Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:08, курсовая работа
Актуальность темы. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековье и современности. Вопрос типа - что такое правовое государство? Когда появилась эта идея и как она развивалась? Какие его основные признаки и черты? Каковы цели и назначения правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - или государством закона, справедливости, государством общего или благоденствия или же государством законности.
I. Введение.
II. Концепция правового государства и ее развитие.
Становление концепции правового государства.
Основные положения современной теории правового государства.
III. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире
IV . Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения
V. Развитие теории правового государства в современную эпоху
VI. Основные признаки правового государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Реальность прав личности.
Взаимная ответственность.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Паунда, Спенсера и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого, большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества. В завершении главы следует сказать, что политическая и правовая мысль на разных этапах развития государства, не стояла на месте, а только прогрессировала. Уже на раннем этапе модель идеального государства являлась большим шагом для создания учений, идей и дальнейшего построения правового государства и гражданского общества. И данный аспект я считаю очень актуальным на сегодняшний момент, так как нынешняя идея построения правового государства позаимствовала во многом некоторые особенности из учений различных мыслителей и политиков прошлых веков. И чтобы Российская Федерация являлась по-настоящему правовым государством, стоит обратить внимание на исторический аспект данного юридического понятия, чтобы не допустить прежних ошибок при его построении.
Основные признаки правового государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты воли людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные нужды общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон владеет высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны отвечать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют границы воли в жизненно важных сферах, предохраняют моральные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, и другие). Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.
В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективные общественные отношения, тенденции их развития и самообновление. Разного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс
Основной закон правовой государство - Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни.
Конституция - важнейший правовой и политический документ государства, характеризуют отдельные свойства, которые имеют определенную самостоятельность, но, взятые в совокупности, могут дать довольно полное представление о ней. Таких свойств несколько:
1. Верховенство конституции,
которое определяется ее
2. Программность. Кроме закрепления существующих общественных отношений, конституция может определять основные цели развития государства и общества, а также пути достижения этих целей, т.е. включать в себя программу дальнейшего развития страны, сформулированную в общих чертах. Такие программные положения, как правило, изложены в преамбулах конституций.
3. Нормативность, которая характеризует конституции как единый юридический документ, который состоит из правил (норм), которые определяют поведение государственных органов, общественных объединений, граждан и других субъектов.
4. Стабильность призвана
подчеркнуть стойкость
Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно отвечать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.
Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает крепкий режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе
Реальность прав личности.
В социально-политической жизни воля человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу воли, за границы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательство» государственной власти отвечает праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая воля превращается в право воли. Право становится общим масштабом и в равной мере воли. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешенное», - и наоборот: «Все, что не разрешено власти - ей запрещено».
Нужно отметить, что правовой характер воли индивида сказывается в разных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право воли воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства в его интересах:
- право на неприкосновенность личности
- право на свободу мысли и слова;
- социальная защита и обеспечения ;
- судебная защита;
Степень развития и гаранту обеспечения прав лица обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками
Взаимная ответственность.
Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих границах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Она берет на себя обязательства обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняя правую, государственные органы не могут поднимать его распоряжения и внесут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административное своеволие. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, правовая или криминальная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не поднимать границы свободы личности, отвечать за содеянное правонарушение.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно составляется в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех их, прежде всего, государства. Этим подчеркивается не отчужденность естественных прав человека в правовом государстве.
Заключение.
Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет изучали идею правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства - это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.
Таким образом, современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы.
Правовое государство является тем «идеальным типом» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Какие-то его черты уже давно реализованы в постиндустриальных странах, другие - в стадии воплощения, третьи - разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики, своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым государством может быть и президентская, и парламентская республики Ирхин Ю.В. Политология: учебник. - М.: Экзамен, 2006. - С. 56..
Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.
Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо, зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей.
Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
Правовое государство - такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете, - это социальный идеал, и в этом смысле этико-онтологические поиски оптимального жизнеустройства в известной степени оправданы, тем более что справедливость - категория скорее этическая, нежели социально-правовая.
Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.
Список литературы.