Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:37, статья
В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.
Выдвинув свою кандидатуру
на пост главы государства, Адахан Мадумаров
построил предвыборную кампанию на необходимости
стабилизации политической ситуации и
консолидации государственной власти.
В интервью, опубликованном на официальном
сайте политической партии «Бутун Кыргызстан», и
отражающем основные направления его избирательной
программы, лидер партии подверг критике действующую
Адахан Мадумаров, высказывая свои предпочтения относительно формы государственного правления, привел в качестве примера Конституцию КР 1993 года и отметил, что «сегодня мы должны начать все с чистого листа и вернуться к Конституции 93-го года с некоторыми поправками. И внести изменения в основной документ не революционным, а эволюционным путем, как это делают во всем цивилизованном мире»27.
В связи с этим, можно прийти к выводу, что лидер партии «Бутун Кыргызстан», утверждая необходимость консолидации власти и возвращения к Конституции КР 1993 года, выступает за смешанную форму правления с более широкими президентскими полномочиями. Как уже было сказано выше, форму правления, регламентированную Конституцией 1993 года, в силу распределения полномочий между парламентом и президентом трудно четко охарактеризовать как полупарламентскую или же полу-президентскую28.
Подводя итоги президентских выборов в Кыргызстане 30 октября 2011 года, можно отметить преобладающую поддержку электората Алмазбеку Атамбаеву, получившему 63,24% голосов избирателей, участвовавших в выборах Президента КР. Главные его оппоненты — лидер политической партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров и лидер политической партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев получили соответственно 14,77% и 14,32% голосов избирателей29.
Избрание Алмазбека Атамбаева на пост главы государства является результатом активного участия граждан Кыргызстана в выборном процессе и их желанием стабилизировать политическую ситуацию в стране после длительного периода «турбулентности», связанного с событиями апреля и июня 2010 года. Стремления населения активно участвовать в выборах Президента КР начало проявляться еще в предвыборный период, когда по проведенному компанией «М-вектор», электоральному исследованию, было выявлено процентное увеличение количества граждан, изъявивших свое твердое желание идти на президентские выборы среди респондентов, опрошенных в сентябре месяце по сравнению с респондентами, опрошенными в июле 2011 года30.
Исследование показало, что количество граждан, желающих проголосовать, увеличилось на 10% и составило 79,5%. Официальные результаты выборов Президента КР 2011 года также показали небывало высокую явку электората в Чуйской (84,51%) и Таласской (84,9%) областях, то есть свыше 80% зарегистрированных избирателей, достаточно высокую явку в Нарынской (76,1%) и Иссык-Кульской (71,26%) областях, свыше 70%, и невысокую явку избирателей в Ошской (52,73%), Джалал-Абадской (49,91%) и Баткенской (48,45%) областях, около 50%. Что в общем составило 61,28% по республике.31
Анализируя данный процесс, можно выделить интересную дискуссию, имевшую место США, между действующим на тот период Президентом КР Розой Отунбаевой и американским экспертом по Центральной Азии Мартой Олкотт, которая задалась вопросом о реальных намерениях действующего Премьер-министра КР Алмазбека Атамбаева занять место главы государства, имеющим более узкие функциональные полномочия, чем глава Правительства. В ответ на данный вопрос Роза Отунбаева высказала мнение о том, что стремление Атамбаева стать Президентом КР связано с его желанием сохранить существующую парламентскую форму правления от возможных изменений со стороны других кандидатов, которые не скрывают по данному поводу своих намерений.
С другой стороны,
также можно наблюдать и
Таким образом, можно сделать вывод, что победа А. Атамбаева является отражением поддержки граждан начатым политическим реформам и утверждению стабильности в Кыргызстане. Данную точку зрения поддержал и новый Президент КР своими словами: «Последние выборы показали, что народ выбирает продолжение реформ. Народ, возможно, голосовал не за Атамбаева, а за то, чтобы отныне в стране было спокойно, была стабильность и, чтобы народ сам решал свою судьбу. Народ не хочет, чтобы впредь была автократия и деспотия. В Кыргызстане должна быть народная власть»33.
Анализируя итоги выборов Президента КР в октябре 2011 года необходимо также отметить критику данного процесса со стороны других кандадатов, таких как Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев, которые объявили о своем непризнании результатов выборов34.
Тем не менее, международные и местные наблюдатели «не увидели серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на результаты» и, в целом, признали выборы свободными и открытыми, выражая «осторожный оптимизм о демократическом будущем Кыргызстана», хотя также отметили существование ряда недостатков и проблем, и необходимость улучшения предвыборного процесса и избирательного законодательства35.
Некоторые сомнения вызывают показатели голосования по южным регионам, которые традиционно выделялись высоким уровнем участия электората в выборном процессе, а также результаты голосования по Ошской области и г. Ош, где А.Атамбаев набрал 35% и 44% голосов избирателей, опередив ближайшего оппонента А.Мадумарова на 6% и 16% соответственно36. Данные результаты вызвали критику оппонентов о недостатках в формировании избирательных списков и породили предположения о возможном применении административного ресурса для завышения результатов голосования.
Несмотря на это, результаты выборов оставляли очень мало сомнений относительно победы А. Атамбаева и завершению избирательного процесса в первом туре. Главная критика была направлена на показатели результатов, недостатки и проблемы выборов. Так, бывший спикер Жогорку Кенеш Ахматбек Кельдибеков, выступивший в качестве посредника в организации обсуждения итогов выборов в Жогорку Кенеше, отметил, что кандидаты в Президенты КР не сомневаются, что Алмазбек Атамбаев победил, но они, в основном, требуют справедливости, «чтобы все проходило прозрачно и честно. Те ошибки, которые налицо, ЦИК признал и согласился принять по ним решения»37.
Подводя некоторые итоги выборов
Президента КР и избрания на пост главы
государства Алмазбека Атамбаева необходимо
отметить поддержку электората выбранному
курсу по реформированию политической
и административной системы Кыргызстана,
проводимому действующей политической
элитой. Но, с другой стороны, невозможно
до конца быть уверенным в том, что Алмазбек
Атамбаев, получив поддержку электората
и став Президентом КР, не захочет пересмотреть
действующую Конституции КР и расширить
президентские полномочия.
Литература:
система «Параграф», Бишкек, 2011.
требуют справедливости», ИА «Акипресс»,
02.11.2011,[http://www.
1 Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан. – Фрунзе,1991.
2 Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики». Закон Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. – Фрунзе, 1991, - №566-XII.
3 О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике: Указ Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994. - № УП-188.
4 Асанкулов Ж.А.Этапы становления и развития избирательной системы в Кыргызской Республике //lib.knu@mail.ru
5 Руководство ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами. – Варшава, 1996.
6 Кодекс Кыргызской Республики от 29 мая 1999 года № 39 «О выборах в Кыргызской Республике», Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.
7 О назначении выборов в представительные органы местного самоуправления районов и областей Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994.
8 О рассмотрении подписных листов с подписями граждан в поддержку кандидатов в Президенты Кыргызской Республики М. Айбалаева, О. Текебаева, Ю. Тойчубекова: Постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 1995. – №26.
9 Кодекс Кыргызской Республики 1999 года «О выборах в Кыргызской Республике» с изменениями и дополнениями от 14.10.2001, Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.
10 О выборах в Кыргызской Республике: Кодекс Кыргызской Республики – Бишкек, 1999. - №39.
11 Выборы депутатов Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: Цифры и факты. – Бишкек, 2001.
12 Об итогах выборов депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: Постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 2000.-№290.
13 Кодекс Кыргызской Республики
1999 года «О выборах в Кыргызской Республике»
с изменениями и дополнениями от 24.01.2004,
Информационная система «
14 Зайраш Галиева, Выборы и становление парламента: опыт Кыргызстана//Парламенттик демократия (материалы международной конференции, проведенной в КТУ «Манас» 18-20 марта 2011 года), Бишкек, 2011, с. 249-250
15 З. Курманов, Парламентские
16 Особенности избирательных кампаний 2000-2001 гг. Кыргызской Республики // Гуманитарные проблемы современности: Научные труды молодых ученых. – Бишкек, 2002.-Вып.3.
18 Конституция КР в редакции 8 ноября 2006 года
.
19 Наличие общереспубликанского и регионального барьеров в пропорциональной избирательной системе КР, подразумевает прохождение в парламент политических партий, набравших 5 и выше % голосов от включенных в списки избирателей в целом по республике, и получивших в каждой области, в городах Бишкек и Ош 0,5 и выше % голосов от включенных в списки избирателей
.
20 Подробности о выборах
см.:Абдумомун Мамараимов, «Киргизия: парламентские
выборы и конец эпохи уличного либерализма», ИА
«Фергана.Ру», [http://www. fergananews.com/article.php?
.
21 З.Галиев. Выборы и становление парламента:
1
22 Результаты голосования на
.
23 Предвыборная программа «7 шагов
развития Кыргызстана» кандидата в Президенты
КР Камчибека Ташиева, опубликованная
на сайте Facebook [http://ru-
.
24 Там же
.
25 По предварительным данным, озвученным
5 октября 2010 года членом ЦИК Жаркын Бапановой,
проходной барьер в 5% составляет 141828 голосов
избирателей, на 11 октября этот порог увеличился
и составил 142638 голосов, а к объявлению
результатов выборов был зафиксирован
в количестве около 150 тысяч голосов,
вследствии чего партия «Бутун Кыргызстан»,
набрав свыше 145 тысяч голосов не прошла
в Жогорку Кенеш КР//Новости ИА «Акипресс», 5 и 11
октября 2010 года, [http://
26 «Во власти, как никогда
w
28 Чотаев З., «Три варианта возможного
29 Данные Центральной избирательной
комиссии по выборам и проведению референдумов
КР, [http://www.shailoo.gov.kg/
]
30 Интервью Артура Исаева с экспертом Бакытом Бекетаевым, «Три варианта исхода президентских выборов в Кыргызстане» // Газета «Дело №», 06.10.2011.