Особенности развития российской системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Понятие и структура правовой системы
Система права и система законодательства
Особенности развития российской системы права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕКСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ,

СОЦИОЛОГИИ им. Г.С. АРЕФЬЕВОЙ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Правоведение»

 

«Особенности

 

 

 

 

 

Выполнил: _________________________

_________________________

_________________________

Проверил:_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

  1. Введение
  2. Основная  часть
    1. Понятие и структура правовой системы
    2. Система права и система законодательства
    3. Особенности развития российской системы права
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения  социально-политического устройства Российской Федерации потребовали  создания новых правовых средств  социального регулирования системы  общественных отношений, содержащихся в правовой системе. В связи с  этим, теоретическая разработка концепции  современной российской правовой системы  и реальное ее воплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят  многие другие правовые проблемы, в  частности, вопросы, связанные с  совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений  и социальных регуляторов.

Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право  приобретает ведущее значение, а  правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать  ею при научном анализе всей правовой действительности. Такой универсальной  категорией и является понятие «правовая  система». Правовая система, являясь  основной регулирующей общественные отношения  силой, осуществляет правовое регулирование  в соответствии с существующими  социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися  на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития.

Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование правовой системы, является государственная  идеология. С этих позиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависит от качества выражения в правовых нормах принципов  правового регулирования, соответствующих  общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

Другим конститутивным аспектом построения правовой системы является ее объективация, которая находит  свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти. Поэтому, основной задачей, без решения которой  невозможно достичь успехов в  любой сфере общественной жизни, является, прежде всего, укрепление государства  в лице всех институтов и всех уровней  власти.

Принцип федерализма, заложенный в системе законодательства Российской Федерации, обуславливает формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов. Обязательным условием успеха начатых преобразований является урегулирование отношений между  федеральным и региональным уровнями власти, так как отсутствие должного механизма взаимодействия между  ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания  ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового  государства.

Рассмотрение проблем, связанных  с созданием и функционированием  современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так  как именно правовая система воплощает  в себе доминирующие на данном этапе  развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление. Рассмотрение данного вопроса позволит также  выявить основные направления в  развитии правовой системы в соответствии с доктриной федеративного демократического правового государства, пути воплощения в реальную жизнь основных его  принципов и возможности оптимизации  деятельности государственно-политических институтов власти.

Понятие и структура  правовой системы

 

 

 

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических  норм. Основная цель этого понятия - объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Позитивное право, являясь нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

В теории права выработаны неоднозначные трактовки понятия  «правовая система». Согласно одной  из них, под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как  «национальная правовая система». Понятие  «правовая система», используемое в  другой трактовке, тесно связано  со сравнительным правоведением  и служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих  сходные юридические признаки, и  отражает те особенности названных  систем, которые обусловлены сходством  конкретно-исторического развития их элементов, отражающих относительную  самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права, являющихся основанием для их интеграции в правовые семьи. В этой связи правовая система  выступает объектом исследования сравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований.

 

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Юридическая норма есть первичный и конечный структурный  элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному  значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения  правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового  регламентирования отношения в  целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических  норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих  связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К  первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское  процессуальное, уголовно–процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Критериями деления права  на отрасли и институты выступают  предмет и метод правового  регулирования. Предмет правового  регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения  выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права  на отрасли и институты. Структура  этих отношений, их тип, род, вид обусловливают  в определенной мере структурные  и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в  целом.

 

 Система права  и система законодательства

 

Правовая система объективно представляет собой синтез систем права  и законодательства, в котором  они соотносятся как форма  и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система  законодательства соответствует в  своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются  внутренние содержательные и структурные  характеристики права. Данная система  является внешним выражением системы  права. Совпадение между системой права  и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в  целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так  как обладают своей спецификой, имеют  собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных  актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы  законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового  регулирования – фактическими общественными  отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы  права (конституционное право –  конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право  – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов  государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит  Конституция, далее идут законы, указы  Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов  власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы  основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге  полномочий субъектов Федерации  в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Особенности развития российской системы права

Деятельность всей системы  органов власти в правовом государстве  в соответствии с принципом разделения властей на законодательную исполнительную и судебную способствует образованию  нормативно-законодательных и нормативно-судебных элементов, синтезированных в современной  российской правовой системе.

До недавнего времени  правовая система Российской Федерации  входила в прекратившее свое существование  семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее  входившие в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли  характерные для него черты.

Особенностью российской правовой системы переходного периода  явилось то, что на начальном этапе  ее возникновения действовало большинство  нормативных актов бывшего РСФСР, причем некоторые из них сохраняют  юридическую силу и по сегодняшний  день. С течением времени вновь  образованные органы государственной  власти издавали собственные нормативные  акты, обеспечивая тем самым появление  обновленной правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновь возникшей правовой системы в типологии современных  правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько  точек зрения. Согласно одной, прежняя  принадлежность социалистических стран  к романо-германской правовой семье  позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы  определиться в правовой природе  бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических  и социально-экономических критериев.

Информация о работе Особенности развития российской системы права