Договор купли-продажи занимал особое место в китайском
обязательственном праве. Главным условием
его действительности являлось соглашение
сторон. Купля-продажа обычных вещей, так
же как рабов и скота, требовала составления
купчей. Несоставление купчей наказывалось
битьем палками. При продаже людей необходимо
было свидетельство, что продаваемый человек
с рождения был лично свободен.
Брачно-семейное
право
Целью средневекового брака
китайское общество признавало воспроизводство
мужского потомства. Исполнение брака
должно было соответствовать культу предков.
Запрещалось заключать браки между свободными
и рабами, с родственниками по мужской
линии в любой степени родства, между однофамильцами.
Заключению брака предшествовали сговор
семей жениха и невесты, помолвка. Брачный
возраст для мужчин был определен 15-16 лет,
женщин 14-15 лет. Был распространен обычай
помолвки еще не родившихся детей.
Запрещалась полигамия, второй
брак при жизни первой жены признавался
недействительным. У мужчин могло быть
неограниченное число наложниц, права
которых определялись обычаем. В брачных
отношениях доминировала власть мужа.
Глава семьи – мужчина – мог наказывать
и продавать своих детей, полностью распоряжаться
домом и хозяйством.
Развод в Китае допускался по обоюдному
согласию супругов - китайский брак не
носил священного, нерасторжимого характера.
Муж мог требовать развода в случаях бесплодия
жены, распутства, проявления непочтения
к мужу и его родителям, болтливости, склонности
к воровству и др. Жена могла требовать
развода, если муж покидал ее на срок более
трех месяцев, продавал в рабство или принуждал
к аморальному поведению.
Наследование
К наследованию допускались
лица мужского и женского пола. Наследники
отвечали по долгам умершего. Приоритет
при наследовании получали нисходящие
родственники по мужской линии. При наследовании
имущества сыновья получали равные доли,
незамужние дочери половину доли сыновей,
замужние дочери в наследовании не участвовали.
Отец не имел права лишить сыновей наследства,
увеличить долю одного сына за счет другого.
Кроме имущества наследованию подлежали
чин, титул, должность. Унаследованы они
могли быть только старшим сыном.
Судебный процесс
Основаниями для возбуждения
дела являлись письменная жалоба
потерпевшего с указанием обвиняемого
и времени совершения преступления, свидетелей,
а также донос (запрещалось
подавать доносы на родителей и старших
родственников). Отсутствовало разграничение
между уголовным и гражданским процессом.
Процесс носил инквизиционный характер.
Процессуальных гарантий для обвиняемого
(ответчика) и потерпевшего (истца) не было.
Судьи исходили из презумпции виновности
обвиняемого и ставили своей главной целью
добиться признания последнего. Если признание
вины не было вырвано после троекратного
признания под пыткой, то пытки могли быть
применены к обвинителю, чтобы обличить
его в лжесвидетельстве. Этапы процесса:
ознакомление судьи с жалобой
или доносом, возбуждение дела;
расследование дела судьей;
привлечение специальных чиновников
для поимки обвиняемого;
проведение судьей судебного
разбирательства (допрос, очные ставки,
назначение пыток, получение признания,
заслушивание свидетельских показаний,
рассмотрение данных земельной регистрации);
- вынесение приговора в письменном
виде с формулировками: оправдать, осудить,
дело признано сомнительным.
Глава 3. Государство и право
Японии в средние века
3.1. Периодизация
истории государства и права
Японии
I период (I-II вв.) – разложение первобытнообщинного
строя, усиление имущественной и социальной
дифференциации населения, образование
племенных союзов, междуклановая борьба
за власть,победа клана Сетоку- тайси.
Переворот Тайка, издание Манифеста Тайка
и кодекса «Тайко ре», складывагние раннефеодального
государства, введение надельной системы
землепользования.
II период (VIII – XVI
вв.) – дальнейшая феодализация японского
общества, отмена надельного землепользования,
новая поместная система, установление
вассально-ленных отношений и военно-феодальных
диктатур – сегунатов, развитие ремесел,
торговли, городов, складывание местных
рынков, усиление роли дайме и падение
роли центральной власти, ухудшение экономического
положения (самураев, крестьян, ремесленников),
бунты и восстания народных масс.
III период (XVII-XIXвв.) – установление третьего сегуната
(Токугавы), усиление процесса объединения
территорий и консолидации групп населения
вокруг центральной власти, зарождение
капиталистических отношений, активное
проникновение в Японию европейцев, проведение
земельной переписи, насильственное возвращение
крестьян из городов в деревни и прикрепление
их к земле, локальные восстания народных
масс.
3.2. Государственный
строй Японии в VI- XII вв
В результате переворота Тайка
было создано единое японское государство
во главе с императором.
Создавая новый государственный
аппарат, Япония во многом позаимствовала
у Китая его модель администрации. Вместе
с тем новой системе управления были присущи
и свои характерные черты, определяемые
особенностями религиозных верований
японцев.
Древнейшая религия японцев
синто отводила правителю роль первосвященника.
Но она признавала в императоре не только
духовного главу, но и светского монарха,
прежде всего руководителя войска, непререкаемый
авторитет которого для чиновников был
основан на кодексах и законах. Это способствовало
тщательной разработке в праве Японии
структуры всех государственных учреждений:
центральных и местных, духовных и светских.
Утверждалось, что дела не должны решаться
лично государем. Поэтому с древнейших
времен советники любого ранга играют
большую роль в императорском государственном
аппарате.
Высшая государственная власть
принадлежала Государственному
совету, который разрабатывал основные
направления государственной политики
и рассылал указы императора по всей стране.
Наряду со светским государственным советом
существовал особый духовный Государственный
совет. Он осуществлял надзор за синтоистскими
храмами и молельнями и др., занимал достаточно
высокое положение среди других ведомств.
Во главе светского совета стоял первый министр (канцлер).
Основные управленческие функции выполняли два министра левый
(старший) и правый (младший), опираясь
на мнение и прислушиваясь к рекомендациям
старших и младших советников. Государственному
совету подчинялись восемь министерств.
Особую роль играло министерство общих
дел. Оно ведало текущими дворцовыми делами,
ритуалом, редактированием императорских
указов, списков принцев крови и т.п. Деятельность
министерств была тесно связана с императорским двором,
палатой цензоров. Цензоры следили
за чистотой обычаев и нравов, докладывали
о нарушениях со стороны чиновников в
этой области императору.
В первой половине VII в. с введением
надельной системы в Японии происходят
изменения в системе местного
управления. Территория страны была
разделена на провинции (куни)
и на уезды (чун). Возглавляли
их состветственно назначаемые из местной
аристократии губернаторы, уездные
начальники. Низшей административной
единицей было село во главе
с сельским старостой. Каждое село должно
было состоять из 50 дворов. Старосты организовывали
сбор налогов, контролировали выполнение
общественных работ, выполняли судебные
и полицейские функции. За деятельностью
местной администрации наблюдали царские контролеры.
В XII в. в Японии устанавливается
новая форма правления
сегунат, представляющая собой своеобразную
форму военной диктатуры. Власть, как в
центре, так и на местах сосредоточивается
в руках сегуна «великого полководца».
Характерной чертой сегуната
было сохранение императора как номинального
главы государства. Однако, несмотря на
то, что император выполняет некоторые
представительные функции, реальной власти
в политической жизни страны он не имеет.
Создается новая структура органов государственного
управления. Ее возглавляет сегун, который
опирается на новый военно-бюрократический
аппарат (Бакуфу) и собственного уполномоченного
– тэндая. Тэндай имел право
издавать от имени сегуна указы, выполнение
которых обеспечивалось самурайским войском.
В XVII-XVIII вв. происходит ужесточение
методов правления. Военно-полицейский
аппарат становится еще более многочисленным
и разветвленным. Ближайшим помощником
сегуна стал его первый советник (тайро), выполнявший
в случае необходимости обязанности регента.
Некоторые старшие советники составили
Государственный совет, нечто вроде узкого
«кабинета министров». За каждым из членов
совета закреплялся определенный круг
управленческих функций и контроль за
одной из пяти коллегий бакуфу:
внутренних дел, иностранной, военной,
военно-морской и финансов. Младшие
советники ведали гвардией сегуна, охраной
дворца, полицейским аппаратом, следили
за его вассалами.
Армия состояла из рекрут-крестьян
(до 1591 г.) и подразделений самураев (конница,
пехота).
Изменения в местном
управлении. С утверждением сегуната в
провинции стали назначаться военные губернаторы
(сюго), которые находились там наряду
с правителями областей, назначаемых императором.Сюго
занимались подавлением мятежей против
центральной власти, преследованием политических
противников сегуна, контролем за выполнением
повинностей.
В частновладельческие поместья
посылались проправительственные контролеры
– поместные начальники
(дзито). Они контролировали доходы
поместья, следили за внесением феодалами
всех налогов, преследовали недовольных.
Особое место в государственном
аппарате третьего сегуната занимали
органы сыска, специальные полицейские инспектора
мэцкэ («прикрепленный глаз»), осуществлявшие
негласный полицейский надзор за всем
населением страны, от чиновников до крестьян.
Пять главных полицейских инспекторов
вели наблюдение за всеми князьями и высшими
чиновниками.
Особенности права. Источники
права:
указы, постановления императора;
гири (морально-правовые обыкновения);
указы, распоряжения бакуфу;
3.3. Право средневековой
Японии
Уголовное право
Японское феодальное право
развивалось под сильным влиянием китайского,
и также как и право Китая было проникнуто
конфуцианскими моральными догмами. Оно
не проводило достаточно четкого разграничения
между уголовным преступлением и гражданско-правовым
деликтом.
В соответствии с конфуцианскими
представлениями о наиболее тяжких нарушениях
морали в Японии выделялись «8 зол»,
в число которых входили прежде всего преступления против
императорской власти:
мятеж (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.);
государственная
измена (убийство ближайших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.);
жестокое убийство (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой или наложницей родственников мужа и пр.);
великая непочтительность (разрушение храмов, священных ритуальных предметов и пр.);
злословие и непочтительность (по отношению к государю, возбуждение против отца и ближайших родственников судебных дел, предание их проклятью);
нарушение долга (убийство хозяина, начальника, наставника).
Виды наказаний:
конфискация имущества; штраф;
понижение чиновника в должности, в ранге;
лишение религиозного сана,
эпитимия.
Имущественные отношения
С VII в. на протяжении столетий
в Японии существовало три формы собственности
на землю: казенная, общественная и общесемейная.
Казенные земли, кроме земель, закрепленных
за отдельными учреждениями, предназначались
для раздачи наделов, среди которых выделялись
своими размерами должностные и ранговые
наделы чиновников, а также дворцовые
поля, обрабатываемые в порядке трудовых
повинностей.
Семейная собственность всемерно
охранялась государством. Запрещался
беспричинный раздел двора, самовольный
выдел из семьи и т.д.
В общественной собственности
находились леса, горы, пустоши, пастбища,
которыми мог пользоваться каждый.
Четкого деления вещей на движимые
и недвижимые не было. Но предусматривался
особый статус найденной вещи, которая
через 30 дней после объявления о находке
переходила в собственность нашедшего
ее. Право собственности на клад признавалось
в равных долях за нашедшим его и владельцем
земли.
Слабое развитие товарно-денежных
отношений привело к тому, что в Японии
обязательственное право было развито
слабо. Частная торговля считалась непрестижной,
она запрещалась чиновникам, начиная с
пятого ранга, самураям и буддийским монахам.
Японскому праву были известны
договоры частного и казенного займа зерна,
денег. Заем обеспечивался залогом и поручительством.
Существовал, хотя и не получил широкого
распространения договор найма (он был
возможен только применительно к найму
мастеров, строителей, кровельщиков, керамистов
и др.). Этот договор сопровождался рядом
гарантий против злоупотреблений нанимателя
в отношении работника.