Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:03, реферат

Описание работы

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Происходит все больше и больше молодежных митингов, например как на Манежной площади 11 декабря 2010 года

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…3
Понятие экстремизма……………………………………………………………….…4
Причины возникновения и распространения экстремизма в России………………6
Молодежный экстремизм……………………………………………………………...9
Профилактика экстремизма среди молодежи…………………………………….…23
Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности…………………………………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………………..…

Файлы: 1 файл

экстремизм.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

- создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;

- консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;

- усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;

- учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

- реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в  образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь  начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной  городской среде, идеологии и  культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных  программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью  в процессе социализации. Начальные  стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет  на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

Социальный портрет  экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

·  Работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности.

·  Работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами  социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором  будет отсутствовать идеи экстремистского  начала.

Рассмотрим подростков, у  которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты  социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно  направлены к социальному работнику  они могут проявлять агрессивность  и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще  называются "трудные". Они не доверчивы  и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать  нестандартно и надо демонстрировать  свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация  работы таким образом, чтобы снизить  опасность от непредсказуемого поведения.

Основные подходы  к профилактике

Органы государственной  власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие  экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления  и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности  и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен  образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах  массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность  должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих, в целом  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это  область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана  с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации  к жизни и окружающей среде, с  проблемами педагогики, воспитания, общения  и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.[7]

В последние годы в странах  Западной Европы, США и СНГ развиваются  и апробируются различные направления  профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими  причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических  подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

Подход, основанный на распространении  информации об экстремизме и организациях экстремистского толка:

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях  и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции  и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с  другими типами интервенций, так  как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению  уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких  программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения  молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться  молодой человек в настоящее  время.

Чаще всего эти программы  недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций  должна даваться как можно более  подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

Подход, основанный на аффективном обучении:

В основе этого подхода  лежит теоретическое положение  о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной  сферой, воспитанные в семьях, где  существовал запрет на выражение  эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается  у личностей с трудностями  в определении и выражении  эмоций, имеющих так называемые интерперсональные  факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них  не формируется умение накапливать  собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений  в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в  проявлении чувств, низко оцениваются  сверстниками и поэтому готовы любой  ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников  и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально  своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма  в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме  того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной  пользы, приносят еще и определенный вред.

Подход, основанный на влиянии социальных факторов:

Данный подход базируется на понимании того, что влияние  сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя  зарождению экстремистских идей. С  точки зрения данного подхода  важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной  интервенции, представляющей собой  специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными  среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с  молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в  своем районе.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков:

В данном подходе центральным  является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно  методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается  с точки зрения функциональных проблем  и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом  по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса  описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают  один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых  людей. На основе данной позиции разрабатываются  программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. [7] Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской:

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально  нормативных рамках реализованы  стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая  активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.[8]

Например, в настоящее  время все больше футбольных фанатов  становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина  ненависти к другим. Некоторые  социальные работники предлагали создавать  все больше открытых площадок для  игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой  или с болельщиками других футбольных команд.

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1. Предложение специфической  активности (например, путешествия  с приключениями), которое вызывает  волнение и предполагает преодоление  различных препятствий.

2. Комбинация возможности  удовлетворения специфических для  подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со  специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков  во всех видах специфической  активности (разнообразные хобби,  клубы и т. д.).

4. Создание групп молодых  людей, заботящихся об активном  выборе своей жизненной позиции.  Результаты этих программ не  свидетельствуют о явных успехах  или неудачах, однако они особенно  эффективны в группах высокого  риска отклоняющегося поведения.

 

 

Основные принципы и направления противодействия  экстремистской деятельности

 

Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие:

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

- законность;

- гласность;

- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Информация о работе Основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности