Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:37, статья

Описание работы

В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.

Файлы: 1 файл

Майчинова Г.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Выдвинув свою кандидатуру на пост главы государства, Адахан Мадумаров построил предвыборную кампанию на необходимости стабилизации политической ситуации и консолидации государственной власти. В интервью, опубликованном на официальном сайте  политической  партии «Бутун Кыргызстан», и отражающем основные  направления его избирательной программы, лидер партии подверг критике действующую политическую систему и форму государственного устройства, утверждая, что: “Кто бы ни победил на президентских выборах, при таком госустройстве никакое движение вперед  невозможно. В нашей стране парламентское правление — не  более чем бутафория, и люди в этом уже убедились. Правительство состоит из людей с разными политическими, экономическими и социальными  взглядами. Такая «разношерстная» команда не сможет двигаться в одном  направлении”26.

Адахан Мадумаров,  высказывая свои предпочтения относительно формы государственного правления, привел в качестве примера Конституцию КР 1993 года и отметил, что «сегодня мы должны начать  все с чистого листа   и вернуться к Конституции 93-го года с некоторыми поправками. И внести изменения в основной документ не революционным, а эволюционным путем, как это делают во всем цивилизованном мире»27. 

В связи с этим, можно прийти к выводу, что лидер партии «Бутун Кыргызстан», утверждая необходимость консолидации власти  и возвращения  к Конституции КР 1993 года, выступает за смешанную форму  правления с более широкими президентскими полномочиями. Как уже было сказано выше, форму правления, регламентированную Конституцией 1993  года, в силу распределения полномочий между парламентом и президентом трудно четко охарактеризовать как полупарламентскую или же полу-президентскую28.

Подводя итоги президентских выборов в Кыргызстане 30 октября 2011 года, можно отметить преобладающую поддержку электората Алмазбеку  Атамбаеву, получившему 63,24% голосов избирателей, участвовавших  в выборах Президента КР. Главные его оппоненты — лидер  политической партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров и лидер политической партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев получили соответственно 14,77% и 14,32% голосов избирателей29.

Избрание Алмазбека Атамбаева на пост главы государства является результатом активного участия граждан  Кыргызстана в выборном процессе и их желанием стабилизировать политическую ситуацию в стране после длительного периода «турбулентности», связанного с событиями апреля и  июня 2010 года. Стремления населения активно участвовать  в выборах Президента КР начало проявляться еще в предвыборный период, когда по проведенному компанией «М-вектор», электоральному исследованию, было выявлено процентное увеличение количества граждан, изъявивших свое твердое желание идти на президентские выборы среди респондентов, опрошенных в сентябре месяце по сравнению с респондентами, опрошенными в июле 2011 года30.

Исследование показало, что количество граждан, желающих проголосовать, увеличилось на 10% и составило 79,5%.  Официальные результаты  выборов Президента КР 2011  года  также   показали небывало  высокую явку электората  в Чуйской (84,51%) и Таласской  (84,9%) областях, то есть свыше  80% зарегистрированных избирателей, достаточно  высокую явку  в Нарынской  (76,1%) и Иссык-Кульской   (71,26%) областях, свыше  70%, и невысокую явку избирателей в Ошской (52,73%), Джалал-Абадской (49,91%) и Баткенской (48,45%) областях, около 50%. Что в общем  составило 61,28% по республике.31  

 Анализируя данный  процесс, можно выделить интересную  дискуссию, имевшую место США, между действующим на тот период Президентом КР Розой Отунбаевой и американским экспертом по Центральной Азии  Мартой Олкотт, которая задалась вопросом о реальных намерениях  действующего Премьер-министра КР Алмазбека Атамбаева занять место главы государства, имеющим более узкие функциональные полномочия,  чем глава Правительства. В ответ на данный вопрос Роза Отунбаева высказала  мнение о том, что стремление Атамбаева  стать Президентом  КР связано с его желанием  сохранить существующую  парламентскую форму правления  от возможных изменений со стороны других кандидатов, которые не скрывают по данному поводу своих намерений.

  С другой стороны, также можно наблюдать и достаточно  высокую поддержку А.Атамбаева со стороны электората и в предвыборный период. Например, эксперты и политические  обозреватели Кыргызстана  еще до выборов комментировали лидирующую позицию Атамбаева,  а некоторые из них даже предсказывали  его победу в  первом туре выборов Президента КР32.

Таким  образом, можно сделать вывод, что победа А. Атамбаева является отражением поддержки граждан начатым политическим реформам и утверждению стабильности в Кыргызстане. Данную точку зрения поддержал и новый Президент  КР своими словами: «Последние выборы показали,  что народ выбирает продолжение реформ. Народ, возможно,  голосовал не за Атамбаева, а за то, чтобы отныне в стране было спокойно, была стабильность и, чтобы народ сам решал свою судьбу. Народ не хочет, чтобы впредь была автократия и деспотия. В Кыргызстане должна быть народная власть»33.

Анализируя итоги выборов Президента КР в октябре 2011 года необходимо  также отметить критику данного процесса со стороны других кандадатов, таких как Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев, которые объявили о своем непризнании результатов выборов34.

Тем не  менее, международные и местные наблюдатели «не увидели серьезных нарушений, которые  могли бы повлиять на результаты» и, в целом, признали выборы свободными и открытыми, выражая «осторожный оптимизм о демократическом будущем Кыргызстана», хотя также отметили существование ряда недостатков и проблем, и необходимость улучшения предвыборного процесса и избирательного законодательства35.

Некоторые сомнения вызывают показатели голосования по южным регионам, которые традиционно выделялись  высоким уровнем участия электората в выборном процессе, а также результаты голосования по Ошской области и г. Ош, где А.Атамбаев набрал  35% и  44% голосов  избирателей, опередив ближайшего оппонента А.Мадумарова на 6% и 16% соответственно36. Данные результаты вызвали критику оппонентов о недостатках в формировании избирательных списков и породили предположения о возможном применении административного ресурса для завышения результатов голосования. 

Несмотря на это, результаты выборов оставляли очень мало сомнений относительно победы А. Атамбаева и завершению избирательного процесса в первом туре. Главная   критика была направлена на показатели результатов, недостатки и проблемы выборов. Так, бывший спикер Жогорку Кенеш Ахматбек Кельдибеков, выступивший в качестве посредника в организации обсуждения итогов выборов в Жогорку Кенеше, отметил, что  кандидаты в Президенты КР не сомневаются, что Алмазбек Атамбаев победил, но они, в основном,  требуют  справедливости, «чтобы  все проходило  прозрачно и честно. Те ошибки, которые налицо, ЦИК признал и согласился принять по ним решения»37.

Подводя некоторые итоги выборов Президента  КР и избрания на пост главы государства Алмазбека Атамбаева  необходимо отметить поддержку электората выбранному курсу по реформированию политической и административной системы Кыргызстана,  проводимому  действующей политической элитой. Но, с другой стороны, невозможно до конца быть уверенным  в том, что Алмазбек  Атамбаев, получив поддержку электората и став Президентом КР, не захочет пересмотреть действующую Конституции КР и расширить президентские полномочия. Исходя из предвыборной кампании А. Атамбаева и его активного участия в реализации данной формы правления можно только с оптимизмом надеяться на  будущее политического развития в данном направлении. Это предположение подтверждает и  заявление, сделанное Президентом КР 16 января 2012 года по итогам своего официального визита в Турецкую Республику, о том, «что в настоящий момент Кыргызстан является парламентско-президентской республикой,  и он до своего ухода постарается сделать ее парламентской»38.

 

Литература:

  1. «А.Келдибеков: Кандидаты признают победу Атамбаева, но
  2. «Адахан  Мадумаров  не  признает итоги выборов президента», ИА «Акипресс», 16.11.2011, [http://www.akipress.org], Юлия Мазыкина «Кыргызстан поствыборный: за что голосовали?», ИА «24.kg», 01.11.2011,  http://www.24kg.org/ election2011/113174-kyrgyzstan-postvybornyj-za-chto-golosovali.html].
  3. «Представитель Миссии ОБСЕ: Нужно еще провести  значительную работу на всех уровнях, чтобы страна могла соответствовать своим международным обязательствам проводить демократические выборы», ИА «Акипресс», 31.10.2011,
  4. А.Атамбаев: 7 апреля 2010  года стало началом конца всех  деспотических  режимов на планете», ИА «Акипресс», 16.11.2011, //www.akipress.org].
  5. Асанкулов Ж.А.Этапы становления и развития избирательной системы в Кыргызской Республике //lib.knu@mail.ru
  6. Атамбаев А.Ш. Об  итогах  поездки  в  Турцию:  В  кыргызско-турецких  отношениях   открывается  новая  страница»  //Акипресс», 16.01.2012;://www.akipress.org].
  7. Выборы  депутатов  Законодательного  собрания  и  Собрания  народных  представителей  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: Цифры и факты. – Бишкек, 2001.
  8. Данные  Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, [http://www.shailoo.gov.kg/Itogi/].
  9. Данные Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, [http://www.shailoo.gov.kg/Itogi/]
  10. Данные Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, [http://www.shailoo.gov.kg/Itogi/]
  11. Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан. – Фрунзе,1991.
  12. З. Курманов, Парламентские выборы в Кыргызстане в 2005 году и крах политического режима А.Акаева//Центральная Азия и Кавказ, № 3(39), 2005
  13. З.Галиев. Выборы  и становление парламента: опыт Кыргызстана
  14. Зайраш Галиева, Выборы   и становление парламента: опыт Кыргызстана//Парламенттик демократия (материалы международной конференции, проведенной в К-ТУ «Манас» 18-20 марта 2011-года), Бишкек, 2011
  15. Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики».  Закон Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. – Фрунзе, 1991, - №566-XII.
  16. Избирательный процесс проходит относительно открыто и прозрачно, — отчет по наблюдению за выборами «Коалиции за демократию...», ИА «Акипресс», 24.10.2011,
  17. Интервью Артура Исаева с экспертом Бакытом Бекетаевым, «Три  варианта исхода президентских выборов в Кыргызстане» // Газета «Дело №», 06.10.2011. 
  18. Кодекс Кыргызской Республики 1999 года «О выборах в Кыргызской  Республике» с изменениями и дополнениями от 14.10.2001, Информационная
  19. Кодекс Кыргызской Республики 1999 года «О выборах в Кыргызской Республике» с изменениями и дополнениями от 24.01.2004, Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011
  20. Кодекс Кыргызской Республики от 29 мая 1999 года № 39 «О выборах в Кыргызской Республике», Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.
  21. Конституция КР в редакции 8 ноября 2006 года.
  22. Мы не увидели серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов в Кыргызстане, — наблюдатели из Японии, ИА «Акипресс», 31.10.2011, 
  23. Наблюдатели от СНГ сообщили президенту Р.Отунбаевой,  что не выявили серьезных нарушений на выборах, ИА «Акипресс», 31.10.2011, //www.akipress.org].
  24. О  назначении  выборов  в  представительные  органы местного  самоуправления  районов  и областей Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994.
  25. О  рассмотрении  подписных  листов с  подписями  граждан  в  поддержку  кандидатов  в Президенты  Кыргызской  Республики  М.  Айбалаева,  О.  Текебаева,  Ю.  Тойчубекова: Постановление  Центральной  комиссии  по  выборам  и  проведению  референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 1995. – №26.
  26. О  реформе  местного  самоуправления  в  Кыргызской  Республике:  Указ  Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994. - № УП-188.
  27. О выборах в Кыргызской Республике: Кодекс Кыргызской Республики – Бишкек, 1999. - №39.
  28. Об итогах  выборов  депутатов Законодательного  собрания Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики:  Постановление  Центральной  комиссии  по  выборам  и  проведению  референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 2000.-№290.
  29. Особенности избирательных кампаний 2000-2001 гг. Кыргызской Республики  // Гуманитарные проблемы современности: Научные труды молодых ученых.  – Бишкек, 2002.-Вып.3.
  30. Подробности о выборах см.:Абдумомун Мамараимов, «Киргизия: парламентские выборы и конец эпохи уличного либерализма», ИА «Фергана.Ру», [http://www. fergananews.com/article.php?id=5538], 27.12.2007
  31. Предвыборная программа «7 шагов развития Кыргызстана» кандидата в Президенты КР Камчибека Ташиева, опубликованная на сайте Facebook [http://ru-ru.facebook.com/notes/kamchybek-tashiev/].
  32. Результаты голосования на выборах Президента КР в октябре 2010 года:  «Электоральное исследование показало,  что 79,5% респондентов хотят идти на выборы», ИА «Акипресс», 17.10.2011, [http://www.akipress.org].
  33. Результаты голосования на выборах Президента КР в октябре 2011 года: Официальный сайт Центральной избирательнй комиссии по выборам и проведению референдумов в КР,  [http://shailoo.gov.kg/].
  34. Руководство ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами. – Варшава, 1996.

система «Параграф», Бишкек, 2011.

требуют справедливости», ИА «Акипресс», 02.11.2011,[http://www.akipress.org].

  1. Чотаев З., «Три варианта возможного политического развития событий после выборов президента»  // Слово Кыргызстана,  7 сентября 2011 года

1 Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан. – Фрунзе,1991.

2 Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики».  Закон Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. – Фрунзе, 1991, - №566-XII.

3 О  реформе  местного  самоуправления  в  Кыргызской  Республике:  Указ  Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994. - № УП-188.

4 Асанкулов Ж.А.Этапы становления и развития избирательной системы в Кыргызской Республике //lib.knu@mail.ru

5 Руководство ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами. – Варшава, 1996.

6 Кодекс Кыргызской Республики от 29 мая 1999 года № 39 «О выборах в Кыргызской Республике», Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.

7 О  назначении  выборов  в  представительные  органы местного  самоуправления  районов  и областей Кыргызской Республики: Указ Президента Кыргызской Республики. – Бишкек, 1994.

8 О  рассмотрении  подписных  листов  с  подписями  граждан  в  поддержку  кандидатов  в Президенты  Кыргызской  Республики  М.  Айбалаева,  О.  Текебаева,  Ю.  Тойчубекова: Постановление  Центральной  комиссии  по  выборам  и  проведению  референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 1995. – №26.

9  Кодекс Кыргызской Республики 1999 года «О выборах в Кыргызской  Республике» с изменениями и дополнениями от 14.10.2001, Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.

10  О выборах в Кыргызской Республике: Кодекс Кыргызской Республики – Бишкек, 1999. - №39.

11 Выборы  депутатов  Законодательного  собрания  и  Собрания  народных  представителей  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: Цифры и факты. – Бишкек, 2001.

12 Об итогах  выборов  депутатов  Законодательного  собрания Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики:  Постановление  Центральной  комиссии  по  выборам  и  проведению  референдумов Кыргызской Республики – Бишкек, 2000.-№290.

 

13 Кодекс Кыргызской Республики 1999 года «О выборах в Кыргызской Республике» с изменениями и дополнениями от 24.01.2004, Информационная система «Параграф», Бишкек, 2011.

14 Зайраш Галиева, Выборы   и становление парламента: опыт Кыргызстана//Парламенттик демократия (материалы международной конференции, проведенной в КТУ «Манас» 18-20 марта 2011 года), Бишкек, 2011, с. 249-250

15   З. Курманов, Парламентские выборы в Кыргызстане в 2005 году и крах политического режима А.Акаева//Центральная Азия и Кавказ, № 3(39), 2005, с.16.

16 Особенности избирательных кампаний 2000-2001 гг. Кыргызской Республики  // Гуманитарные проблемы современности: Научные труды молодых ученых.  – Бишкек, 2002.-Вып.3.

 

18 Конституция КР в редакции 8 ноября 2006 года

.

19 Наличие общереспубликанского и регионального барьеров в пропорциональной избирательной  системе КР, подразумевает прохождение в парламент политических партий, набравших 5 и выше % голосов от включенных в списки избирателей  в целом по республике, и получивших в каждой  области, в городах Бишкек и Ош  0,5 и выше % голосов от включенных в списки избирателей

.

20   Подробности о выборах см.:Абдумомун Мамараимов, «Киргизия: парламентские выборы и конец эпохи уличного либерализма», ИА «Фергана.Ру», [http://www. fergananews.com/article.php?id=5538], 27.12.2007

.

21 З.Галиев. Выборы  и становление парламента: опыт Кыргызстана, с.250-25

1

22 Результаты голосования на выборах Президента КР в октябре 2011 года: Официальный сайт Центральной избирательнй комиссии по выборам и проведению референдумов в КР, [http://shailoo.gov.kg/]

.

23 Предвыборная программа «7 шагов развития Кыргызстана» кандидата в Президенты КР Камчибека Ташиева, опубликованная на сайте Facebook [http://ru-ru.facebook.com/notes/kamchybek-tashiev/]

.

24 Там же

.

25 По предварительным данным, озвученным 5 октября 2010 года членом ЦИК Жаркын Бапановой, проходной барьер в 5% составляет 141828 голосов избирателей, на 11 октября этот порог увеличился и составил 142638 голосов, а к объявлению  результатов выборов был зафиксирован в количестве около 150 тысяч  голосов, вследствии чего партия «Бутун Кыргызстан», набрав свыше 145 тысяч голосов не прошла в Жогорку Кенеш КР//Новости ИА «Акипресс», 5 и 11 октября 2010 года, [http://www.akipress.org].

 

 

26   «Во власти, как никогда необходимы государственники, а не бизнесмены»,  интервью с Адаханом Мадумаровым, официальный сайт политической партии «Единый Кыргызстан»//bytyn.kg/index.php?option=comontent&vie

w

 

 

28 Чотаев З., «Три варианта возможного политического развития событий после выборов президента» //Слово Кыргызстана, 7 сентября 2011 года

 

 

29 Данные  Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, [http://www.shailoo.gov.kg/Itogi/

]

30 Интервью Артура Исаева с экспертом Бакытом Бекетаевым, «Три  варианта исхода президентских выборов в Кыргызстане» // Газета «Дело №», 06.10.2011.

Информация о работе Особенности развития и реформирования избирательной системы в процессе трансформации Кыргызской Республики