Особенности развития российской системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Понятие и структура правовой системы
Система права и система законодательства
Особенности развития российской системы права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ установила также широкий круг новых и  уточнила известные ранее права  граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право  каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд действий и решений не только должностных лиц, но и органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний против себя самого и своих близких родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и др. В нашей правовой системе возрожден институт присяжных заседателей.

Перечисленные новеллы говорят  о том, что роль и значение правосудия в нашей стране многократно возрастают и в перспективе статус решений  судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу  судебных решений в странах прецедентного  права. Конституция РФ дает юридические  основания для такого вывода.

Важным аспектом правовой системы является правовое поведение  граждан, организаций и органов, складывающееся в конечном счете  во всеобъемлющий правовой порядок  в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать  те или иные юридические нормы  и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание – стремиться и  желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких  угодно правовых режимов, но если это  не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

Последним по счету, но не по значению, является такой компонент  правовой системы, как нормативно-правовые акты – писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов  позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а  с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей  работе, – это не более чем  важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным  было бы методологически некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные конкретно-исторические обоснования и пределы.

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В  узком смысле – это система  действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные  акты.

Важными новеллами являются следующие серьезные изменения  нашей правовой системы за время  реформ. Так, например, Конституция  РФ имеет сейчас не только высшую юридическую  силу (так было и раньше, хотя формально  – теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность  суда, других органов государственной  власти и управления, всех должностных  лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно  Конституцию, на которую в таком  случае делается прямая отсылка.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Очень важным является то, что  в силу п. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В российской правовой системе  происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено  общим духом и смыслом Конституции  РФ, провозгласившей Россию демократическим  федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).

Сегодня в России идет процесс  становления частного права. Государство  встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом  в истории российской правовой системы  является наделение всех субъектов  РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных  региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая  подсистема – коллизионное право (ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская правовая система  находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого  гражданского общества, где центральным  звеном, высшей ценностью выступали  бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

 

 

 

Заключение

 

Социально-политической особенностью российского общества является его  федеративная государственность. Указанная  особенность, предопределяя деятельность системы государственных органов  в соответствии с принципом федерализма, детерминирует образование правовых систем субъектов федерации, как  составных элементов правовой системы  Российской Федерации. Функционирование федеральных и региональных органов  государства осуществляется в рамках единой государственной власти. Это  указывает на необходимость развития системного законотворчества, обусловленного конституционной формой федерализма, позволяющей вырабатывать логически  связанную, соподчиненную систему  нормативных актов.

Стратегическими целями развития российской политической системы и  государственности сегодня является построение такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией РФ положения  о правах человека как высшей ценности. Кроме того, необходима отработка  системы реального воздействия  человека на государство через институты  гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь  положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это –  лишь идеал, цель нашего политико-правового  развития.

Действующая в Российской Федерации правовая система содержит реальные государственно-правовые механизмы  ее эффективного построения при надлежащем их использовании и применении в  ходе законотворческой и правоприменительной  деятельности. Указанные механизмы  способствуют устранению юридических коллизий и правовых пробелов, путем создания стройной системы законодательства, с одной стороны, и развития прецедентного права – с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

(с изменениями, внесенными  Указом Президента Российской  Федерации от 09.01.1996 г. № 20; от 10.02.1996 г. № 176; от 09.06.2001 г. № 679; от 25.07.2003 г. № 841, Федеральным конституционным законом от 25.0306 г. № 1-ФЗ). - М.: Эксмо, 2011.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации . Часть 1, 2, 3. - М.: Омега, 2010.
  2. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций.

Том 1 / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2010. – 845 с.

  1. Грудцын Л.Ю. Гражданское право России: учеб/ Л.Ю. Грудцын, A.A. Спектор. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 560 с.
  2. Интеренет сайт рефератов www.km.ru

Москва 2013

 

 


Информация о работе Особенности развития российской системы права