Особенности развития государства и права в станах средневекового Востока
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 04:44, курсовая работа
Описание работы
Право средневекового Востока занимает особое место в истории права и представляет собой уникальную и интереснейшую по своим особенностям историческую модель права. Интерес к изучению государства и права Востока и его актуальность обусловлены, прежде всего, тем, что эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Целью данной работы является рассмотрение особенностей, характерных именно для государства и права Востока периода средневековья. В связи с поставленной целью можно определить следующие задачи: охарактеризовать средневековое государство Индии; охарактеризовать средневековое государство Китая; охарактеризовать средневековое государство Японии.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Государство и право средневековой Индии 4 1.1. Периодизация истории государства и права Индии 4 1.2. Государственный строй средневековой Индии 5 1.3. Развитие правовых отношений 6 Глава 2. Государство и право средневекового Китая 8 2.2. Государственный строй 9 2.3. Право средневекового Китая 11 Глава 3. Государство и право Японии в средние века 14 3.1. Периодизация истории государства и права Японии 14 3.2. Государственный строй Японии в VI- XII вв 15 3.3. Право средневековой Японии 17 Заключение 20 Список литературы 21
В 485 г. В Северном Китае при
династии Северная Вэй, а затем в VI иVII
вв., при династии Суй и сменившей ее династии
Тан был введен новый вариант надельной
системы. Крестьяне от 15 до 70 лет получали
от государства земельные участки с целевым
назначением – под посевы зерновых, конопли,
посадку тутовых деревьев. Большая часть
земельного участка предоставлялась под
посадки зерновых во временное пользование.
После превышения податного возраста
или в случае смерти государство отбирало
эту часть участка. Другая незначительная
часть участка передавалась по наследству.
Надельная система способствовала укреплению
сложившейся традиционной системы эксплуатации
податного крестьянства через сельскую
общину с ее круговой порукой. Вместе с
тем надельная система способствовала
увеличению крупного землевладения. Неизбежным
проявлением роста крупного землевладения
стала в Танской империи тенденция крупного
сепаратизма. Она была связана с наделением
военных губернаторов огромными полномочиями,
которые со временем превратились во всесильных
наместников, крупных землевладельцев,
мало считающихся с центральной властью.
II период - развитой
феодализм (VIII – XVI вв.). Система надельного землепользования
потерпела полный крах в связи с массовым
обезземеливанием крестьян и уменьшением
резервов казенного землепользования.
В 780 г. была введена новая система «двухразового
налога». Все должны были платить налог
соответственно размерам своего землевладения.
При этом не учитывались не возраст, ни
трудоспособность облагаемых налогом
лиц. С этого времени около половины общего
числа земледельцев в Китае существовало
за счет обработки чужой земли.
В конце XIII в. Китай был покорен
монголами, установилось правление монгольской
династии Юань. Монгольские завоеватели
поставили себе на службу китайскую бюрократическую
организацию, приспособив ее для выкачивания
налогов с податного крестьянства.
В результате национально-освободительной
борьбы и мощного крестьянского движения
XIV в. монгольское господство пало. К власти
пришла новая китайская династия Мин.
III период – поздний
феодализм (XVI- XVII вв.). В XVII в. в Китай вторглись
манчжуры, которые установили там манчжурскую
династию, правившую вплоть до революции
1911-1913 гг. В эпоху ее правления произошло
перераспределение собственности. Император
стал верховным собственником, который
делился с родственниками и военачальниками,
а также с солдатами и офицерами. На правах
завоевателей манчжуры присвоили себе
привилегию на замещение всех должностей.
Возникла девятиранговая система чиновничества.
Чиновники стали носить особую одежду,
вели особый образ жизни. Их стали называть
в европейской литературе «мандаринами»
(от «мандар» - управлять).
2.2. Государственный
строй
Главой государства был император - "Сын неба".
Он обладал верховной законодательной
и судебной, а также духовной властью (был
верховным жрецом), правил на основе традиций
и законов и имел неограниченные права.
При императоре существовал Государственный
совет, на должности
в котором назначались члены императорского
дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли
два канцлера - левый (старший) и правый
(младший), зачастую самостоятельно решавшие
государственные дела. В их подчинении
находилось шесть ведомств (министерств).
Первому канцлеру подчинялись:
ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;
ведомство налогов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.
В ведении второго канцлера
находились:
военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
ведомство общественных
работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
Управление страной осуществлялось
через три палаты: одна палата руководила
органами исполнительной власти (ведомствами),
две другие готовили и публиковали императорские
указы, организовывали торжественные
церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном
принципе. Самой крупной административно-территориальной
единицей империи была провинция (дао). Территория
страны делилась на десять провинций,
которые, в свою очередь, подразделялись
на области (чжоу)
и уезды (сянь).
На всех уровнях руководили чиновники,
назначаемые и смещаемые из центра.
В провинции действовали три управленческие
службы, во главе которых
стояли уполномоченные чиновники высоких
рангов:
административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение
за строительными работами и распределением воды;
военная;
надзорно- контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями
чиновников. Деятельность этого органа
способствовала централизации государственного
аппарата.
В период правления династии
Мин (1368-1644 гг.) бюрократический управленческий
аппарат еще более разрастается. Появляется
палата цензоров (с 1382 г. Имперская инспекция).
Большую роль в управлении страной играет
императорский двор, который через императорских
контролеров координировал работу всех
ведомств, следил за соблюдением обязанностей
всем управленческим персоналом и принимал
необходимые меры, в том числе и судебные.
Разрастается военно-бюрократический
аппарат. В целях укрепления власти императора
на местах вводятся различные должности:
верховные командиры, посланцы мира, представители
цензората, уполномоченные.
Судебная система
В средневековом Китае, как
и в других феодальных государствах, судебные дела
рассматривались не только в судебных
органах, но и в административных органах,
выполняющих судебные функции. На высшей
ступени иерархической судебной лестницы
в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император,
обладавший верховной судебной властью,
на низшей - выборный старейшина деревни.
Судебные дела в основном решались в уездных
управах - ямынях. В случае недостаточности
доказательств дело откладывали или передавали
специальному следственному судье по
уголовным делам. В областях и провинциях
действовали особые судебно-правительственные
органы, которые рассматривали дела, связанные
с тяжкими преступлениями - убийством,
крупным хищением, лихоимством. Если дело
не было окончательно решено в области
или провинции, то оно направлялось в столичный
судебно-следственный орган, где решения
выносились от имени императора.
2.3. Право средневекового
Китая
Для средневекового Китая характерно
появление династийных сводов законов:
систематизация законов в период династии
Суй (VI в.); кодекс династии Тан (VII в.); Свод
законов из 900 статей (конец XI в.); Свод законов
династии Мин (конец XIV в.), Уложение династии
Цин (XVII в.); манчжурские кодексы (вплоть
до XX в.) и др.
Китайское средневековое законодательство
существовало наряду с обычным правом.
Для правовых обычаев было характерно
использование принципа талиона, либо
откупа от наказания и изгнания преступника
из рода-племени.
Специфический источник права
представляло – «указное право императоров».
Оно существовало в виде кратких записей
решений и постановлений – собрание указов
«чи». Источником права являлась также
судебная практика.
Уголовное право
В области уголовного права
идеология конфуцианства возобладала
над концепцией легистов, считавших, что
все должны быть равны перед законом. Доминирующие
нормы китайского уголовного права применялись
не только в случае совершения преступления,
но и при простом нарушении морали. Конфуцианцы
утверждали, что наследственная аристократия
и администрация должны стоять над законом.
Жесткая правовая градация
людей, непосредственно воздействующая
на оценку тяжести любого аморального
поведения в зависимости от пола, возраста,
места в иерархии родственных отношений
и социальной иерархии, затушевывала социально-классовые
различия в традиционном праве.
Нормы уголовного права носили
расплывчатый характер. Под субъектом
преступления понимались свободные и
рабы, в предусмотренных законами случаях
– лично зависимые (буцуи). Учение о форме
вины отличалось непоследовательностью.
Выделялись умысел и неосторожность. Смягчающими
вину обстоятельствами признавались возраст,
инвалидность, обладание «институтом
тени». Допускалось объективное вменение,
коллективная ответственность. В уголовном
праве существовали понятия о предумышленном
преступлении (составление плана деяния,
предумышленный сговор лиц), о необходимой
обороне (освобождение от ответственности
за убийство человека при защите родственников
от нападения, либо исполнение приказа
начальника).
Классификация преступлений
в зависимости от их общественной опасности
в свете конфуцианской морали покоилась
в традиционном праве на концепции «10
зол», сложившейся в глубокой древности
и пережившей века. «10 зол» не покрывали
все преступные действия, но они были своеобразным
мерилом отношения к другим преступлениям.
При определении наказания учитывался
ряд факторов: социальный статус, отношения
преступника и потерпевшего в системе
кровнородственных и служебных связей,
наличие и интенсивность преступной воли
и т.д. Преднамеренное убийство влекло
за собой самое тяжелое наказание – обезглавливание.
От ответственности свободного за убийство
«по ошибке», во время игры, например, можно
было откупиться.
Китайское право не разделяло
административного и уголовного наказания.
Любое нарушение в сфере деятельности
администрации влекло за собой уголовное
наказание, будь то опоздание или невыход
на работу чиновника или разглашение государственной
тайны. При этом чиновник не нес наказание
за противоправное действие, если оно
было совершено по приказу начальника.
Виды преступлений:
против государства (покушение
на императора или членов его семьи, восстание,
измена, заговор);
против порядка управления
(взятка, получение подарка от подчиненных,
опоздание или невыход на работу, разглашение
государственной тайны, неповиновение
начальнику, неисполнение приказа начальника);
против собственности (разбой,
грабеж, кража, уничтожение чужого имущества);
против личности (убийство,
нанесение телесных повреждений, побои,
клевета, брань, бесчестие, продажа в рабство
свободного);
против семейных устоев (прелюбодеяние,
изнасилование, совращение чиновником
женщины, непочтительность к родителям,
мужу, старшим родственникам).
Основной целью наказания являлось
устрашение. При определении наказания
учитывался ряд факторов: социальный статус,
наличие и интенсивность преступной воли,
отношение преступника и потерпевшего
в системе кровнородственных отношений,
служебных связей. Для чиновников, имеющих
титулы и ранги, допускалось «погашение»
наказания за счет лишения части (или полностью)
титулов, рангов. В случае нехватки титулов,
рангов, оставшаяся часть наказания гасилась
уплатой штрафа. Господствующее положение
бюрократии в обществе определяло наличие
в традиционном праве Китая специфического
института «тени», на основании которого
родственники чиновника («тенедателя»)
получали ряд особых социальных и правовых
преимуществ в зависимости от «силы тени»,
измеряемой рангом чиновника и степенью
родства с ним.
Имущественные отношения
Основными формами
собственности в праве Китая были государственная
и частная собственность. Особый вид
собственности представляла церковная собственность
(принадлежавшая буддийским и даосским
монастырям).
Общинное землевладение перестало
существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность
на землю имела форму семейной или родовой
собственности, выделенной на поддержание
культа предков и на общинные кладбища. Договоры заклада
собственности имели следующие особенности:
при закладе земли залогодатель
длительное время не терял на заложенную землю права собственности,
сохраняя право выкупа земли после истечения
срока уплаты долга, поскольку отчуждение
семейной собственности допускалось лишь
в случае крайней нужды с правом последующего
выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться
землей, даже если в договоре займа оговаривалась
возможность продать землю. В случае неуплаты
долга продаваемая земля должна была быть
предложена сначала родственникам, затем
соседям залогодателя;
при залоге движимого имущества
также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение
договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное
имущество мог только глава семьи.
Китайское право отличало от
договора займа договор ссуды - передачу в
пользование конкретно-определенной вещи,
невозвращение которой влекло за собой
уголовную ответственность.