Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:28, контрольная работа
Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала.
Изучение процесса происхождения государства имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.
Введение……………………………………………………………………….2
1 Основные теории происхождения государства …………….…………….4
2 Теологическая теория происхождения …………………………8
3 Государственное регулирование международного кредита……………12
4 Международные валютно-кредитные организации……………………..15
5 Россия в системе международных кредитных отношений……………...18
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованных источников………………………………………. 24
- в случае нарушения
государством своих
Однако, недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство
не возникло на основе
- сам по себе общественный
договор между всеми членами
общества маловероятен в силу
различия интересов и слишком
большого числа жителей
- общество воспринимается
одномерно, как единое целое,
в то время как в реальной
действительности оно
Теория насилия объясняет
Представитель теории насилия
К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что
рабство возникает из войны с
чужими общинами, племя победителей
подчиняет себе племя побежденных,
присваивает себе их землю и затем
принуждает побежденное племя работать
на победителей, платить им дань или
подати. Возникает и аппарат
1)"Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из примеров образования ряда государств Европы (раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, следует считать, что государство возникает в ходе "естественного отбора" (борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых; при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные- "класс рабочих и служащих"; "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство". С этих позиций оправдывается и полагается закономерной всякая система господства и государственного подчинения угнетаемых классов, рас и наций.
2) По К.Каутскому. Поскольку
в буржуазном обществе рабочий
добровольно заключает договор
с капиталистом-
Насилие выражалось,
как правило, в присвоении
- сбор дани дружинниками;
- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
- иные формы насилия.
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Органическая теория. Была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Г.Спенсером (1820 – 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.
Г.Спенесер использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, он считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму. Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
Суть органической теории
в том, что государство возникает
и развивается подобно
- люди образуют государство, как клетки – живой организм;
- государственные институты
подобны частям организма:
- между государствами,
как в живой среде, идет
Достоинствами органической теории является следующее:
- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
- оригинальность теории.
Недостатки органической теории:
- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
- сильное влияние дарвинизма;
- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Психологическая теория
Основоположником
Психологическая теория сводит
основные причины возникновения
государства и права к тем
или иным свойствам психики людей,
к биопсихическим инстинктам и т.д.
Суть данной теории состоит в утверждении
психологической потребности
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются:
- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
- желание сильных
индивидуумов общества
- способность сильных
личностей оказать
- желание отдельных
членов общества не
Авторы теории
считают, что предшественницей
государственной власти
Достоинства психологической
теории: отчасти она справедлива.
Стремление к общению,
Марксистская теория (экономическая, классовая)
Возникла в середине ХIХ в. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Марксистская теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Информация о работе Основные теории происхождения государства