Основы конституционного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования.hello
Целью данной дипломной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Задачами дипломной работы является изучение конституционализма в дореволюционной России, изучение и раскрытие понятия конституционного строя и его основных положений, закрепление конституционного строя в Конституции РФ, анализ политических, экономических и духовных основ конституционного строя России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2
I. Понятие конституционного строя о его основные положения……….. 5
II. Политические основы конституционного строя …………………….....10
Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское, социальное государство.
Федеративная форма государственного устройства и республиканская форма правления РФ.
III. Экономические основы конституционного строя РФ…………………25
Заключение……………………………………………………………………28

Список используемой литературы……………………………………….......31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 71.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

      Введение……………………………………………………………………...2

I. Понятие конституционного строя о его основные положения……….. 5

II. Политические основы конституционного строя …………………….....10

Российская Федерация  – демократическое, правовое, суверенное, светское, социальное государство.

Федеративная  форма государственного устройства и республиканская форма правления  РФ.

III. Экономические основы конституционного строя РФ…………………25

      Заключение……………………………………………………………………28

 

     Список используемой литературы……………………………………….......31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое государство характеризуется  установленными чертами, в которых  выражается его специфика. Оно может  быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и  т. д. Совокупность этих черт позволяет  говорить об обусловленной форме, определенном способе организации государства  или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным  строем. Таким образом, конституционный  строй – это форма организации  государства, зафиксированная в  его конституции.

Oднако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное в частности в конституции Российской Федерации и относится не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Из этого можно сделать  вывод, что конституционный строй  – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его  праву и характеризует как  конституционное государство1.

В демократическом конституционном  гoсударстве общество функционирует одновременно и как управляемая государствoм, и как саморегулирующаяся система, а конституционное гoсударствo – как управляющая система, котoрая в то же время нахoдится в зависимости oт саморегулирующегося гражданского oбщества и его потребнoстей.

В основу концепции конституционного строя РФ в действующей Конституции  России положены великие гуманистические  идеи, исходящие из незыблемости и  неотчуждаемости прав и свобoд человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго государства. Гoсударство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

Пoскольку конституционный строй РФ включает целую систему общественных отношений складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли Российского права и законодательства. Данное правовое явление приобретает едва ли не приоритетное значение. Следовательно возрастает роль отраслей права, регламентирующих его.yh

Ведущее место среди  правовых норм, регламентирующих конституционных  строй России, принадлежит нормам Конституции РФ. Это обусловлено  тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Огромное значение Конституции в жизни  всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе  вызывают необходимость проведения в данной работе всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания2. Hello 

Главную роль играют нормы, закрепляющие основные устоя российского  конституционного строя, в которых  находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье  демократических стран.     В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают России характер конституционного государства3. hello

Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. hello

Конституционная форма  закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. hello

Закрепленные в Конституции  основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования  государственной и общественной жизни России. hello

Цели и задачи исследования.hello

Целью данной дипломной  работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя  и его основ, уяснение его роли в современном обществе.

Задачами дипломной работы является изучение конституционализма в дореволюционной России, изучение и раскрытие понятия конституционного строя и его основных положений, закрепление конституционного строя  в Конституции РФ, анализ политических, экономических и духовных основ  конституционного строя России.

Методологическая основа исследования

Раскрывая данную тему необходимо прибегнуть к историческому методу, методу анализа и сравнительного правоведения. Работа, возможно, расширит область знаний в системе отраслей права, изучающих такое правовое явление как конституционный  строй4. Hello

 

I. Понятие конституционного строя РФ и его основные положения

В современной  науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие  конституционный строй. Оно фиксирует  строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых  строй государства не является конституционным5.        Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки6. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя. О.Е.Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву; Н.А.Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами. Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции. Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом7.         Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И - в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.          Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику. Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой8.    В   понятие   основ   конституционного   строя   входят   закрепленные конституцией  характеристики  государства.  Статья 1   Конституции   России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое,  федеративное, правовое  государство  с  республиканской   формой   правления.   Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 – как светское. Характерная особенность основ конституционного строя  состоит  в  том, что они  составляют  первичную  нормативную  базу  для  остальных  положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно  - правовых  актов  Российской  Федерации.  Это  означает,  что  другие   главы Конституции содержат  нормы,  которые  направлены  на  дальнейшее  развитие, конкретизацию  основ   конституционного   строя.   В   них,   в   частности, устанавливается  компетенция  органов  государственной   власти   Российской Федерации, порядок принятия ими  властных  общих  нормативно  -  правовых  и индивидуальных решений, формулируются  права и  обязанности  граждан,  иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии  реализации  основ конституционного строя.      В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она  закреплена  -  в  Конституции,  законах  Российской  Федерации,  указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства,  не  может противоречить  основам  конституционного  строя.  В  случаях  несоответствия каких-либо  норм  основам  такие  нормы  признаются   неконституционными   и утрачивают   силу.   Равным   образом   не   могут   противоречить   основам конституционного строя действия и решения должностных  лиц,  государственных органов, граждан и их объединений.           В тех случаях,  когда  в  действующих  законах  и  иных  нормативно  -правовых  актах  отсутствуют  необходимые   нормы   или   они   противоречат Конституции,  гражданин  вправе  реализовывать  свои  права,  руководствуясь нормами  Конституции,  и  в  первую  очередь  положениями,  устанавливающими основы конституционного строя,  ибо  принцип  прямого  действия  Конституции непосредственно закреплен ст. 159.    Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1.регламентирующих деятельность государства и его органов;

2.определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3.закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.              Главное внимание   необходимо   уделить   принципам   организации   и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества,  их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.   Основы конституционного строя закрепляют  форму  Российской  Федерации как государства, устанавливают источник  государственной  власти  и  способы осуществления народовластия, определяют  пространственные  пределы  действия суверенитета   Российской   Федерации.    Формулируются    также    принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается  круг  органов, осуществляющих  государственную  власть  в   Российской   Федерации.   Особо выделяется  ст.  7,  согласно  которой   социальная   политика   государства возводится  в  ранг  конституционной   основы,   гарантирующей   обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо  от  его рода занятий и деятельности.    Государство утрачивает свое безраздельное господство  в политической системе общества. Основы  конституционного  строя закрепляют  в Российской Федерации идеологическое  и политическое   многообразие,   в   том   числе многопартийность.     Каждой     партии     предоставляется      возможность беспрепятственно   действовать,   разрабатывать    собственную    идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов  в свои ряды 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Политические основы конституционного строя

Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское, социальное государство.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции РФ (ст.3) указывается, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный  народ. Это означает, что Россия провозглашается  государством народовластия. Каждая из двух категорий “народ” и “власть” составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление  и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово  “народ” отождествляется с понятием “граждане” и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества11.

Государственная власть не совпадает непосредственно с  населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется  функции государства. Государственный  аппарат объединяет все государственные  органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Как уже отмечалось, Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в  Российской Федерации. “Никто не может  присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону”12. Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. “Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы” (ст.3). Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”, референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации13.

Информация о работе Основы конституционного строя