Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:03, реферат

Описание работы

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Происходит все больше и больше молодежных митингов, например как на Манежной площади 11 декабря 2010 года

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…3
Понятие экстремизма……………………………………………………………….…4
Причины возникновения и распространения экстремизма в России………………6
Молодежный экстремизм……………………………………………………………...9
Профилактика экстремизма среди молодежи…………………………………….…23
Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности…………………………………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………………..…

Файлы: 1 файл

экстремизм.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

Наблюдения показывают, что  процесс социализации молодых людей  идет по двум основным направлениям и  прямо зависит от развитости чувства  целого, от крепости духа.

У молодежи, воспитанной  в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью  и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь  вторично. При необходимом и достаточном  развитии чувства целого люди этого  типа легче соотносят свое поведение  с осмысленной целостной картиной мира.

Для молодежи, растущей, в  основном, вне классической европейской  культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого  типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности  обусловливают у них высокую  скорость постижения жизни и наработки  навыков ориентирования в постоянно  меняющемся потоке событий. Резкое неприятие  чуждой формы поведения слишком  часто толкает этих молодых людей  на преступление, так как этика  нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы  не установлены.

На наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и  насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на несколько  каналов восприятия с резким превышением  допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря  чему ловко производится подмена  реальной целостности крепко сработанным  суррогатом.

Возможность и легкость такой  подмены объясняются не только детской  неразвитостью чувства целого у  молодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда  для старшего поколения в большинстве  своем духовность представляется частью культуры и на нее переносятся  познанные рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и  родителей, молодежь поставлена перед  проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.

Вероятно это и стало  причиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры».[8]

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.[6]

Ее определяющей характеристикой  в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа  молодых людей отсутствует четко  выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как  в отношении к социуму, так  и в межгенерационном общении, в  контркультурной направленности молодежного  досуга.

Социальное отчуждение проявляется  чаще всего в апатии, безразличии  к политической жизни общества, образно  говоря, в позиции «стороннего  наблюдателя». На уровне самоидентификации  проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем  эмоциональность, легковерность и  психологическая неустойчивость молодых  людей умело используются политическими  элитами в борьбе за власть.[7]

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман  И. С. Тургенева «Отцы и дети». Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов  молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общении.

Именно на этом уровне субкультура  молодого поколения приобретает  заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит  общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование  для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном  и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и  в определенной степени образцами  для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация  культурных интересов имеет и  более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального  поведения молодых людей и  проявляются в таких чертах социального  поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены  половой принадлежностью, уровнем  образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями  молодежной субкультуры обусловлено  целым рядом причин, среди которых  наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем  социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества  и его основных институтов  не мог не отразиться на  содержании и направленности  молодежной субкультуры.

2. Кризис института семьи  и семейного воспитания, подавление  индивидуальности и инициативности  ребенка, подростка, молодого  человека как со стороны родителей,  так и педагогов, всех представителей  «взрослого» мира, не может не  привести, с одной стороны, к  социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и  социальной неадаптированности (в  некоторых случаях опосредованно)—и  к проявлениям противоправного  или экстремистского характера.

3. Коммерциализация средств  массовой информации, в какой-то  мере и всей художественной  культуры, формирует определенный  «образ» субкультуры не в меньшей  степени, чем основные агенты  социализации—семья и система  образования.

На телевизионном экране все чаще также демонстрируются  насилие и эротика, особенно в  связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

С социально-психологической  точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика  вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя  на детей, подростков и молодежь, которые  составляют основную аудиторию кинотеатров  и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы  организации типа Международной  коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения.[9]

Левый экстремизм

Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе, получивший особое развитие в 70—80-х гг. XX столетия. Среди наиболее известных его форм называют “красные бригады” и “прима линеа” в Италии, РАФ в Германии, «аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности левоэкстремистской идеологии в целом она делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Так, западногерманская РАФ (Фракция красной армии) считала своим идеалом победоносные красные армии России, Китая и Кубы.

Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают  за ликвидацию любого принудительного  управления и власти человека над  человеком.

Основные направления  в анархизме:

Анархо-индивидуализм

Анархо-индивидуализм поддерживает идею собственности, которая удерживается индивидом для себя, является частной. Это радикально отличает индивидуалистов  от социалистов коллективистов коммунистов  коммунитаристов, которые выступают  против данного подхода, причём одни из которых выступают за коллективное владение собственностью (как правило, противопоставляя понятия личной и  частной собственности), а другие-и  вовсе отрицают понятие собственности, утверждая, что «все принадлежит  всем»

Эгоизм Макса Штирнера

Самой крайней формой анархистского  индивидуализма называют «эгоизм», —  учение, разработанное одним из самых  ранних и самых известных сторонников  индивидуалистического анархизма (хотя, как и Уильям Годвин, и не называвшим себя анархистом) Максом Штирнером. Книга  Штирнера «Единственный и его  собственность» («Der Einzige und sein Eigentum») была издана в 1844 году, и является основополагающим текстом данной философской традиции. В соответствии с концепцией Штирнера, единственное ограничение прав человека — это его сила, ограничиваемая силой других.

Штирнер исходил из права  силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретенной  физической силой, властью, но не моральным  правом.

В России анархистский индивидуализм, разработанный Штирнером, соединенный  с идеями Фридриха Ницше, привлек  небольшое количество богемных художников и интеллектуалов, таких как Лев  Чёрный, и ряд других одиночек, которые  находили самовыражение в преступлениях  и насилии. Они отрицали необходимость  создания организаций, считая, что только неорганизованные, спонтанно действующие  люди обезопасены от принуждения  и власти, и именно это делало их верными последователями идеалов  анархизма. Такой тип анархистского  индивидуализма вдохновлял, в частности, анархо-феминистку Эмму Гольдман. Хотя эгоизм Штирнера и индивидуалистичен, тем не менее он оказывал влияние  и на определённую часть анархо-коммунистов. Формы либертарного коммунизма, подобные этой, развивались Ситуационистским Интернационалом, чрезвычайно, по своей  природе, эгоистичным.

Американская традиция

Другая форма анархо-индивидуализма отстаивалась «Бостонскими анархистами», американскими индивидуалистами, которые  поддерживали частную собственность, обмениваемую на свободном рынке. Они  отстаивали свободу и собственность  частных организаций и выступали  за сохранение системы наемного труда. То что одни люди нанимают других, эксплуатируют  чужой труд, для них не было проблемой, однако они требовали, чтобы:

«все естественное необходимое  для производства богатств было доступно для всех на равных [ условиях] и что  монополии, являющиеся результатом  специальных привилегий, должны были быть отмененными законом».

Они полагали, что государственно-монополистический  капитализм (определённый как спонсируемая государством монополия) препятствует тому, чтобы труд был полноценно вознагражден.

При этом стоит отметить, что, даже среди американских индивидуалистов 19-го века, не было монолитной доктрины, поскольку они не соглашались  друг с другом по различным проблемам, включая права на интеллектуальную собственность и владение правом собственности на землю Главное  расхождение имело место позже  в 19-м столетии, когда Таккер и  ряд других отказались от концепции  естественного права и перешли  в «эгоисты», в духе штирнеровской  философии. Некоторые «Бостонские  анархисты», такие как Таккер, идентифицировали себя в качестве «социалистов» —  термин, который в то время имел широкое и несколько неопределенное значение, подразумевавшее приверженность идеям решения «рабочей проблемы»  посредством радикальной экономической  реформы.

С началом двадцатого столетия популярность индивидуалистического  анархизма падает, хотя позже эти  идеи и были пересмотрены и модифицированы Мюрреем Ротбардом и анархо-капиталистами  в середине двадцатого столетия, в  потоке более широкого либертарианского движения

Правый экстремизм

Правый экстремизм в отличие  от левого эксплуатирует не столько  просветительскую идеологию классовой  борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди  форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также  фашизм.

Главным и определяющим в  существовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В  этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей  страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии  классического нацизма.

Неонацизм — следование национал-социалистической идеологии  после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).

Информация о работе Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности