Федеративная форма государственного
устройства РФ и республиканская
форма правления.
Устройство
территории государства принято называть
государственным устройством - это территориальная
организация государства, характеризующаяся
определенной формой правовых отношений
между государством в целом и его частями,
связанной с их правовым статусом.
По
форме государственного устройства все
государства делятся на две группы - унитарные
и федеративные.
Унитарным считается
государство, не имеющее в своей
внутренней территориальной структуре
других государств. В этом смысле
унитарное государство принято
называть простым государством.
Унитарные государство делится,
как правило, лишь на административно-территориальные
единицы (районы, города, сельские
поселения), из которых складывается
его административно-территориальное
устройство. Административно-территориальные
единицы не наделяются собственным
правовым статусом. Им обладают
лишь управляющие ими органы
государственной власти либо
местного самоуправления. Поскольку
унитарное государство не имеет
в своем составе других государств
для него характерны одна конституция,
один высший орган законодательной, один
высший орган исполнительной, одна система
высших судебных органов, единственное
гражданство.
Федерация - это
объединение двух или нескольких
государств в одно новое государство.
Таким образом, федеративное государство
является сложным государством,
в состав которого входят другие
государства. Следует сказать,
что объединяясь, государства
не обязательно образуют федерацию.
Они могут образовать и конфедерацию,
т.е. международно-правовое объединение,
в отличие от федерации, которая
представляет собой союзное государство,
которое обеспечивает государственное
единство всех входящих в его
состав государств, сохраняя за ними определенную
политико-правовую самостоятельность24.
Россия
не является федерацией, созданной
как объединение нескольких государств.
Она была образована в результате
создания в её составе ряда
автономных государств и автономных
национально-государственных образований
народов, населяющих территорию
России. Эти государства, а также
национально-государственные образования
и были признанны её субъектами.
Порядок образования Российской
Федерации свидетельствует о
том, что с момента своего
возникновения эта федерация
носила конституционно-правовой
характер, поскольку она была
создана не в результате заключения
договора между её субъектами,
а на основе того, что её
провозгласила Конституция. В
настоящее время Российская Федерация
имеет в своем составе три
вида субъектов - государства
в составе РФ, преобразованные,
как правило, из бывших автономных
республик; государственно-территориальные
образования - края, области и
города федерального значения; национально-государственные
образования - автономная область
и автономные округа.
Принципы
федеративного устройства России
государственная целостность Российской
Федерации; единство системы государственной
власти; разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной власти
РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; равноправие
и самоопределение народов РФ;
равноправие субъектов РФ во
взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти.25
Являясь
суверенным государством, РФ самостоятельно
устанавливает форму правления,
представляющую собой организацию
высших органов государственной
власти и порядок их образования.
В Конституции РФ установлена
республиканская форма правления.
Её главным, определяющим признаком
является выборность и сменяемость главы
государства. Республиканской форме правления
присуща демократия, а демократии - республиканская
форма правления. Демократия республиканского
типа служит этой равной свободе, способствует
её подъему и развитию, включая равномерно
распределяемые социальные блага, равные
выборы, равный доступ к государственным
должностям, образованию, к собственности,
к участию в формировании политической
воли, а также правовой организации сил,
претендующих на правительственную власть.26
России
свойственна президентско-парламентская,
или, как иногда её называют в юридической
литературе, ”полупрезидентская” республиканская
форма правления. При этой форме правления,
во-первых, президент избирается всеобщим
голосованием (в чем отличие от парламентской
формы), во-вторых, он располагает собственными
прерогативами, позволяющими ему действовать
независимо от правительства, в-третьих,
наряду с президентом действуют председатель
правительства и федеральные министры,
образующие правительство, в определенной
мере ответственное перед парламентом
(в чем её отличие от президентской формы).
Именно перечисленные признаки и характеризуют
РФ как “полупрезидентскую”.
III.Экономические
основы конституционного строя
Конституция РФ закрепляет принцип
экономической свободы (рыночной экономики)
в государстве как основы конституционного
строя. В закреплении этого принципа
видна либеральная направленность
российской Конституции в отличие
от прежних конституций советского
периода. Важнейшие стороны принципа
экономической свободы сформулированы
в ст. 8 Конституции РФ:
1) единство экономического пространства
и свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств.
Этот принцип означает, что внутри
территории Российской Федерации
не допускается установление
каких-либо границ или иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых
средств (ст. 74 Конституции РФ). В
соответствии со ст. 74 Конституции
РФ ограничения перемещения товаров
и услуг могут вводиться в
соответствии с федеральным законом,
если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и
здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей. Такие
ограничения вводятся в случае,
например, чрезвычайного экологического
бедствия в соответствии с
Законом «06 охране окружающей
природной среды». Введение ограничений
свободного перемещения финансовых
услуг вообще не допускается;
2) поддержка конкуренции - один
из основополагающих принципов
рыночной экономики. Поддержка
конкуренции обеспечивается предоставлением
субъектам предпринимательской
деятельности равных прав и
возможностей в сфере гражданского
оборота, а также ограничением
монополистической деятельности
на рынке. Регулирование прав
предпринимателей в России осуществляется
Гражданским кодексом, а регулирование
ограничения монополий - Законом
Российской Федерации от 22 марта
1991 г. «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
на товарных рынках». Закон, в
частности, запрещает действия субъектов,
доминирующих на рынке (соглашения между
субъектами, доминирующими на рынке), и
действия со стороны органов государственной
власти (в том числе принятие актов), которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих
субъектов, создают дискриминирующие
или благоприятствующие условия деятельности
отдельных хозяйствующих субъектов, если
такие акты или действия имеют или могут
иметь своим результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов
других хозяйствующих субъектов или граждан;
3) свобода экономической деятельности.
Это собирательный принцип, означающий
применение диспозитивного метода
в регулировании хозяйственной
деятельности предпринимателей. Предпринимательской
является деятельность, осуществляемая
на свой риск. Государство, его
органы не вправе вмешиваться
в предпринимательскую деятельность,
устанавливать какие-либо планы,
директивы и т. п. Регулирование
предпринимательской деятельности
осуществляется двумя основными
путями: во-первых, через гражданское
законодательство, закрепляющее юридические
формы экономических отношений,
и, во-вторых, через финансовое
законодательство, устанавливающее
налоги на доходы от предпринимательской
деятельности и иные объекты
налогообложения;
4) многообразие и равная защита
форм собственности. В Конституции
Российской Федерации, в отличие
от прежних конституций, устанавливается
равенство всех форм собственности,
коих выделяется три: частная,
государственная и муниципальная.
Конституция РФ допускает также
«иные формы собственности», однако
других видов собственности нет.
Кроме того, государственная и
муниципальная собственность могут
быть объединены под названием
«публичная собственность» - собственность,
принадлежать всему народу (государственная
собственность) или населению
определенных территорий (муниципальная
собственность), при этом правомочия
собственника осуществляются государственными
или муниципальными органами. Субъектами
частной собственности могут
быть физические лица (граждане,
иностранцы) и юридические лица (коммерческие
и некоммерческие организации)27.
Равенство
форм собственности означает их равный
правовой режим, равное содержание права
собственности независимо от ее формы.
Не допускается установление каких-либо
ограничений или благоприятствований
для той или иной формы собственности.
Равная защита всех форм собственности
выражается в их одинаковой защите
нормами гражданского, уголовного,
административного права. При конкуренции
субъектов права государственной
и частной собственности не допускается
предпочтение какого-либо из них28.
Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет
землю и другие природные ресурсы
как объекты права собственности.
Устанавливается, что данные объекты
могут находиться на праве собственности
во всех ее формах. Вместе с тем ч.
1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения
правового режима собственности на землю
и природные объекты. Данная норма устанавливает
условие осуществления собственности
на эти объекты: земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. В качестве «народов, проживающих
на соответствующей территории» Конституция
РФ прежде всего имеет в виду коренные
малочисленные народы, пользующиеся особой
охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность
на землю и другие природные ресурсы ограничена
также необходимостью воздерживаться
от нанесения ущерба окружающей среде
(ст. 36 Конституции РФ)29.
Заключение
Конституционный строй является одним
из фундаментальных понятий в
науке государственного права. Это
объясняется тем, что в конституционном
строе выражена сущность государства
и следовательно, он определяет содержание
таких институтов права как конституционные
права, свободы и обязанности граждан,
раскрывающие взаимоотношения между государством
и личностью, национально-государственное
устройство, избирательная система и избирательное
право, система и принципы организации
и деятельности государственных органов30.
Таким образом, под конституционным
строем понимают совокупность политических,
экономических, социально-правовых отношений
устанавливаемых и поддерживаемых
Конституцией и другими законодательными
актами Российской Федерации. Отличие
данного понятия от государственного
строя состоит в том, что конституционный
строй, как следует из самого названия,
основан на конституции, его признаками
являются принципы разделения властей,
суверенитета, неотчуждаемости прав и
свобод граждан, в то время как государственный
строй может и не иметь указанных признаков.
Одним из первых в Конституции отражен
принцип разделения законодательной исполнительной
и судебной властей, их взаимодействия
в процессе управления экономикой и обществом,
установлен порядок осуществления определяющих
государственных функций при главенствующей
роли Президента России. Это чрезвычайно
важно, так как в стране временами наблюдается
несогласованность действий и даже противостояние
ветвей и органов государственной власти.
Благодаря тому, что этот принцип закреплен
в Конституции и что в ней определены,
установлены полномочия высших органов
управления, дается в определенной степени
сгладить противоречия и предотвратить
нарастание напряженности, обеспечить
устойчивое функционирование государственной
машины управления31.
Однако, основы конституционного строя
закреплены в Конституции РФ, которая
определяет главные черты государственного
и общественного строя. Эти положения
чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной
важности нуждаются в особой защите.
Это нашло свое выражение в
Основном законе, который не допускает
пересмотра парламентом этих положений.
Данное конституционное установление
дает стабильность Конституции и
конституционному строю.
В любом обществе существуют необычайно
многообразные общественные отношения:
политические, экономические, национальные,
трудовые, финансовые, моральные, нравственные,
религиозные и многие другие. В результате
развития общества и без того широкий
круг этих отношений продолжает расти,
а сами отношения все более усложняются.
Эти неумолимо наступающие изменения
в структуре и взглядах общества, а также
неизбежный прогресс, появление новых
политических партий, перемены в составе
органов власти, трансформация названий
субъектов Федерации порождают стремление
пересмотреть положения касающиеся конституционного
строя, совершенствовать их. Выявляются
и слабые места или даже недостатки, а
то и пороки старой Конституции, препятствующие
нормальному функционированию государства
и общественной системы, ущемляющие права
и свободы граждан. Следовательно, думается,
необходимо рассмотреть перечень субъектов,
которым дано право ставить вопрос об
изменении или пересмотре положений Конституции,
включив туда граждан РФ. А права и свободы
граждан являются не менее важным принципом
конституционного строя. В этом институте
закрепляются взаимные права и обязанности
государства и личности в отношении друг
к другу. Вместе с тем личность в любом
демократическом государстве является
кардинальной политической и правовой
категорией32.
Именно она составляет основу общества
и государства, именно ее активное воздействие
на государство определяет всестороннее
развитие, характер и правовую природу
государства.
На основании вышеизложенного представляется
возможным сделать следующий вывод. Конституционный
строй и его основы имеют принципиально
важное значение для существования государства
и общества. Закрепление данного положения
в Конституции РФ является гарантом стабильности.
Однако, ясно, что непосредственно применить
положения Конституции для регулирования
любого процесса не представляется возможным,
иначе можно было бы ограничиться одной
только Конституцией, и не принимать других
законов. Положения Конституции РФ носят
общий характер, поэтому необходимо более
широкая их детализация и интерпретация
в законодательных актах более низкого
уровня. Разумеется, высказанные в данной
работе суждения не претендуют на исключительность,
а поднятые вопросы не являются исчерпывающими.