Особенности развития государства и права в станах средневекового Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

Право средневекового Востока занимает особое место в истории права и представляет собой уникальную и интереснейшую по своим особенностям историческую модель права. Интерес к изучению государства и права Востока и его актуальность обусловлены, прежде всего, тем, что эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Целью данной работы является рассмотрение особенностей, характерных именно для государства и права Востока периода средневековья. В связи с поставленной целью можно определить следующие задачи:
охарактеризовать средневековое государство Индии;
охарактеризовать средневековое государство Китая;
охарактеризовать средневековое государство Японии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государство и право средневековой Индии 4
1.1. Периодизация истории государства и права Индии 4
1.2. Государственный строй средневековой Индии 5
1.3. Развитие правовых отношений 6
Глава 2. Государство и право средневекового Китая 8
2.2. Государственный строй 9
2.3. Право средневекового Китая 11
Глава 3. Государство и право Японии в средние века 14
3.1. Периодизация истории государства и права Японии 14
3.2. Государственный строй Японии в VI- XII вв 15
3.3. Право средневековой Японии 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Особенности развития государства и права в странах средневековаго востока.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Право средневекового Востока занимает особое место в истории права и представляет собой уникальную и интереснейшую по своим особенностям историческую модель права. Интерес к изучению государства и права Востока и его актуальность обусловлены, прежде всего, тем, что эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей, характерных именно для государства и права Востока периода средневековья. В связи с поставленной целью можно определить следующие задачи:

  • охарактеризовать средневековое государство Индии;
  • охарактеризовать средневековое государство Китая;
  • охарактеризовать средневековое государство Японии.

Тема особенностей развития государства и права в странах средневекового Востока является достаточно изученной и исследованной современными учеными и историками. Истории государства и права зарубежных стран, в том числе стран Востока, посвящено большое количество трудов доктора юридических наук, профессора О.А. Жидкова и доктора юридических наук, профессора Н. А.Крашенинниковой.

 

Глава 1. Государство и право средневековой Индии

 

1.1. Периодизация  истории государства и права  Индии

Первый период. Начало средневековой истории Индии в V-VII вв. не связано с кардинальными переменами в политических отношениях. В III в. в Индии существовало множество мелких государственных образований, стоящих на разных ступенях социального и политического развития. В начале IV в. происходит возвышение династии Гуптов и появляется со временем крупное государство. Империя Гуптов не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю – далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Сохранились различные формы самоуправления – деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения и т.д. В городах всеми муниципальными делами ведали купеческие гильдии и ремесленные корпорации.

Административные должности зачастую занимали представители местной знати. Серьезно ослабляла Гуптскую державу отсутствие четкого порядка престолонаследия. Почти каждая смена правителя вызывала при этом междоусобную борьбу между его сыновьями. В конечном итоге междоусобица привела к раздробленности. На смену империи Гуптов приходит временное крупное государственное образование – империя Харши (VII в.). Она просуществовала всего 40 лет.

Второй период. На рубеже XII-XIII вв. в северную часть Индии вторгаются мусульманские завоеватели, которые на завоеванных территориях образовали новое государство Делийский султанат (1206-1526 гг.). Делается попытка преодолеть индийский правовой партикуляризм и государственную раздробленность. В Делийском султанате наряду с мусульманскими порядками утверждаются исламские разновидности пожалованного условного владения (икта) и некоторые новации в размере налогообложения. Вместо доисламской шестой доли дохода стали платить его четвертую, третью и даже половинную долю. Эти новшества реализовывались при опоре на грамотных и опытных администраторов.

Третий период. В 1526 г. в Индию вторгается  Бабур из династии Тимуридов, выходец из Средней Азии, в прошлом правитель Ферганы, затем Кабула. Бабур вошел в историю как основатель империи Великих моголов в Индии (1526 – 1707 гг.). Его правление было кратковременным (до 1530 г.). Но в правление его преемника, падишаха Акбара (1556-1605 гг.), происходит усиление империи. Власти правителя подчинена вся территория северной Индии. Все земли объявлены государственными, проведен земельный кадастр с четким определением и фиксированием суммы налоговых поступлений от каждого района. Для усиления властного контроля вводится особый бюрократический аппарат, представляющий собой ряд высших ведомств, строящихся по военному образцу: финансовое, духовное, судебное и др.

В начале XVIII в. в Индии появились мусульмане, но мусульманское влияние в администрации и судопроизводстве сохранилось до середины XIX в.

 

1.2. Государственный  строй средневековой Индии

В VI- XII вв. возникающие в Индии крупные политические общности были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом.

 Во главе таких государств  стояли махараджи – главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. Махарадже помогали советники, входившие в совещательный орган -  мантрипаришад. В административном аппарате важное место занимали главный хранитель государственных документов, сборщики налогов. Большую роль в жизни общества играла армия. В ней выделяются: дружина махараджи, дружины феодалов, крестьянское ополчение. Судебная система как и в древности была представлена судами двух уровней: царских и общинных. Общинные суды (суды панчаятов) обладали значительными полномочиями. Ими рассматривалось большинство дел. Они были распорядителями общинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, правопорядком. Кроме общинных судов существовали: суд махараджи, суды отдельных феодалов, религиозные суды.

В административно-территориальном отношении страна была разделена на провинции, округа, сельские общины. В местном управлении соответственно большую роль играли гонтри, окружной начальник, грамик (староста) и панчаят (совет).

При монархической форме правления в системе органов государственной власти в Делийском султанате и Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Во главе государства стоял султан, который сам мог назначить наследника престола. Вторым лицом после государя, высшим чиновником, был визирь. Центральное управление осуществляли специальные правительственные ведомства диваны: военное, финансовое, судебных дел, религиозных дел, корреспонденции правительства. Четкого разграничения функций между придворными и государственными чиновниками не было. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. В центральном управлении большой вес имел личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы.

Мусульманские правители ввели новое административно-территориальное деление. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включаящая ряд деревень и патта (1-2 деревни). Полуавтономный механизм общинного самоуправления во главе с брахманско-кшатрийской верхушкой остался характерной чертой и Делийской и Могольской Индии. Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) – главы доминирующих каст, хута – главы деревень. Они были не должностными лицами центрального аппарата, а представителями общины налогоплательщиков в их отношениях с центральной властью. Общинные должности передавались по наследству.

 

1.3. Развитие правовых  отношений

Правовая система средневековой Индии подверглась значительным изменениям под влиянием мусульманского права, после установления мусульманского господства. Для Индии в это время характерно переплетение норм обычного права, мусульманского права и государственных установлений. По-прежнему одним из основных источников права оставались дхармашастры: Ману, Нарада, Яджнавалкья. Но начался процесс переосмысливания, критического исследования, приспособления к новым условиям древнего права. Получают распространение комментарии к некоторым дхармашастрам (Бхаруччи, Нарадабхазиа, Митакшара и др.), а также сборники высказываний религиозных авторитетов по тем или иным предметам правового регулирования (нибандх). Со временем они стали играть роль главных источников индусского права. Они определяли унификацию права в древней Индии, отвечали прогрессивным тенденциям объединения индийского общества.

Обычай, как и в древности, в средневековой Индии оставался одним из важных источников индусского права. Особая роль обычая в правовой системе определялась особенностями развития Индии в это время. Индусское право могло выполнять интегрирующую роль только приспосабливаясь к местным обычаям, специфическим нормам поведения людей.

Основное внимание комментаторов было обращено на регулирование брачно-семейных отношений, наследования и личного социального статуса. Своеобразным институтом средневекового права выступает большая неразделенная семья. Ее основой является совместное владение собственностью и совместное ведение хозяйства. Непосредственным распорядителем собственности большой неразделенной семьи является управитель семьи, власть которого основана на авторитете старшего, на выполнении им обрядов, связанных с культом предков. Сыновья главы семейства ничего не приобретают в течение его жизни. Получившие в наследство собственность сыновья также могут оставлять ее неразделенной, хотя доля каждого из них при этом могла быть четко фиксированной. Управление такой собственностью доверялось одному из сыновей -наследников. Это отражало главный принцип традиционного права – недвижимость: земля должна оставаться в семье.

С семейным правом связано также существование собственности «бенами». Бенами – это собственность, приобретенная за свои деньги, но от имени другого лица или от своего имени, но переданная другому лицу без каких бы то ни было намерений создать выгоду для этого лица. Собственность бенами в средневековой Индии была призвана служить ширмой, скрывающей действительное состояние собственника. Она использовалась против чрезмерных притязаний родственников, сонаследников и алчных правителей.

Другим традиционным институтом имущественного права тесно связанным с областью семейных отношений был институт неделимой семейной собственности – «раджья». Эта собственность передавалась по наследству одному члену семьи. При этом исключались права на нее всех других членов семьи. Неделимая собственность, развивавшаяся в условиях роста частного землевладения, длительное время существовала рядом с другой, более древней, конкурирующей формой собственности –собственностью большой неразделенной семьи. Различие между ними главным образом заключалось в том, что неделимая собственность не являлась сонаследственной. Единому держателю неделимой собственности не могли запретить беспрепятственно распоряжаться ею.

Существовал также институт собственности, переданной божеству. Это была собственность религиозных и благотворительных учреждений, храмов, возникающая благодаря пожертвованиям. Управитель собственности божества обладал широкими полномочиями. Если не было прямого запрещения учредителя, он мог закладывать, продавать эту собственность и распоряжаться ее доходами в интересах божества, например для ремонта храма.

Другой распространенной формой религиозной собственности была собственность, пожертвованная в пользу матха (индусской школы, напоминающей монастырь без постоянных монахов). Распорядителем этой собственности выступал глава касты (секты) или лицо, обладающее высшей духовной властью.

Обязательственное право. Обязательства возникали из договоров:

  • купля-продажа;

  • заем;

  • наем;

  • дарение;

  • перевозка;

  • хранение.

В уголовном праве различались виды преступлений:

  • государственные (противодействие царским приказам, разрушение государственного имущества, хищение государственного имущества и др.):

  • против личности (убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление);

  • против собственности (кража, грабеж, разбой);

  • против семейных устоев (прелюбодеяние, разговор с чужой женой в уединенном месте и др.).

Кроме того, наказывались взяточничество, вымогательство, мошенничество, продажа недоброкачественных товаров и др.

Виды наказаний: смертная казнь, штраф, эпитимия, изгнание, обращение в рабство, членовредительские наказания, клеймение, конфискация имущества.

Столетия мусульманского правления в Индии не привели к ее исламизации. В средневековой Индии ислам не оказал значительного влияния на местное право, традиции, обычаи.

 

Глава 2. Государство и право средневекового Китая

2.1. Периодизация  истории государства и права Китая

 

I период – ранний феодализм (III-VIII вв.). Распад Ханьской империи в III в. привел к столетней внутренней смуте. Только благодаря реформам Сыма Яня, основателя Цзиньской династии, было воссоздано государственное единство. Большая часть земель была объявлена императорской собственностью, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне – податными держателями государственных наделов. Податные крестьяне несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного перераспределения земли. Чиновники в зависимости от ранга получали земельные участки разного размера, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами.

Информация о работе Особенности развития государства и права в станах средневекового Востока