Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:37, статья

Описание работы

В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.

Файлы: 1 файл

Майчинова Г.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

Преподаватель кафедры “Менеджмент”

Факультета “Экологии и менеджмента”

 Бишкекского гуманитарного  университета 

Майчинова Гульзат Темербековна

 

Тема:  “Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики”

Аннотация:

В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со  становлением и развитием  избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.

Объективный анализ становления избирательной системы Кыргызской Республики, а также исследование этапов его развития  в данной статье способствует в практической разработке научно-обоснованных предложений выводов и  рекомендаций по совершенствованию  избирательной системы в Кыргызской Республики».

Ключевые слова: выборы, избирательная система, Президент, Кодекс о “Выборах в Кыргызской Республике”, выборная демократия, трансформация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление и развитие избирательной системы Кыргызской Республики связано с обретением кыргызского  народа национальной  государственности.  Декларация о  государственной независимости Кыргызской Республики была принята  31  августа 1991 г.  на  внеочередной  сессии  Верховного  Совета  двенадцатого  созыва1. Именно с этого этапа начались  изменения  в  системе  формирования  высших  представительных органов власти республики.

Анализируя развитие избирательной системы можно выделить несколько крупных  этапов:

1) внедрение смешанной избирательной системы в 1999  году;

2) возвращение к одномандатной  двухтуровой  избирательной системе в 2004 году;

3) переход к чисто пропорциональной избирательной системе в 2007 году; 

4) принятие нового Конституционного  закона “О выборах” 2011 года.

В данном процессе важно отметить, что  второй  и третий этапы изменения избирательного кодекса связаны с намерениями  властной элиты  использовать избирательную систему в целях продвижения провластных политических сил в Жогорку Кенеш, а четвертый этап направлен на установление полупарламентской формы правления в Кыргызстане.  В результате неоднократных изменений  и дополнений в Кодекс КР о выборах были внесены различные доработки в избирательную систему.

В целом же, каждый  избирательный цикл  можно   назвать отдельным этапом развития избирательной системы, так как со  времени  суверенизации,   он актуализировал  те или иные проблемы, неучтенные и незакрепленные  в избирательном законодательстве и выявленные избирательной практикой. 

Следуя этому принципу, первый этап это – выборы  Президента  Республики Кыргызстан от 12  октября 1991  года. 31  августа  1991  года Жогорку  Кенеш  Кыргызской  Республики  принял  Закон «О  выборах  Президента  Кыргызской  Республики»2,  в  соответствии  с которым  состоялись  выборы  Президента  Республики  Кыргызстан.  Избранный  депутатами  Верховного  Совета  Киргизской  ССР  в  октябре 1990  года  первый  Президент  Киргизской  ССР  А.Акаев  в  связи  с  принятием Декларации  о  суверенитете  и  независимости  Республики  Кыргызстан  и  изменения  статуса  республики,  должен  был  подтвердить  полномочия  Президента  Республики  Кыргызстан.

Согласно  результатам 89  процентов   избирателей  поддержали  кандидатуру  первого  Президента Кыргызской Республики - А.Акаева.     

Второй этап - выборы  депутатов  местных  кенешей  первичного  уровня  Кыргызской  Республики, которые  состоялись 22  октября 1994  года  в  соответствии  с  Положением «О  выборах  депутатов местных  кенешей  первичного  уровня  Кыргызской  Республики»,  в  целях  реализации  Указа Президента  Кыргызской  Республики  от 18  августа 1994  года «О  реформе  местного самоуправления в Кыргызской Республике»3. Количество зарегистрированных кандидатов составляло – 8 557, в том числе из 5 828 округов по выборам депутатов в местные кенеши в 1 719 округах баллотировалось по 2 и более кандидатов в депутаты, безальтернативных округов было  4109. 

Выборы в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики состоялись 5 февраля 1995 года в соответствии с Законом «О  выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»  от 12  января 1994  года. 

22 сентября 1994 года Парламент, депутаты которого были избраны  в 1990 году на всеобщих выборах,  был  распущен.  В  связи  с  этим 22  сентября 1994  года  главой  государства  было назначено  проведение  референдума,  главным  вопросом  которого  было  создание двухпалатного  законодательного органа: Законодательного собрания в составе 35 депутатов, действующего  постоянно  и  избираемого  на  основе  представительства  интересов  всего населения  республики;  Собрания  народных  представителей  в  составе 70  депутатов, работающего  сессионно  и  избираемого  на  основе  представительства  территориальных интересов. 

Центральная избирательная комиссия в итоговом отчете по подготовке и проведению выборов депутатов отмечала, что число избирателей, пришедших на избирательные участки, в обоих турах составило около 74% и 61% соответственно. Альтернативность кандидатов  в  депутаты  была  довольно  высокой - 1 021  кандидат  претендовали  на 105 мандатов.  При  этом  только 160  кандидатов  были  выдвинуты  зарегистрированными политическими  партиями.  В  результате  были  избраны 35  депутатов  Законодательного собрания  и 70  депутатов  Собрания  народных  представителей  Жогорку  Кенеша  по одномандатным  избирательным  округам  сроком  на  пять  лет.  Бюро  по  демократическим институтам и правам человека ОБСЕ назвало выборы депутатов Жогорку Кенеша 1995 года «первыми демократическими выборами парламента в Кыргызстане» 4.

  Третий этап -  выборы депутатов районных и областных кенешей Кыргызской Республики, состоявшиеся 5 февраля 1995 года. В связи с многочисленными предложениями   173 местных  сообществ  об ускорении  второго  этапа  реформы  местного  самоуправления  в Кыргызской  Республике  Президент  Кыргызской  Республики  принимает  решение  о проведении  выборов  по  утвержденному «Положению  о  выборах  в  районные  и  областные кенеши Кыргызской Республики».

Четвертый этап - выборы  Президента  Кыргызской  Республики  в  декабре 1995  года  показали,  что  в республике  полным  ходом  идет  становление  институтов  непосредственной  и представительной демократии. 

Всего  было  выдвинуто 14  кандидатов,  из  которых  к 3  декабря 1995  года Центризбиркомом  было  зарегистрировано  шесть  кандидатов  на  должность  Президента Кыргызской  Республики. 14  декабря Верховный  суд  отклонил  трех  кандидатов  по  причине допущения  нарушений  в  сборе  подписей  избирателей (М.  Айбалаев,  О.  Текбаев,  Ю. Тойчубеков)5.  Трое  остальных  кандидатов,  А.  Акаев -  действовавший  Президент республики, М.Шеримкулов -  спикер  старого  Верховного  Совета  и А. Масалиев -  бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Киргизии, продолжили борьбу. В результате выборов -  А.  Акаев  получил 71,6 %  голосов  избирателей,  второй  кандидат -  А. Масалиев получил 24,4% голосов. Главой государства был избран А. Акаев. 

Пятый этап - выборы депутатов городских, поселковых и аильных кенешей Кыргызской Республики состоялись 17  октября 1999  года  в  соответствии  с  Кодексом «О  выборах  в  Кыргызской Республике». Можно сказать, что развитие системы выборов в Кыргызстане начинается после внесения изменений и дополнений в Конституцию КР в 1996 и 1998 годах и принятию нового Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике»  в 1999 году, которые заложили в себе образование двухпалатного парламента, состоящего из ЗС и СНП, и внедрение смешанной выборной системы для их формирования.6 Принятый Кодекс «О выборах в  Кыргызской  Республике»7,  объединил  в  себе  все  существующие  до  этого времени  различные  законы  о  выборах  равного  уровня  государственной  власти  и  местного самоуправления. 

Шестой этап связан с выборами в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые состоялись 20 февраля 2000 года в соответствии с Законом «О  выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 12  января 1999  года.

Одним  из  главных  новшеств  Кодекса  о  выборах  применительно  к  выборам  депутатов Парламента  стало  введение  в  республике  смешанной  избирательной  системы - пропорционально-мажоритарной, и включение статей, регламентирующих выборы депутатов Законодательного  собрания  по  партийным  спискам.  В  результате  выборов депутатов парламента должны были быть избраны 60 депутатов Законодательного собрания, из которых 15 -  по  пропорциональной  системе,  по  партийным  спискам  и 45 -  по  одномандатным избирательным  округам,  причем  в  первом  туре  действовала  мажоритарная  избирательная система  абсолютного  большинства,  а  во  втором -  мажоритарная  избирательная  система относительного  большинства 45  депутатов.  Собрания  народных  представителей также должны были быть избраны по одномандатным избирательным округам8.

В Кодексе «О  выборах в КР» 1999 года в статье 70, предусмотрено избрание 45 депутатов Законодательного собрания  по  партийным спискам политических партий. Таким образом, впервые в Кыргызстане,  хотя и в ограниченном виде, начали  применяться механизмы «пропорциональной» избирательной системы, как  часть более сложной «смешанной»  избирательной системы. Вместе с этим, в механизме избрания кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша по одномандатной мажоритарной системе наблюдаются важные недостатки в процессе определения результатов голосования,  как соотношение, проголосовавших за определенную  кандидатуру, избирателей  к общему количеству зарегистрированных избирателей. Данные требования, закрепленные в статье 75/4 Кодекса «О выборах в КР», сами по себе увеличивают уровень простого  большинства,  необходимого для избрания  депутатов   в первом туре, и таким образом, усложняют процесс избрания депутатов ЖК. Изменения и дополнения в избирательном кодексе от 2001 года исправили упомянутые недостатки, приняв положение о том, что «избранным в первом туре по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании». 9

15 депутатских мандатов  по партийным спискам распределились  следующим образом: партия Коммунистов  Кыргызстана набрала 27,65 процента  голосов избирателей и получила 5 депутатских  мандатов;  избирательный  блок «Союз  демократических  сил»- 18,64  процента голосов, 4 мандата; Демократическая партия женщин Кыргызстана - 12,69 процента голосов, 2  мандата;  политическая  партия  ветеранов  войны  в  Афганистане  и  участников  других локальных боевых конфликтов - 8,03 процента голосов, 1 мандат; политическая партия «Моя страна» - 5,01 процента голосов, 1 мандат10.

Седьмой этап - выборы Президента Кыргызской Республики,  состоявшиеся 29 октября 2000  года  в соответствии  с Кодексом «О  выборах  в Кыргызской Республике»  от 29  апреля 1999  года, существенно отличались от предыдущих выборов. Более высокие требования к кандидатам на пост  Президента  обусловили  и  более  сложные  избирательные  технологии.  В  частности,  в раздел  Кодекса,  посвященный  выборам  Президента,  были  введены  такие  нормы,  как обязательное  владение кандидатом  в Президенты Кыргызской Республики  государственным языком;  поддержка  кандидата  не  менее  чем 50  тысячами  подписей  избирателей;  внесение избирательного залога в тысячекратном размере минимальной заработной платы и т.д. 

Были  зарегистрированы  следующие  кандидаты:  Эшимканов  М.А.,  Текебаев  О.Ч., Акаев А.А., Атамбаев А.Ш., Бакир уулу Турсунбай и Т.Акунов. По результатам состоявшихся 29 октября 2000 года выборов Президента Кыргызской Республики на основании протоколов 7  областных  и Бишкекской  городской  избирательных  комиссий Центральная  избирательная комиссия  решила  считать  избранным  на  должность  Президента  Кыргызской  Республики   Акаева А.  и  передала  постановление  в  Конституционный  суд  Кыргызской  Республики  для подтверждения. Конституционный  суд  своим  решением  от 10 ноября 2000  года подтвердил результаты  выборов  Президента  Кыргызской  Республики,  изложенные  в  постановлении Центральной избирательной комиссии.

Восьмой этап - выборы  глав  местного  самоуправления  сел  и  городов  районного  подчинения Кыргызской Республики, состоявшиеся в марте - июле 2001 года в соответствии с Временным положением «О  пилотных  выборах  глав местного  самоуправления  сел  и  городов  районного подчинения Кыргызской Республики». Это было очередным шагом в сложном и комплексном процессе развития выборности органов местного самоуправления11. Временное положение конкретизировало  ряд  норм,  регулирующих  избирательные  технологии,  например, устанавливало  для  кандидатов  на  должность  главы  местного  самоуправления  цензы возрастной (не  моложе 25  лет  и  не  старше 60  лет),  образовательный (претендент  должен иметь  высшее или  средне-специальное образование). В Положении  также было определено, что  кандидат  должен  иметь  стаж  работы  в  органах  государственной  власти  или  местного самоуправления не менее 2 лет. Особенностью выборов глав местного самоуправления было также  то,  что  они  назначались  главой  областной  государственной  администрации - губернатором,  главой местного  самоуправления (мэром)  города Бишкека по  согласованию  с Министром  Кыргызской  Республики  по  делам  местного  самоуправления  и  регионального развития12. 

Информация о работе Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики