Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:29, контрольная работа
Цели и задачи исследования.hello
Целью данной дипломной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Задачами дипломной работы является изучение конституционализма в дореволюционной России, изучение и раскрытие понятия конституционного строя и его основных положений, закрепление конституционного строя в Конституции РФ, анализ политических, экономических и духовных основ конституционного строя России.
Введение……………………………………………………………………...2
I. Понятие конституционного строя о его основные положения……….. 5
II. Политические основы конституционного строя …………………….....10
Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское, социальное государство.
Федеративная форма государственного устройства и республиканская форма правления РФ.
III. Экономические основы конституционного строя РФ…………………25
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………….......31
Под выборами понимается участие
граждан в осуществлении
Одним из основополагающих
принципов демократической
В Российской Федерации
принцип разделения властей впервые
был провозглашен в Декларации о
государственном суверенитете РСФСР.
В апреле 1992 года этот принцип был
внесен в Конституцию (Основной Закон)
Российской Федерации - России в качестве
одной из незыблемых основ конституционного
строя России (ст.1). Разделение властей
- не застывшее состояние
Россия является
правовым государством (ст.1). Идея
правового государства имеет
многовековую историю. Она
Суверенитет государства
- это свойство государства
Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права»16. Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. В ст.14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Такая форма взаимоотношений установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной или господствующей. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская. Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример - Ватикан. Как светское государство РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и “никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”17.
Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Российской Федерации, должно стремиться лишь к Максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство госу- дарства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом18.
Возможность человека зарабатывать,
естественно, предполагает прежде всего
наличие работы. В социальном государстве,
как правило, закрепляется в связи с этим
право на труд. В Конституции Российской
Федерации содержится лишь право «свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию».19
Разумеется, такое положение в полной
мере обеспечивает свободу труда, однако
оно ставит под сомнение важнейшее требование
социального государства, согласно которому
каждый человек должен заботиться о получении
трудового дохода для удовлетворения
своих потребностей. Правда, ситуация
несколько облегчается наличием в Конституции
Российской Федерации права на защиту
от безработицы. Личная ответственность
каждого за его собственное благополучие
неразрывно связана с семьей. Семья является одним из устоев
общества. Она важнейший компонент общества,
связывающий его с государством. Семья
всегда была и остается одним из главных
факторов совершенствования общества,
полноценного воспитания новых поколений
граждан. Повышение социального потенциала
семьи, ее активности во всех сферах жизни
общества, укрепление брачно-семейных
отношений – все это имеет непосредственное
отношение к социальному развитию страны,
к полному использованию ее возможностей. Социальный
потенциал семьи – это ее возможный вклад
в жизнедеятельность и развитие общества,
ее роль в решении стоящих перед ним задач.
Социальный потенциал выражается в хозяйственно-экономических
и духовно-психологических функциях семьи. Семья
одинаково важна и для общества, и для
государства. Значит, семья, материнство,
отцовство, детство должны находиться
под защитой и общества, и государства
как в правовом, так и в социальном плане.
Именно поэтому социальное государство
в тех случаях, когда работающие в семье
не могут заработать для удовлетворения
ее определенных потребностей, несет особую
ответственность за доступность для таких
семей жизненно важных благ, включающих
продовольствие, жилье и т.д. Следует отметить,
что в условиях демократии социальное
государство предоставляет широкий простор
любым общественным силам, которые желают
оказывать помощь социально необеспеченным.
Например, в Конституции Российской Федерации
указывается, что в стране поощряются
«создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность».
Наиболее характерные черты
социального государства
3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.
4. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным прежде всего увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, в общем составе населения, а также инфляционными явлениями. Следует сказать, что в любом демократическом государстве между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства23. В результате не снижается острота проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В стране последовательно усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. Оно носит к тому же стихийный характер, поскольку воздействие на него со стороны государства малозаметно. Структурная перестройка, конверсия оборонных производств, банкротства обостряют и без того сложную ситуацию с занятостью населения. Из-за почти полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. Становится традицией массовая практика несвоевременной выплаты заработной платы и пенсий, что грубо нарушает неотъемлемые права граждан. Постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения. В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем рассмотренным направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России.