Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:08, курсовая работа
Актуальность темы. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековье и современности. Вопрос типа - что такое правовое государство? Когда появилась эта идея и как она развивалась? Какие его основные признаки и черты? Каковы цели и назначения правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - или государством закона, справедливости, государством общего или благоденствия или же государством законности.
I. Введение.
II. Концепция правового государства и ее развитие.
Становление концепции правового государства.
Основные положения современной теории правового государства.
III. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире
IV . Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения
V. Развитие теории правового государства в современную эпоху
VI. Основные признаки правового государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Реальность прав личности.
Взаимная ответственность.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.
План.
I. Введение.
II. Концепция правового государства и ее развитие.
III. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире
IV . Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения
V. Развитие теории правового государства в современную эпоху
VI. Основные признаки правового государства.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.
Введение.
Актуальность темы. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековье и современности. Вопрос типа - что такое правовое государство? Когда появилась эта идея и как она развивалась? Какие его основные признаки и черты? Каковы цели и назначения правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - или государством закона, справедливости, государством общего или благоденствия или же государством законности.
Цель работы. В этой работе будет сделана попытка раскрыть историю развития обучений и концепций правового государства, а также основные признаки правового государства, и пути формирования правового государства в современном этапе.
Методы исследования. Во время подготовки данной работы было исследовано большое количество литературных источников которые посвящены данной теме, среды которых: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов 3-е издание. М.: Юриспруденция, 2000. 528 стр. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное пособие для студентов. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000г. и т.д.
Концепция правового государства и ее развитие.
Становление концепции правового государства.
Осуществление основных прав человека всеми лицами, которые проживают в определенной стране, может обеспечить прежде всего соответствующее государство: ведь только оно способно предоставить формальную (юридическую) общеобязательность тем условиям, которые позарез необходимы для использования каждым человеком его основных прав. И если государство максимальной мерой будет реализовывать такую способность, сделает это своей основной функцией, оно может считаться правовым. Итак, правовое государство - это государство реальных прав человека.
Правовое государство - это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечено максимальное осуществление, охрану и защиту основных прав человека. Именно такое государство есть одним из виднейших общечеловеческих политика юридических идеалов.
Концепция правового государства формировалась в истории, политико-правовой мысли, постепенно воплощая лучшие гуманистические достижения социальной теории и практики. При этом использовались отдельные положения, высказанные такими выдающимися мыслителями как Платон и Аристотель, Т. Гоббс и Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Ш.-Л. Монтескье.
Главным основателем указанной концепции целиком заслуженно считается выдающийся немецкий философ И. Кант (хотя сам он употреблял кое-что другое терминологическое выражение - «правовое государственное устройство»). Среди тех, кто поддерживал и развивал идею правового государства в конце XIX -- начала XX ст., были украинские ученые (в частности, М. И. Палиенко, С. Днестрянский, А. Малицкий, и д.р.
Понятно, что при таком положении дела, когда у государства в лице его разных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан - преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития государства сначала подвластные, потом граждане несли и несут всякие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за множество своих действий, включая самые катастрофические по своим следствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут
Представление о государстве как организации, которая осуществляет свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибой, Цицерон) старались проявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее умна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства
В период разложения феодализма, которое началось, идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящее начал попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни для того, чтобы набросать контуры идеального государства, которое наилучшим образом отвечает потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах преимущество отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и воли. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить права и свободы граждан.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, которая выражает его волю. Верховенство народа обуславливает волю, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной воли, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
В правовом государстве гражданин должен иметь ту же возможность принуждения господствующих к точному выполнению закона, которой владеет господствующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с делением власти на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляющуюся судом присяжным, избранным народом.
Философская концепция правового государства по Канту повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовании Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательное , так как оно содержит в себе признание всех других прав - прав личности, и общества. Сводя государство в абсолют, который стоит над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства способствует развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной действительности общество возникает раньше государства, а последнее является продуктом и результатом развития общества.
Государство, по Гегелю, это наиболее гибкая организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, которая представляет царство реализованной воли. Именно в государстве и через государство реализуются высшие моральные ценности человека.
Ценность гегелевских взглядов на государство заключается в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не настолько важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое моральное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.
Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отображения материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, определенные экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно может отразить в законах исторически сформированные взаимоотношения между людьми, которые отвечают данному социально-экономическому устройству. «Воля заключается в том, чтобы превратить государство из органа, который властвует над обществом, в орган, целиком этому обществу подчиненный».
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства сначала были поглощены требованиями революционного правосознания, а потом целиком исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийного аппарата, отмежевание этой власти от народа привели к полному возражению в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считала ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепцией государства. Инерция властного возражения и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные
Основные положения современной теории правового государства.
Непременно также нужно указать такой важный вопрос как исходные положения современной общей теории правового государства, а именно:
1) В единой, «связке»
права и государства первичным
является право как общее
2) Государство должно быть ограниченная именно таким правом. Оно связано не только законами, которые оно устанавливает а и общим социальным правом прежде всего в процессе законотворчества.
3) Самое главное назначение такого государства - обеспечить осуществление, охрану и защиту основных прав человека.
4) Представление о правовом
государстве решающей мерой
Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире.
Еще до нашей эры мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного первоисточника политических порядков. Правда взаимоотношения земных и небесных властителей трактовалась по-разному. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесной. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности.
В 1 тыс. году до нашей эры по мере развития общественного производства человечество делает первые шаги в сторону рационального самопознания. Первоначально древние мыслители лишь фиксировали существовавшее общественно-политическое устройство, не помышляя о его изменении. Затем некоторые из них стали задумываться над несовершенством социально-политического строя и предлагать пути его усовершенствования. Начинается теоретический поиск «идеального правления» Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. ? М., 2004. - С. 215..
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, согласно его учению, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться, прежде всего, моралью. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций все неполадки в жизни государства объяснял плохими нравами людей, а главной целью государства объявлял воспитание хороших нравов. Наиболее высокие требования он предъявлял к нравственному воспитанию правителей, указывая, что нравственность правящих определяет нравственность подданных История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. ? М., 2002. - С. 34..
Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в управлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Первоначально у эллинов тоже были мифологические представления о политике (Гомер, Гесиод). Но к VI-V вв. до н.э. они были вытеснены философскими методами познания, рационалистическими подходами, вершиной которых стали логико-понятийный анализ (Сократ, Платон), начала эмпирических (Аристотель) и исторических (Полиций) исследований Аристотель. Политика. - М., 2004. - С. 87..
Политические идеи Платона Афинского (427-347 гг. до н.э.) изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик государства, где царила бы полная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. ? М.: Логос, 2004. - С. 168..