Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:37, статья
В данной статье предпринята попытка рассмотрения “системы выборов” как основной элемент модернизации политической системы кыргызской государственности с момента приобретения суверенитета. В статье исследуются проблемы становления и развития избирательного процесса в Кыргызской Республике, взаимоотношения государственной власти и гражданского общества связанные со становлением и развитием избирательной системы, обоснованы важнейшие направления дальнейшего развития избирательной системы Кыргызской Республики в соответствии с мировым опытом.
Выборы глав местного самоуправления можно назвать девятым этапом. Выборы мэров городов областного подчинения республики состоялись 2-3 июля 2001 года, в соответствии с положениями «Об основах организации местного самоуправления в городах областного подчинения Кыргызской Республики», «О выборах главы местного самоуправления – мэра города областного подчинения». Дальнейшим шагом в осуществлении программы децентрализации органов государственной власти Кыргызской Республики стало проведение в девяти городах областного подчинения Кыргызской Республики (Ош, Талас, Балыкчи, Кара-Куль, Таш-Кумыр, Сулюкта, Кызыл-Кия, Джалал-Абад, Майлуу-Суу) первых выборов глав местного самоуправления - мэров городов областного подчинения республики. Эти выборы проводились в целях дальнейшей демократизации и упорядочения системы местного самоуправления в городах республики. Законодательной базой выборов глав местного самоуправления стал принятый 11 октября 2001 года Законодательным собранием Жогорку Кенеша Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс «О выборах в Кыргызской Республике», в который накануне выборов была включена глава XIV, регулирующая выборы глав местного самоуправления в соответствии с международными стандартами демократических выборов. Эти выборы знаменовали очередной важный этап строительства кыргызской государственности и стали испытанием на зрелость для всех участников избирательного процесса.
Практика смешанной избирательной системы просуществовала до 2004 года, когда были приняты новые изменения и дополнения в избирательный кодекс Кыргызстана.
В результате данных изменений была произведена трансформация Жогорку Кенеша из двухпалатного в однопалатный парламент, состоящий из 75 депутатов, а последовавшие новые изменения и дополнения в Кодекс «О выборах в КР» от 24 января 2004 года, упразднили механизмы избрания депутатов Жогорку Кенеша по пропорциональной системе.
Согласно данным изменениям в
избирательном кодексе в статье 70, предусматривается, что «для
Десятый этап - выборы в Жогорку Кенеша Кыргызской Республики состоялись 27 февраля 2005 года в соответствии с новой редакцией Конституции Кыргызской Республики 2003 года, принятой референдумом от 2 февраля 2003 года.
Согласно новой редакции Конституции, с 2005 года в республике должен функционировать однопалатный Парламент Кыргызской Республики, состоящий из 75 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам. Одним из основополагающих моментов в новой редакции Конституции является переход от мажоритарно-пропорциональной к мажоритарной избирательной системе.
Подготовка Президента Аскара Акаева к парламентским и президентским выборам в 2005 году потребовала упрощения выборного процесса и завершения эксперимента по внедрению пропорциональной избирательной системы в связи с необходимостью более гарантированного продвижения провластных политических сил в ЖК. Выборы в Жогорку Кенеш в феврале-марте 2005 года прошли с большими нарушениями и применениями административного ресурса.14 Результаты первого тура выборов вызвали волну протестов на юге Кыргызстана
и в других областях. Несмотря на применение административного ресурса, было избрано лишь 32 депутата из 75. По итогам выборов в Жогорку Кенеш прошли всего лишь 6 оппозиционных
депутатов, что не составило даже 10% состава парламента, хотя по прогнозам они должны были получить не менее 30%15.
Данные события, в конечном итоге, стали причиной «бархатной революции» и отстранения Аскара Акаева от политической власти в стране в марте 2005 года.
Согласно результатам выборов, в новом парламенте оказалось много представителей теперь уже свергнутой власти. Результаты выборов можно рассматривать, с одной стороны, как подтверждения эффективности использования тактики власти для достижения цели. Но, с другой стороны грубое использование властью своего преимущества вызвало сопротивление со стороны оппозиции и населения, в целом, что привело к мартовским событиям 2005 года.
Одиннадцатый этап - досрочные выборы Президента Кыргызской Республики состоялись 10 июля 2005 года в соответствии с нормами новой редакции Конституции Кыргызской Республики 2003 года, а также в соответствии с пунктом 6 статьи 58 Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике», согласно которому при досрочных выборах все сроки избирательных действий сокращаются на четверть16.
На президентских выборах было очень много кандидатур на президентский пост и можно сделать вывод о том, что внутри самой оппозиции нет согласия. Были зарегистрированы следующие кандидаты: Айтикеев А.Ы., Бакиев К.С., Бакир уулу Т., Дуйшебаев К.А., Жекшеев Ж.Ж., Уметалиева Т.Д., Шарипов Ж.Ш. Согласно итогом выборов Президента Кыргызской Республики Президентом Кыргызской Республики стал Бакиев К.С., который получил 88,72 процента голосов избирателей17.
После событий 24 марта 2005 года и прихода к власти новых политических сил, в 2006 году была сделана новая попытка внедрения смешанной избирательной системы для выборов депутатов Жогорку Кенеша.
Таким образом, в Конституции КР от 8 ноября 2006 года в
статье 54/2 говорится, что
«Жогорку Кенеш Кыргызской Республики состоит из
90 депутатов, избираемых сроком
на пять лет. Из них не менее
избираются по пропорциональной
системе».18 Данный вариант Конституции
просуществовал недолго и не произвел конструктивных
Осенью 2007-года новый Президент Курманбек Бакиев,
Данные положения, в частности региональный барьер, обычно предусмотрены в странах с развитыми политическими партиями, способными обеспечить себе достаточную поддержку во всех регионах страны. К сожалению, на тот период в Кыргызстане трудно было говорить о наличии сильных политических партий. Поэтому можно заключить, что эти положения были внедрены правящей элитой с целью избавления от оппозиционных политических сил и продвижению провластных политических партий. Практику реализации данных намерений с использованием административного ресурса можно наблюдать на парламентских выборах в Кыргызстане в 2007 году, когда партия «Ата-Мекен» не прошла в Жогорку Кенеш по причине регионального барьера, а созданная за два месяца до выборов провластная партия «Ата-Журт» получила подавляющее большинство мест в парламенте.20 Таким образом, двенадцатый этап - досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 16 декабря 2007 года, впервые проводились по партийным спискам на основе принятого референдумом (всенародным голосованием) 21 октября 2007 года новой редакции Конституции и Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике.
На 90 парламентских мест претендовали в среднем по 100 кандидатов от 12 политических партий.
В соответствии с Кодексом о выборах, из распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу были исключены политические партии, списки кандидатов которых получили:
В ходе голосования по единому избирательному округу, партия «Ак-Жол» набрала 1 245 331 голос (71 место в ЖК КР), СДПК – 188 585 голосов (11 мест ЖК КР), партия коммунистов Кыргызстана – 140 258 голосов (8 мест ЖК КР).
Главным объектом критики и споров на парламентских выборах 2007 года стал вопрос определения уровня регионального барьера как 0,5%, либо от единого республиканского списка, либо от числа избирателей, зарегистрированных в данном регионе. 19 ноября 2007 года ЦИК издал постановление, что 0,5% голосов избирателей необходимо набрать от единого республиканского списка, определившего региональный порог в областях в количестве 13000 голосов и в городах Бишкек и Ош как минимум 600 голосов избирателей. 21
Другим немаловажным недостатком Кодекса
«О выборах в КР» в редакции 2007 года вновь является
процесс подсчета результатов голосования, определяющий
процентное соотношение
Тринадцатый этап - выборы депутатов местных кенешей Кыргызской Республики состоялись 5 октября 2008 года основывались на Указе Президента Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года УП № 275, и в соответствии с измененным порядком формирования районных кенешей, также с истечением сроков полномочий депутатов отдельных местных кенешей. В целом по республике на 7 643 мандата зарегистрировано 15 139 кандидатов, от политических партий и самостоятельно принявших решение баллотироваться.
Несмотря на принятие Конституции КР 2010 года выборы в парламент Кыргызстана 10 октября 2010 проходили по старому Кодексу «О выборах в КР» от 1999 года в редакции 2010 года. В рамках формирования новой полупарламентской системы, выборы в Жогорку Кенеш 2010 года, при относительно свободных и прозрачных условиях, выявили массу недостатков и проблем в избирательном процессе. Это такие как— создание и функционирование избирательных комиссий, формирование списков избирателей, а также порядок и принцип определения результатов выборов.
Наблюдались проблемы в определении количества избирателей, занесенных в списки, вновь повторились недостатки законодательства, проявлявшиеся в предыдущих выборах. Прежде всего, относительно определения результатов голосования как соотношение проголосовавших к общему списку избирателей, а не как соотношение проголосовавших к общему количеству граждан, участвующих в выборах. А также нарушение последовательности в избирательном процессе, состоящего из определения общего количества избирателей, занесенных в списки; определения числа избирателей, принявших участие в голосовании, а затем числа проголосовавших за ту или иную партию, повлияли на результаты голосования и
привели к уместной критике протестам относительно итогов выборов.
Изменения численности
Определение четкой последовательности и сроков в избирательном процессе также является немаловажным вопросом, требующим большого внимания при регламентации и организации выборов. На сегодняшний день, действующий Конституционный закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», в некоторой степени сгладил недостатки предыдущих редакций избирательного кодекса, но до конца не разрешил все имеющиеся проблемы в избирательном процессе.
Выборы Президента КР 30 октября 2011 года явились завершающим этапом легитимизации политической власти в стране после событий 7 апреля 2010 года и новой возможностью проэкзаменовать стремления политической элиты по демократизации политической системы. Рассматривая данный процесс выборов Президента КР, можно также выявить основные желания электората, поддержавшего того или иного претендента на пост главы государства. В частности, намерения по изменению или сохранению парламентской формы правления со стороны лидировавших в предвыборной кампании кандидатов. С этой целью хотелось бы выделить фаворитов предвыборной гонки: лидера партии СДПК Алмазбека Атамбаева, лидера партии «Бутун Кыргызстан» Адахана Мадумарова и лидера партии «Ата-Журт» Камчибека Ташиева, которые в совокупности получили свыше 90% голосов избирателей, участвовавших в выборах Президента КР22. Также следует обратить внимание на отношение к форме правления и некоторых других кандидатов на данный высокий пост.
Анализируя предвыборную
В связи с этим, в программе предполагается необходимость расширения некоторых функций президента, в частности, законодательная инициатива, право освобождения от занимаемой должности руководителей г государственных органов, а также избрание Президента КР на 2 срока24.
Анализируя взгляды Адахана Мадумарова, нетрудно выявить его негативное отношение к действующей Конституции КР 2010 года. Являясь одной из главных оппозиционных сил по отношению к сегодняшней элите, политическая партия Мадумарова «Бутун Кыргызстан» не смогла преодолеть общереспубликанский барьер и не вошла в состав Жогорку Кенеша на последних парламентских выборах по причине изменения количества зарегистрированных избирателей во время голосования25. Данная ситуация значительно усилила волну критики в адрес правящей политической элиты и парламентской формы правления, продвигаемой после событий 2010 года.