Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, реферат
Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление.
Введение
Основная часть
Понятие и структура правовой системы
Система права и система законодательства
Особенности развития российской системы права
Заключение
Список литературы
Историческая и этнокультурная
специфика России, других восточноевропейских
стран требует учета в
Указанная тенденция явилась
следствием интеграции Российской Федерации
с государствами нормативно-
Принципы правового
В отраслях публичного права изменения связаны с тем, что основными принципами правового регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных публично-правовых и частноправовых отраслях и институтах (например в земельном, трудовом, банковском и др.).
Что же касается частноправовых
отношений, то здесь следствием признания
приоритета общечеловеческих ценностей
над государственными, явилась более
широкая диспозитивность
В целом, можно сказать, что структура системы права в виде его деления на отрасли, институты и нормы, осталась прежней, однако в результате изменения системы общественных отношений, изменились и предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов и норм (к примеру налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.). Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующих правовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая и образует новую структуру системы права.
Изменения структуры системы
права, повлекло, в свою очередь, соответствующие
изменения в системе
Далее, Гражданский кодекс
РФ заложил основу регуляции отношений
в сфере экономики. Стали приниматься
законы, устанавливающие режим
Таким образом, сложившаяся на данный момент внутренняя структура законодательства может быть представлена следующим образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, две опорные отрасли – административное и гражданское законодательство – и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве. Указанные отрасли делятся на подотрасли, институты, нормативные акты и отдельные нормы. Значительные изменения правовой системы произошли и во внешней структуре системы законодательства. Особое значение в ходе построения обновленной российской государственности приобретает развитие законодательства в сфере оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование внешней структуры системы законодательства.
Анализ конституционного
законодательства Российской Федерации,
регулирующего деятельность органов
государственной власти, позволяет
сделать вывод, что здесь правовое
регулирование общественных отношений
происходит на двух уровнях – федеральном
и на уровне субъекта федерации. Причем
оба уровня предполагают наличие
относительно самостоятельных правовых
систем. Во-первых, федеральное законодательство
образует систему законодательства
Российской Федерации, так как именно
она является суверенным государством,
обладающим системой федеральных органов,
деятельность которых и ведет
к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации
обладают системой собственных органов
власти, наделенных определенной компетенцией,
позволяющей издавать нормативные
акты, в пределах своих полномочий.
При этом правовые системы субъектов
федерации не должны противоречить
федеральным нормативным
Реализация всей совокупностью
органов государственной власти
своей компетенции находит
Анализируя соотношение
системы федерального законодательства
и систем законодательства субъектов
Российской Федерации, необходимо отметить,
что указанные правовые явления
взаимосвязаны не как части и
целое, а как равнозначные элементы
единой правовой системы Российской
Федерации. Такой вывод позволяют
сделать следующие особенности
российской государственности. Так, полнотой
государственной власти обладают не
только федеральные органы государственной
власти, но и органы власти субъектов
федерации. Далее, разграничение компетенции
между указанными органами носит
прежде всего конституционный
Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Для выполнения этих задач
правотворческая деятельность должна
отвечать ряду требований. Прежде всего,
она должна быть законодательно урегулированной
так, чтобы был сформирован
Вторым по значению после
правотворчества видом
Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие, – отмечает С.С. Алексеев, – это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).
Информация о работе Особенности развития российской системы права