для старшего поколения в большинстве
своем духовность представляется частью
культуры и на нее переносятся
познанные рационально
Вероятно это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры».[8]
Элементы как субкультуры,
так и контркультуры
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.[6]
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у немалого числа
молодых людей отсутствует
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.[7]
Противопоставление образа
«мы» и «они» традиционна, достаточно
вспомнить хотя бы хрестоматийный роман
И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Особенно явственно это
Именно на этом уровне субкультура
молодого поколения приобретает
заметные контркультурные элементы:
досуг, особенно юношеством, воспринимается
как основная сфера жизнедеятельности,
и от удовлетворенности им зависит
общая удовлетворенность жизнью
молодого человека. Общее образование
для школьника и
Ценности национальной культуры,
как классической, так и народной,
вытесняются схематизированными стереотипами—образцами
массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей «
Любимыми героями и
в определенной степени образцами
для подражания становятся, по данным
опросов, героини так называемых
«мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров
типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация
культурных интересов имеет и
более широкую сферу
Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем
социальном и культурном
2. Кризис института семьи
и семейного воспитания, подавление
индивидуальности и
3. Коммерциализация средств
массовой информации, в какой-то
мере и всей художественной
культуры, формирует определенный
«образ» субкультуры не в
На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.
С социально-психологической
точки зрения несомненно, что экранное
насилие и агрессивная эротика
вносят свой вклад в криминализацию
современной жизни, особенно влияя
на детей, подростков и молодежь, которые
составляют основную аудиторию кинотеатров
и видеосалонов. Как известно, преступность
среди них неуклонно продолжает
расти. Не случайно в развитых западных
странах общественностью
Левый экстремизм
Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе, получивший особое развитие в 70—80-х гг. XX столетия. Среди наиболее известных его форм называют “красные бригады” и “прима линеа” в Италии, РАФ в Германии, «аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности левоэкстремистской идеологии в целом она делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Так, западногерманская РАФ (Фракция красной армии) считала своим идеалом победоносные красные армии России, Китая и Кубы.
Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Основные направления в анархизме:
Анархо-индивидуализм
Анархо-индивидуализм
Эгоизм Макса Штирнера
Самой крайней формой анархистского
индивидуализма называют «эгоизм», —
учение, разработанное одним из самых
ранних и самых известных сторонников
индивидуалистического
Штирнер исходил из права силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретенной физической силой, властью, но не моральным правом.
В России анархистский индивидуализм,
разработанный Штирнером, соединенный
с идеями Фридриха Ницше, привлек
небольшое количество богемных художников
и интеллектуалов, таких как Лев
Чёрный, и ряд других одиночек, которые
находили самовыражение в преступлениях
и насилии. Они отрицали необходимость
создания организаций, считая, что только
неорганизованные, спонтанно действующие
люди обезопасены от принуждения
и власти, и именно это делало
их верными последователями
Американская традиция
Другая форма анархо-
«все естественное необходимое для производства богатств было доступно для всех на равных [ условиях] и что монополии, являющиеся результатом специальных привилегий, должны были быть отмененными законом».
Они полагали, что государственно-
При этом стоит отметить,
что, даже среди американских индивидуалистов
19-го века, не было монолитной доктрины,
поскольку они не соглашались
друг с другом по различным проблемам,
включая права на интеллектуальную
собственность и владение правом
собственности на землю Главное
расхождение имело место позже
в 19-м столетии, когда Таккер и
ряд других отказались от концепции
естественного права и перешли
в «эгоисты», в духе штирнеровской
философии. Некоторые «Бостонские
анархисты», такие как Таккер, идентифицировали
себя в качестве «социалистов» —
термин, который в то время имел
широкое и несколько
С началом двадцатого столетия
популярность индивидуалистического
анархизма падает, хотя позже эти
идеи и были пересмотрены и модифицированы
Мюрреем Ротбардом и анархо-
Правый экстремизм
Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.
Главным и определяющим в
существовании молодёжных экстремистских
организаций является идеология. В
этой центральной идее, как правило,
отвергаются правительства
Неонацизм — следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).
Информация о работе Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности