Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:08, курсовая работа
Актуальность темы. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековье и современности. Вопрос типа - что такое правовое государство? Когда появилась эта идея и как она развивалась? Какие его основные признаки и черты? Каковы цели и назначения правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - или государством закона, справедливости, государством общего или благоденствия или же государством законности.
I. Введение.
II. Концепция правового государства и ее развитие.
Становление концепции правового государства.
Основные положения современной теории правового государства.
III. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире
IV . Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения
V. Развитие теории правового государства в современную эпоху
VI. Основные признаки правового государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Реальность прав личности.
Взаимная ответственность.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.
Другой великий мыслитель Эллады Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия, полития) он считал те, при которых целью политики является общее благо, а неправильными (тирания, олигархия, демократия) - те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Аристотель высказал немало гениальных догадок. Так, залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан, высказывал идею верховенства закона, ввел понятие «естественного закона» и др.
Двухтысячелетняя история Римского государства - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввел понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. - 1989. - №2. С. 44..
Впервые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство. Раннехристианские богословы мало интересовались проблемами политики, считая, что нужно отдать «кесарю кесарево, а богу - богово». Однако к середине IV в. христианство становится государственной религией Рима, и христианская церковь начинает разработку собственных воззрений на политику. Одним из первых на нее обратил внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат «О граде божьем» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы свыше человеку за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Он верит, что «град земной», где любовь человека к себе доведена до презрения к богу, неизбежно сменится приходом «града божьего», где любовь к богу доведена до презрения человека к себе История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. ? М., 2002. - С. 76..
В завершении необходимо сказать, что учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской, но следует также отметить, что благодаря его данному учению образуются новые оппозиционные идеи, в которых большую роль сыграют права и законные интересы граждан.
Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения.
В период Средневековья в различных странах происходят политические процессы: первоначально создаются достаточно крупные, но слабо интегрированные монархии, которые затем распадаются на раздробленные политические образования, затем наступает фаза расцвета сословно-представительных монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий. Католическая: церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы этого периода. Политическая наука в руках церкви стала простой отраслью богословия, догматы религии приобрели форму законов. Шла постоянная борьба между духовной и светской властью, вопрос приоритета одной из них стал центральным вопросом политических доктрин. Обе стороны искали и находили аргументы в свою пользу в Священном писании. Политическая мысль Средневековья восприняла и продолжила развитие ряда идей античного периода (о государстве, его формах, о его естественном происхождении и др.).
Примером попыток соединения античных учений, в частности идей Аристотеля с христианскими догмами, была политическая теория Фомы Аквината (1226-1274 гг.). Блестяще образованный монах-ученый признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различение сущности, происхождения (формы) и использования государственной власти. Отношения господства и подчинения - сущность власти, такой порядок - от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия властей противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. Фома Аквинат вернул в научный оборот понятие «естественный закон» История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. ? М., 2002. - С. 86..
В XIV-XVI вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Ее деятели в различных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.
Великий флорентинец Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика не совместимы. Макиавелли фактически впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и в знаменитой книге «Государь» дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство. - 2003. - С. 167..
В XIV-XVI вв. по мере освобождения от татаро-монгольского владычества идет процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Монах псковского Елеазарова монастыря Филофей выдвигает доктрину «Москва - третий Рим», начинает складываться политическая идеология централизованного государства. На пути этого процесса стали амбиции православной церкви, отстаивавшей приоритет своей власти над властью московского князя. В XVI в. разгорелась идейно-политическая борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами». Идеолог «нестяжателей» Нил Сорский учил, что монахи должны стремиться к аскетизму, отказаться от земельной собственности, жить своим трудом. Сторонники монастырского землевладения и сильной власти церкви назывались «иосифлянами» (по имени лидера движения Иосифа Волоцкого). Московские цари Иван III и Василий III, будучи заинтересованными в секуляризации, оказывали определенную поддержку «нестяжателям», но были еще недостаточно сильны для решительного разрыва с монастырями. «Иосифлянам» удалось найти компромисс с царской властью: сохранение монастырского землевладения в обмен на признание приоритета светской власти История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. ? М., 2002. - С. 183..
В середине XVI в. назрел вопрос о создании централизованного русского государства. Первым эту задачу пытался осуществить Иван IV. Идейно-политическая борьба в обществе развернулась по поводу будущего государственного устройства, а также по поводу средств проведения этой политики. Князь А.М. Курбский выступил как сторонник сословно-представительной монархии. Он предусматривал ограничение царской власти боярской думой, осуждал массовый террор в отношении старых боярских и дворянских родов. Сторонником абсолютизма являлся И. Пересветов, призывавший царя не останавливаться перед репрессиями, опираться в своей борьбе против знати на дворянское войско. Пересветов был сторонником внешнеполитической экспансии России на восток и юг, предлагая, царю покорить Казанское ханство. Ивану IV не удалось до конца выполнить свою историческую задачу. Чудом, избежав утраты государственного суверенитета, Россия в XVII в. стала сословно-представительной монархией.
Век XVII в Европе начался голландской революцией. Знаменитый голландский мыслитель Г. Гроций (1583-1645 гг.) считается одним из создателей концепций «естественного права» и «общественного договора», которые становятся основой политических доктрин. Он считал, что существуют незыблемые естественные права человека, которые не могут быть изменены даже Богом: право быть свободным в своих действиях и убеждениях, право владения и распоряжения частной собственностью, равноправие с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности и др. Гроций понимает государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2007. - С. 235..
Итак, в завершении параграфа следует сказать, что политические учения Н. Макиавелли, Ж. Бодена и особенно Г. Гроция заложили основу для рационалистической политической мысли эпохи Буржуазных революций и начала Нового времени в Западной Европе.
Развитие теории правового государства в современную эпоху.
Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих особенно ХVIII-ХХ веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но, тем не менее, он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал, как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 316..
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. ? М., 2002. ? С. 507.. Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека». Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом» Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С. 48..
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор «Декларации Независимости США» Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи и общества» Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни». Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории». Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный» Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. ? М., 2004. - С. 224..