Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
Введение. с .3
Теории происхождения государства и права.
1) Теологическая теория с.4-7
2) Патриархальная. с.8
3) Договорная теория. с.9-15
4) Теория насилия. с.16-20
5) Психологическая теория. с.21-22
6) Расовая теория. с.23-24
7) Органическая теория. с.25-26
8) Материалистическая теория. с.27-28
Заключение. с.29
Примечание. с.30-31
Список используемой литературы. с.32
Первоначально
право складывалось как
Разумеется, богатеющая родовая
знать, правящая верхушка
Так,
в хорошо известных «
Аналогичное
закрепление в праве
Помимо
вышеизложенной доктрины
2. Патриархальная
теория происхождения
Патриархальная
теория исходит из того, что
государство происходит из
Государство,
по Аристотелю, является не только
продуктом естественного
Государственная
власть, по мнению сторонников
патриархальной теории, есть ничто
иное, как продолжение отцовской
власти. Власть государя, монарха
- это патриархальная власть
3.
Договорная теория (теория договорного
происхождения государства и
права) объясняет
Основой данной теории
Сторонники естественного
Гольбах, например, определял общественный
договор как совокупность
Классическое обоснование
Руссо считает, что в
Обосновывая
договорную теорию Руссо
Власть монарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит Полем Гольбахом ( 1723 - 1789 ) в его работе «Священная зараза или естественная история суеверия».
Выступая против широко распространенной в средние века идеи божественного происхождения власти королей, «являющихся представителями и подобием бога на земле», Гольбах пишет, что в практическом плане эта идея служила оправданием всемогущества, бесконтрольности властей, произвола монархов и их ближайшего окружения. «Гордость привилегированных людей, - отмечает автор, - получила в силу божественного права власть быть несправедливыми и повелевать другими людьми. Последние верят, что должны отказаться в пользу своих господ от собственного счастья, должны работать только на них, сражаться и погибать в их войнах. Они верят, что должны безусловно подчиняться желаниям самых сумасбродных и вредных царей, которых небо послало их в гневе своем.
Идея божественного
Далее Гольбах замечает, что « воля монарха заняла место разума». Прихоть монарха стала законом. Милость его стала мерилом уважения, чести, общественного почета. Воля монарха «определяла право и преступление, справедливость и несправедливость. Воровство перестало быть преступлением, если было дозволено монархом». Угнетение становилось законным, если совершалось от его имени. Налоги шли только на «безумные траты монарха на утоление аппетитов его ненасытных царедворцев».
Как же практически обстояло дело со свободой, справедливостью и с правом в тех странах. где господствовала теория божественного происхождения государства и права?
Отвечая на этот вопрос, Гольбах
писал, что свобода в этих странах
была запрещена монархом, « так
как стесняла его распущенность.
И подданные «скоро поверили, что
все разрешенное государем
Таким образом Гольбах сделал вывод в отношении идеи справедливости , государи, «обоготворенные религией и развращенные попами», в свою очередь, развращали души своих поданных, выносили «среди них борьбу интересов», уничтожали существовавшие между ними отношения, «делали людей врагами друг с другом и убивали в них нравственность».
Какую же роль при этом играло право? Было ли оно одинаково справедливо ко всем? Ответ Гольбаха однозначный: «Не было». Суровость закона, пишет он, существовала лишь «для жалкого народа», ибо «вельможи, фавориты, богачи, счастливцы не подлежали его строгому суду. Все мечтали только о чине, власти, титуле, сане и должности. Каждый стремился быть изъятым из-под гнета, для того чтобы угнетать других».Каждый желал получить возможность безнаказанно творить зло.
Таким образом, законодательство зависящее от «порочного двора», должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, «служили только для защиты богачей и вельмож от покушений со стороны бедняков и серых людей, которых тирания стремилась всегда держать в унижении и нищете».
Если бы нации, столь униженные в своих правах и собственных глазах, заявлял Гольбах, «способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть». Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали однако, бандитами, врагами и злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть».
Да и сами государи, рассуждал далее автор, если бы они способны были « запрашивать природу и свои истинные интересы», если бы они очнулись от опьянения, в которое приводит их фимиам, «воскуриваемый им служителями суеверия», они бы поняли, что «власть, основанная на согласии народов, на их привязанности, на их настоящих интересах, гораздо прочнее власти, опирающейся на иллюзорные притязания». Они бы нашли, что истинная слава состоит в том, чтобы сделать людей счастливыми , истинное могущество - в том, чтобы объединять их желания и интересы, истинное влечение - в деятельности, таланте.
Аналогичных взглядов на природу
власти, государства и права
Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Александр Радищев (1749-1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан».
Джон Локк (1632 - 1704) исходил
из того, что всякое мирное образование
государств имело в своей основе
согласие народа. Оговариваясь в известной
работе «Два трактата о правлении»
по поводу того, что «с государствами
происходит одно и то же, что и
с отдельными людьми: они обычно
не имеют никакого представления
о своем рождении и младенчестве»,
Локк вместе с тем обстоятельно развивал
идеи относительно того, что « объединение
в единое политическое общество»
может и должно происходить не
иначе, как посредством «одного
лишь согласия». А это, по мнению автора,
и есть «весь тот договор, который
существует или должен существовать
между личностями, вступающими в
государство или его
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права