Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала.
Изучение процесса происхождения государства имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1 Основные теории происхождения государства …………….…………….4
2 Теологическая теория происхождения …………………………8
3 Государственное регулирование международного кредита……………12
4 Международные валютно-кредитные организации……………………..15
5 Россия в системе международных кредитных отношений……………...18
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованных источников………………………………………. 24

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

- в случае нарушения  государством своих обязанностей  народ может разорвать общественный  договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для  того времени право народа  на восстание, говоря современным  языком - право менять власть, если  она перестала выражать интересы  народа.

Однако, недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная  действительность; зачастую государства  возникали другими путями - войнами,  насилием и при наличии иных  условий;

- ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и  правителями;

- сам по себе общественный  договор между всеми членами  общества маловероятен в силу  различия интересов и слишком  большого числа жителей государства,  физически неспособных знать  и учитывать интересы друг  друга;

- общество воспринимается  одномерно, как единое целое,  в то время как в реальной  действительности оно разделено  на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие  разные интересы и враждебные  друг другу.

 

 

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).     При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Представитель теории насилия  К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что  рабство возникает из войны с  чужими общинами, племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем  принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или  подати. Возникает и аппарат принуждения  для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович. Теория насилия в конечном итоге сводилась к двум практическим выводам:

1)"Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из примеров образования ряда государств Европы (раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, следует считать, что государство возникает в ходе "естественного отбора" (борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых; при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные- "класс рабочих и служащих"; "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство". С этих позиций оправдывается и полагается закономерной всякая система господства и государственного подчинения угнетаемых классов, рас и наций.

2)  По К.Каутскому.  Поскольку  в буржуазном обществе рабочий  добровольно заключает договор  с капиталистом-предпринимателем, буржуазное  государство не принуждает рабочих  и трудящихся в целом продавать  свою рабочую силу,  поэтому  такое государство является демократическим,  свободным и выражает волю  всего народа. Революция, полагал  Каутский, закономерна в борьбе  против феодального государства,  но она не нужна при наличии  буржуазного государства.

     Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных  благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных  королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян  и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

     В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

    Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

 

Органическая теория. Была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Г.Спенсером (1820 – 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Г.Спенесер использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, он считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму. Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

Суть органической теории в том, что государство возникает  и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство,  как клетки – живой организм;

- государственные институты  подобны частям организма: правители  – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы  – кровеносной системе, которая  обеспечивает деятельность организма,  рабочие и крестьяне (производители)  – рукам, низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают  его жизнедеятельность), а господствующие  классы — внешние (оборона,  нападение) и т. д.;

- между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные  (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. – IV в. н. э. – Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. – США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является следующее:

- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

- оригинальность теории.

Недостатки органической теории:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

 

Психологическая теория

Основоположником психологической  теории возникновения государства  считается польско-российский юрист  и социолог Л. И. Петражицкий (1867 – 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Профессор Л.И. Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Психологическая теория сводит основные причины возникновения  государства и права к тем  или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении  психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость  создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях  о государстве и праве. Он исходил  из существования первоначальной орды, деспотический глава которой  был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Согласно мнению сторонников  психологической теории государство  возникло благодаря особым свойствам  психики человека. Под этими свойствами подразумеваются:

   - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

   - желание сильных  индивидуумов общества повелевать  над другими людьми;

   - способность сильных  личностей оказать психологическое  воздействие на массы и подчинить  их своей воле;

   - желание отдельных  членов общества не подчиняться  обществу и бросить ему вызов  - сопротивляться власти, совершать  преступления и т. д. - и необходимость  их обуздания.

     Авторы теории  считают, что предшественницей  государственной власти являлась  власть верхушки первобытного  общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их  особой психологической энергии,  с помощью которой они влияли  на остальных членов общества.

    Достоинства психологической  теории: отчасти она справедлива.  Стремление к общению, доминированию,  подчинению действительно свойственны  человеческой психике и вполне  могли оказать влияние на процессе  образования государства.    Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает  другие факторы, благодаря которым  возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и  др.

 

Марксистская  теория (экономическая, классовая)

Возникла в середине ХIХ в. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Марксистская теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Информация о работе Основные теории происхождения государства