Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, реферат
Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление.
Введение
Основная часть
Понятие и структура правовой системы
Система права и система законодательства
Особенности развития российской системы права
Заключение
Список литературы
Конституция РФ установила
также широкий круг новых и
уточнила известные ранее права
граждан в области
Перечисленные новеллы говорят
о том, что роль и значение правосудия
в нашей стране многократно возрастают
и в перспективе статус решений
судебных органов должен приблизиться
(в сфере прав человека) к статусу
судебных решений в странах
Важным аспектом правовой
системы является правовое поведение
граждан, организаций и органов,
складывающееся в конечном счете
во всеобъемлющий правовой порядок
в стране. В любом государственно-
Последним по счету, но не по
значению, является такой компонент
правовой системы, как нормативно-правовые
акты – писаное право, составляющее
нормативно-правовую подсистему правовой
системы. С точки зрения юристов
позитивистской ориентации, нормативно-правовые
акты суть центр правовой системы, а
с позиции сторонников
Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле – это система действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.
Важными новеллами являются следующие серьезные изменения нашей правовой системы за время реформ. Так, например, Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше, хотя формально – теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Очень важным является то, что в силу п. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной организации труда (МОТ).
В российской правовой системе
происходят ныне и другие весьма важные
изменения. Например, резко возрастает
роль закона в системе источников
права. Такое положение обусловлено
общим духом и смыслом
Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.
Принципиально новым феноменом в истории российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема – коллизионное право (ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.
Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Заключение
Социально-политической особенностью
российского общества является его
федеративная государственность. Указанная
особенность, предопределяя деятельность
системы государственных
Стратегическими целями развития
российской политической системы и
государственности сегодня
Действующая в Российской Федерации правовая система содержит реальные государственно-правовые механизмы ее эффективного построения при надлежащем их использовании и применении в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности. Указанные механизмы способствуют устранению юридических коллизий и правовых пробелов, путем создания стройной системы законодательства, с одной стороны, и развития прецедентного права – с другой.
Список использованной литературы
(с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 09.01.1996 г. № 20; от 10.02.1996 г. № 176; от 09.06.2001 г. № 679; от 25.07.2003 г. № 841, Федеральным конституционным законом от 25.0306 г. № 1-ФЗ). - М.: Эксмо, 2011.
Том 1 / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2010. – 845 с.
Москва 2013
Информация о работе Особенности развития российской системы права