Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
Введение. с .3
Теории происхождения государства и права.
1) Теологическая теория с.4-7
2) Патриархальная. с.8
3) Договорная теория. с.9-15
4) Теория насилия. с.16-20
5) Психологическая теория. с.21-22
6) Расовая теория. с.23-24
7) Органическая теория. с.25-26
8) Материалистическая теория. с.27-28
Заключение. с.29
Примечание. с.30-31
Список используемой литературы. с.32
Каутский также видит источник
государства во внешнем
Ссылаясь на пример
образования ряда стран Европы
и Азии, которые возникали, по
мнению ученого, не иначе, как
путем насилия, Л. Гумплович
делал окончательный вывод,
По мнению автора, «не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек, создается государство. Не отдельные личности и не семейства являются его основными частями». Только из различных «человеческих групп, из различных племен возникает государство и из них лишь состоит». Победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих».
Во внутренней и внешней вражде племен и заключается все дело, а не в чем-то ином. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л. Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать «главные основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые «мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству».
Таким образом, ни общественный
договор, ни божественное провидение,
ни «высшие» идеи, ни «известные потребности»
или «рационалистические и
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное! явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Какие последствия имеются
в виду? Прежде всего те, которые
ассоциируются с появлением рабства.
Последнее возникает, по мнению Л, Гумпловича,
не в силу прежде всего внутренних
причин, а затем уже внешних, как
это имеет место в истории,
а, наоборот, исключительно в силу
воздействия на общество (племя, народ,
нацию) извне, со стороны других сообществ,
племен, народов, в результате войн,
порабощения и закабаления
Пока не было института
рабства, пишет по этому поводу Л.
Гумплович, пока не хватало этого
первого условия для
Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из «схожих между собой единоплеменников», т.к. из «личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе», между ними нет вражды, войн, а следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же как неизбежный спутник вс6х завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.
Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над другими рассматривается и в качестве основных причин рабства. Что же касается естественноисторического процесса зарождения и развития данного института, то он или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй план.
Остается открытым также
вопрос о причинах и природе закабаления.
Захватнические войны, влекущие за собой
порабощение одних племен другими,
или, наоборот, расслоения общества институт
рабства порождал захватнические войны?
Ведь не следует забывать о том, что
сам характер захватнических войн,
порабощение одних племен и народов
другими практически стали
Другим далеко идущим социальным
последствием, которое ассоциируется,
по мнению сторонников теории насилия,
непосредственно с завоеванием
и порабощением, является возникновением
возникновение частной
По мере развития общества
государство племени
Согласно теории насилия
наряду с данными процессами развития
общества и государства протекает
также процесс дальнейшей эволюции
частной собственности. Она рассматривается
Л. Гумпловичем и его
Не оспаривая процесс
эволюции общества, государства и
собственности, следует обратить внимание
на спорность решения вопроса
о соотношении собственности
и власти. Исторический опыт не подтверждает
тезиса, выдвигаемого сторонниками теории
насилия, о том, что государственная
власть порождает частную
Можно по-разному относиться к научным исследованиям К. Маркса и Ф. Энгельса, а также к их философским обобщениям и выводам. Но не подлежит ни какому сомнению многократно подтвержденный самой жизнью их вывод, сделанный на примере Англии, о том, что собственность «правит аристократией». Именно она «дает возможность купцам и фабрикантам намечать депутатов для больших, а частью и для мелких городов; собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью подкупа». Почему это происходит? Потому, что «народ еще не осознал ясно существо собственности, потому, что он вообще еще, - по крайней мере в деревне, - духовно мертв и потому мириться с тиранией собственности». Частично данные выводы справедливы и для современной России.
Говоря о теории насилия
вообще и об учении Л. Гумпловича, в
частности, следует заметить, что
ее сторонники по разному характеризуют
исторически первые и современные
государство и право. Если раннее
государство и право Л. Гумплович
считал инструментами насилия, господства
одних над другими, закабаления
и угнетения, то более поздние
и современные ему
Развитие, по Гумпловичу, идет
по направлению все более
Теория насилия, равно
как ранее рассмотренная
Наряду с ними в мире
всегда существовали и существуют другие
довольно известные теории. Среди
них можно назвать , в частности,
патриархальную теорию, основателем
которой по праву считается
Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение ме6жду семьями и родами ради благой жизни».
Отвергать полностью теорию
Абсолютизируя роль насилия в
истории, данная теория не
5. Психологическая теория
Ее сторонники определяют
В действительности же
Государство - явление чрезвычайно
многогранное. Причины его возникновения
объясняются многими
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права