Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:37, статья
В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.
Преподаватель кафедры “Менеджмент”
Факультета “Экологии и менеджмента”
Бишкекского гуманитарного университета
Майчинова Гульзат Темербековна
Тема: “Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики”
Аннотация:
В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.
Объективный анализ становления избирательной системы Кыргызской Республики, а также исследование этапов его развития в данной статье способствует в практической разработке научно-обоснованных предложений выводов и рекомендаций по совершенствованию избирательной системы в Кыргызской Республики».
Ключевые слова: выборы, избирательная система, Президент, Кодекс о “Выборах в Кыргызской Республике”, выборная демократия, трансформация.
Становление и развитие избирательной системы Кыргызской Республики связано с обретением кыргызского народа национальной государственности. Декларация о государственной независимости Кыргызской Республики была принята 31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета двенадцатого созыва1. Именно с этого этапа начались изменения в системе формирования высших представительных органов власти республики.
Анализируя развитие избирательной системы можно выделить несколько крупных этапов:
1) внедрение смешанной избирательной системы в 1999 году;
2) возвращение к одномандатной двухтуровой избирательной системе в 2004 году;
3) переход к чисто
4) принятие нового
В данном процессе важно отметить, что второй и третий этапы изменения избирательного кодекса связаны с намерениями властной элиты использовать избирательную систему в целях продвижения провластных политических сил в Жогорку Кенеш, а четвертый этап направлен на установление полупарламентской формы правления в Кыргызстане. В результате неоднократных изменений и дополнений в Кодекс КР о выборах были внесены различные доработки в избирательную систему.
В целом же, каждый избирательный цикл можно назвать отдельным этапом развития избирательной системы, так как со времени суверенизации, он актуализировал те или иные проблемы, неучтенные и незакрепленные в избирательном законодательстве и выявленные избирательной практикой.
Следуя этому принципу, первый этап это – выборы Президента Республики Кыргызстан от 12 октября 1991 года. 31 августа 1991 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики»2, в соответствии с которым состоялись выборы Президента Республики Кыргызстан. Избранный депутатами Верховного Совета Киргизской ССР в октябре 1990 года первый Президент Киргизской ССР А.Акаев в связи с принятием Декларации о суверенитете и независимости Республики Кыргызстан и изменения статуса республики, должен был подтвердить полномочия Президента Республики Кыргызстан.
Согласно результатам 89 процентов избирателей поддержали кандидатуру первого Президента Кыргызской Республики - А.Акаева.
Второй этап - выборы депутатов местных кенешей первичного уровня Кыргызской Республики, которые состоялись 22 октября 1994 года в соответствии с Положением «О выборах депутатов местных кенешей первичного уровня Кыргызской Республики», в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 18 августа 1994 года «О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике»3. Количество зарегистрированных кандидатов составляло – 8 557, в том числе из 5 828 округов по выборам депутатов в местные кенеши в 1 719 округах баллотировалось по 2 и более кандидатов в депутаты, безальтернативных округов было 4109.
Выборы в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики состоялись 5 февраля 1995 года в соответствии с Законом «О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 12 января 1994 года.
22 сентября 1994 года Парламент,
депутаты которого были
Центральная избирательная комиссия в итоговом отчете по подготовке и проведению выборов депутатов отмечала, что число избирателей, пришедших на избирательные участки, в обоих турах составило около 74% и 61% соответственно. Альтернативность кандидатов в депутаты была довольно высокой - 1 021 кандидат претендовали на 105 мандатов. При этом только 160 кандидатов были выдвинуты зарегистрированными политическими партиями. В результате были избраны 35 депутатов Законодательного собрания и 70 депутатов Собрания народных представителей Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам сроком на пять лет. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ назвало выборы депутатов Жогорку Кенеша 1995 года «первыми демократическими выборами парламента в Кыргызстане» 4.
Третий этап - выборы депутатов районных и областных кенешей Кыргызской Республики, состоявшиеся 5 февраля 1995 года. В связи с многочисленными предложениями 173 местных сообществ об ускорении второго этапа реформы местного самоуправления в Кыргызской Республике Президент Кыргызской Республики принимает решение о проведении выборов по утвержденному «Положению о выборах в районные и областные кенеши Кыргызской Республики».
Четвертый этап - выборы Президента Кыргызской Республики в декабре 1995 года показали, что в республике полным ходом идет становление институтов непосредственной и представительной демократии.
Всего было выдвинуто 14 кандидатов, из которых к 3 декабря 1995 года Центризбиркомом было зарегистрировано шесть кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики. 14 декабря Верховный суд отклонил трех кандидатов по причине допущения нарушений в сборе подписей избирателей (М. Айбалаев, О. Текбаев, Ю. Тойчубеков)5. Трое остальных кандидатов, А. Акаев - действовавший Президент республики, М.Шеримкулов - спикер старого Верховного Совета и А. Масалиев - бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Киргизии, продолжили борьбу. В результате выборов - А. Акаев получил 71,6 % голосов избирателей, второй кандидат - А. Масалиев получил 24,4% голосов. Главой государства был избран А. Акаев.
Пятый этап - выборы депутатов городских, поселковых и аильных кенешей Кыргызской Республики состоялись 17 октября 1999 года в соответствии с Кодексом «О выборах в Кыргызской Республике». Можно сказать, что развитие системы выборов в Кыргызстане начинается после внесения изменений и дополнений в Конституцию КР в 1996 и 1998 годах и принятию нового Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике» в 1999 году, которые заложили в себе образование двухпалатного парламента, состоящего из ЗС и СНП, и внедрение смешанной выборной системы для их формирования.6 Принятый Кодекс «О выборах в Кыргызской Республике»7, объединил в себе все существующие до этого времени различные законы о выборах равного уровня государственной власти и местного самоуправления.
Шестой этап связан с выборами в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые состоялись 20 февраля 2000 года в соответствии с Законом «О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 12 января 1999 года.
Одним из главных новшеств Кодекса о выборах применительно к выборам депутатов Парламента стало введение в республике смешанной избирательной системы - пропорционально-мажоритарной, и включение статей, регламентирующих выборы депутатов Законодательного собрания по партийным спискам. В результате выборов депутатов парламента должны были быть избраны 60 депутатов Законодательного собрания, из которых 15 - по пропорциональной системе, по партийным спискам и 45 - по одномандатным избирательным округам, причем в первом туре действовала мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, а во втором - мажоритарная избирательная система относительного большинства 45 депутатов. Собрания народных представителей также должны были быть избраны по одномандатным избирательным округам8.
В Кодексе «О выборах в КР» 1999
года в статье 70, предусмотрено избрание
45 депутатов Законодательного собрания
по партийным спискам политических
партий. Таким образом, впервые в Кыргызстане, хотя и в ограниченном
виде, начали применяться механизмы
«пропорциональной»
15 депутатских мандатов
по партийным спискам
Седьмой этап - выборы Президента Кыргызской Республики, состоявшиеся 29 октября 2000 года в соответствии с Кодексом «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 апреля 1999 года, существенно отличались от предыдущих выборов. Более высокие требования к кандидатам на пост Президента обусловили и более сложные избирательные технологии. В частности, в раздел Кодекса, посвященный выборам Президента, были введены такие нормы, как обязательное владение кандидатом в Президенты Кыргызской Республики государственным языком; поддержка кандидата не менее чем 50 тысячами подписей избирателей; внесение избирательного залога в тысячекратном размере минимальной заработной платы и т.д.
Были зарегистрированы следующие кандидаты: Эшимканов М.А., Текебаев О.Ч., Акаев А.А., Атамбаев А.Ш., Бакир уулу Турсунбай и Т.Акунов. По результатам состоявшихся 29 октября 2000 года выборов Президента Кыргызской Республики на основании протоколов 7 областных и Бишкекской городской избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия решила считать избранным на должность Президента Кыргызской Республики Акаева А. и передала постановление в Конституционный суд Кыргызской Республики для подтверждения. Конституционный суд своим решением от 10 ноября 2000 года подтвердил результаты выборов Президента Кыргызской Республики, изложенные в постановлении Центральной избирательной комиссии.
Восьмой этап - выборы глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения Кыргызской Республики, состоявшиеся в марте - июле 2001 года в соответствии с Временным положением «О пилотных выборах глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения Кыргызской Республики». Это было очередным шагом в сложном и комплексном процессе развития выборности органов местного самоуправления11. Временное положение конкретизировало ряд норм, регулирующих избирательные технологии, например, устанавливало для кандидатов на должность главы местного самоуправления цензы возрастной (не моложе 25 лет и не старше 60 лет), образовательный (претендент должен иметь высшее или средне-специальное образование). В Положении также было определено, что кандидат должен иметь стаж работы в органах государственной власти или местного самоуправления не менее 2 лет. Особенностью выборов глав местного самоуправления было также то, что они назначались главой областной государственной администрации - губернатором, главой местного самоуправления (мэром) города Бишкека по согласованию с Министром Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и регионального развития12.