Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
Введение. с .3
Теории происхождения государства и права.
1) Теологическая теория с.4-7
2) Патриархальная. с.8
3) Договорная теория. с.9-15
4) Теория насилия. с.16-20
5) Психологическая теория. с.21-22
6) Расовая теория. с.23-24
7) Органическая теория. с.25-26
8) Материалистическая теория. с.27-28
Заключение. с.29
Примечание. с.30-31
Список используемой литературы. с.32
Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) и особенно в его знаменитом труде «Об Общественном договоре».
Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит по мнению Руссо, в том, чтобы !»найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Рассматривая государство
как продукт Общественного
Государство рассматривается Руссо как «условная личность», жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно Общественному договору, «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
Народ, рассуждает мыслитель,
не может лишить самого себя неотчуждаемого
права издавать законы, даже если бы
он этого и захотел. Законы всегда
являются актами общей воли. И никто,
даже государь, не может быть выше
их. Законами являются лишь такие акты,
которые непосредственно
Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издавна твердили, что «самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих поданных», однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки».
Власть, возникающая из любви
поданных, несомненно, наибольшая, но она
непрочна и условна. Поэтому «никогда
не удовлетворяются ею государи». Личный
интерес любых повелителей
Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не только к тому, что «расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи», но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое «приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный», как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. «Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Теория
общественного договора
Шершеневич писал, что
Примерно
с таких же позиций оценивает
договорную теорию Трубецкой.
Он утверждает, что «не общество
есть продукт свободного
А.И.
Денисов, будучи сторонником
Сторонники
других концепций
Несмотря
на то, что научность договорной
теории оценивалась достаточно
неоднозначно и противоречиво,
вплоть до полного отрицания
ее исторической
Сторонники
договорной теории различают
два вида права. Одно- естественное,
предшествующее обществу и
Понятие
естественного права включает
в себя представления о
Римские юристы наряду с
По мере развития человеческой
мысли данная теория также
совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она
активно использовалась в
Изложенные в их работах идеи
нашли закрепление в
Например в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.:
- каждый имеет право на жизнь ( Глава 2, ст.20 );
- на свободу и личную неприкосновенность ( ст.22 );
- каждому гарантируется свобода мысли и слова ( ст. 29 );
- каждый имеет право на труд и отдых ( ст.37 ).
В цивилизованном обществе нет
оснований для
Основатели и продолжатели
4.Теория насилия принадлежит
к числу относительно новых
теорий государства и права.
Идейные истоки этой теории
зародились еще в эпоху
Наиболее характерные черты
Австрийский социолог и
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права